Седьмая глава .
Химия помогает больше узнать о природе
Продолжение. См. № 11/2003
За окном еще лежал снег, но солнышко
пригревало совсем по-весеннему. Серая ворона с
хрустом выламывала березовые сучья для нового
гнезда. На полу комнаты светился радужный зайчик
от стоящего на подоконнике аквариума.
– Да-а-а... – задумчиво сказал папа. – Наш
аквариум совсем зарос. Пора его привести в
порядок.
Саша тоже взглянула на аквариум. Осенью в нем
росло всего несколько тоненьких травинок, а
теперь были настоящие джунгли из водорослей.
«Откуда они только взялись?» – подумала Саша. Она
помнила, что растения вырабатывают вещества для
своего роста из углекислого газа и воды под
действием солнечного света. Воды в аквариуме
полно, света на окошке тоже вполне достаточно...
«Но где водоросли берут углекислый газ? –
недоумевала Саша. – Ведь он содержится в
воздухе». Выходило, что углекислый газ должен
быть и в воде.
– Папа, – осторожно спросила она, – а в воде есть
углекислый газ?
– Конечно. Многие газы растворимы в воде, в том
числе и этот.
– И кислород? – удивилась Саша.
– А чем, по-твоему, дышат рыбы?
Об этом Саша как-то не задумывалась. Она не раз
видела, как некоторые рыбки всплывали к
поверхности воды и хватали воздух ртом. Но,
например, сомик никогда не поднимался вверх. А
ведь он тоже должен дышать.
«Углекислый газ растворяется в воде, – стала
рассуждать Саша. – Из него и из воды водоросли на
свету создают нужные им вещества и выделяют
кислород. Кислород тоже растворяется
в воде...» Саша внимательно посмотрела на
аквариум. Из кончиков травинок тонкой струйкой
поднимались сверкающие на солнце пузырьки газа.
«Часть кислорода выходит на поверхность воды, –
продолжала размышлять девочка. – А остальным
кислородом дышат рыбы. Для жизни им нужен
кислород и питательные вещества. Питательные
вещества есть в рыбьем корме. И в водорослях».
Последняя идея пришла Саше в голову, когда она
увидела, как рыбки «клюют» поверхность зеленых
травинок.
Она спросила у папы:
– А что мы будем делать с аквариумом?
– Пересадим рыбок и улиток в банку. Сольем воду.
Помоем стенки и грунт. Оставим только часть
водорослей.
– А куда денем остальные? – заволновалась Саша.
– Можно я отнесу их в школу? А то там в нашем
классном аквариуме их очень мало.
– Конечно, можно, – согласился папа. – У вас там,
наверное, света маловато, вот они и растут
медленно.
Они принялись за работу. Вскоре взволнованные
рыбки кружили в банке, а Саша старательно
выбирала из водорослей улиток.
– А улитки тоже подросли! – отметила она. – Мама
говорила, что их ракушки состоят из того же
вещества, что и мел. Это правда?
Папа кивнул:
– Не только раковины, но и жемчуг то же самое
вещество.
– А откуда улитки берут мел?
– Выделяют из воды, – ответил папа.
– Расскажи поподробнее, – попросила Саша.
Незаметно подошла мама и вмешалась в их разговор:
– Сначала ты расскажи, откуда мы берем воду для
аквариума.
– Из крана.
– А как вода попадает в кран?
– Из водопровода. В водопровод – из
водохранилища. А в водохранилище – из реки, –
ответила Саша.
– А в реке вода откуда? – продолжала спрашивать
мама.
– Из ручейка. А начинается все, наверное, с
родника, в котором вода выходит из земли.
– Вот именно, – согласилась мама. – А в земной
коре очень много известняка, по которому текут
подземные воды...
– Известняк – то же вещество, что и мел, –
вспомнила Саша. – Ну и что? Ведь мел не
растворяется в воде.
– Немножко растворяется, правда, очень плохо.
Чтобы растворить малюсенький кусочек мела, нужно
целую бочку воды. Но в природе мел переходит в
воду за счет химической реакции.
– А что-то мы давно не писали химических реакций,
– заметила Саша. Она вскочила со стула и побежала
за своей «химической» тетрадкой.
Когда Саша вернулась, мама стала рассказывать
дальше:
– Под действием углекислого газа и воды
известняк или мел превращаются в растворимую
соль кальция. Ее в воде не так уж и много, но все же
больше, чем может раствориться просто мела. Если
в воде появляется кальций, она становится
жесткой.
– Много кальция полезно для зубов, – сказала
Саша.
– Зато вредно для стирки, – возразила мама. –
Мыло и стиральный порошок плохо пенятся.
– И для промывания фотопленок тоже плохо, –
добавил папа. – На них остаются пятна.
– Поэтому жесткую воду кипятят. Тогда
растворимая соль кальция опять превращается в
нерастворимый известняк, и он выпадает в осадок,
– закончила мама.
– Так вот как образуется накипь в чайнике! –
догадалась Саша. – Мама, помоги, пожалуйста, все
это записать.
Через несколько минут в Сашиной тетради
появились новые
записи.
Папа тоже заглянул в тетрадку.
– А ты знаешь, что именно так образуются в
пещерах сталактиты?
– Это что такое? – переспросила Саша.
– Такие красивые каменные «сосульки», которые
свисают с потолка пещер. Ты наверняка их видела
на картинках или по телевизору.
Теперь Саша вспомнила, что встречала это слово в
какой-то книге.
– Что-то мы отвлеклись, – заметила мама. – А кто
будет мыть грунт?
Папа насыпал камешки, лежавшие на дне аквариума,
в большой таз, поставил его в ванну и велел Саше
тщательно промыть их. Просто перемешивать камни
под струей воды было скучно, и Саша стала их
внимательно рассматривать.
Камешки в основном были пестренькие, с серыми,
белыми и розовыми точками. Кое-где можно было
заметить какие-то блестки.
– Мама! Это же гранит! Нам про него в школе
рассказывали, – обрадовалась Саша. — Это смесь
веществ. Я даже помню, что гранит состоит из
шпата, слюды и... еще чего-то.
– И из кварца, – подсказал папа.
– Вот-вот! – обрадовалась Саша. – И как только
взрослые запоминают такие трудные вещества?
– Какое же это трудное вещество? – усмехнулся
папа. – Этого самого кварца полным-полно в любой
песочнице. Ведь кварц – это самый обычный песок.
Давай сюда свой гранит, мы его положим обратно в
аквариум.
– Нальем воду и выпустим рыб! – заторопилась
Саша.
– Воду-то мы нальем, а вот с рыбами придется
подождать. Нужно, чтобы из воды вышел хлор.
– Это что такое? – спросила Саша.
– Спроси у мамы. Она у нас специалист по всяким
вредным веществам.
Пришлось маме рассказать, что есть такое
ядовитое вещество – хлор. Это очень едкий и
опасный газ. С его помощью очищают воду от
микробов – он убивает все живое. Но в воде хлор
растворим совсем немного, а если воду
прокипятить или дать ей постоять в открытом
сосуде, то хлор улетает совсем. Рыбы плохо себя
чувствуют в свежей водопроводной воде, и лучше не
торопиться поливать такой водой цветы. И для
питья воду лучше кипятить.
Поэтому в аквариум просто налили воду, а
высаживать растения и выпускать рыбок из банки
решили завтра.
Саша вновь раскрыла свою «химическую» тетрадь.
Хотя сегодня она узнала о природе немало нового,
записей почти не прибавилось. «Ну и ладно, –
подумала Саша, – буду сочинять сказку про
Фантика».
– Что ты сегодня делала? – спросил
зашедший, как обычно, под вечер Максим.
– Целый день занималась аквариумом, – ответила
Саша. – Еле ноги таскаю. Теперь могу играть
только в сидячие игры.
– Самая лучшая сидячая игра – составление
кроссвордов, – взобравшись на стул, провозгласил
Максим. – Что там у вас в аквариуме? Какие
вещества?
– Их очень много, – сказала Саша. – И эти
вещества можно найти не только в аквариуме, но и в
любом природном водоеме.
И девочка стала рассказывать, что нового она
узнала за сегодняшний день, а Максим тут же
записывал новые и уже знакомые названия веществ,
составлял кроссворд и пояснения к нему —
подсказки на картинках (рис. 1).
Кроссворд.
Вещества аквариума
|
Рис.1 Аквариум
|
Пока Максим составлял свой кроссворд,
Саша старательно рисовала огромное дерево.
– Зачем это? – спросил мальчик.
– Хочу изобразить, что нужно для растений и во
что они превращают вещества (рис. 2). Смотри, в
этих кружочках нужно написать названия веществ.
– Да нам про это сто раз в школе рассказывали! –
заявил Максим. – Я все эти вещества давным-давно
знаю.
– А раз знаешь, загадай какие-нибудь загадки,
– сказала Саша.
– Пожалуйста!
«Красная девушка по небу ходит».
«Шел долговяз, в сыру землю увяз».
«Все паны скинули кафтаны, а один пан не скинул
кафтан».
– И где здесь вещества? – ехидно спросила Саша. –
Эти загадки совсем о другом!
– Ну и что, – сконфузился Максим. – Зато они
подходят к твоему рисунку. А в следующий раз
вспомню что-нибудь и про вещества...
|
Рис.2. Жизнь дерева
|
Ответы на кроссворд. 1. Шпат. 2.
Кислород. 3. Вода. 4. Кварц. 5. Гранит. 6. Известняк. 7.
Углекислый газ. 8. Мел
(см. рис. 1).
Ответ ы к рисунку (рис. 2). 1. Углекислый
газ. 2. Кислород. 3. Сахар и крахмал. 4. Растворимые
соли. 5. Вода.
Ответы на загадки. Солнце, дождь, деревья
(осенью). |