Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №7/2010
В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ

 

В гостях у юных химиков

Урок-игра • 8 класс

Вся наша жизнь – игра!

Перефразируя одну известную строку, хочется сказать: “Игре все возрасты покорны…” Действительно, данный вид деятельности увлекает не только детей, но и взрослых. Поэтому, дорогие учителя химии, несмотря на постоянно растущую насыщенность школьной программы, старайтесь разнообразить учебную деятельность игровыми компонентами. Вам удастся не просто повысить мотивацию учащихся к вашему предмету, но и помочь им полюбить интересную и важную науку химию.

Предлагаю вашему вниманию урок, разработанный мной и проведенный в рамках первого тура конкурса “Учитель года Москвы – 2008”.

Для эффективного изучения химии в начале 8-го класса учащимся необходимо усвоить определенную базу из первоначальных химических понятий. Для проверки знаний можно воспользоваться нетрадиционным способом – провести игру, позволяющую выявить уровень комплексного усвоения знаний и умений, а также скорректировать их.

“Изюминка” такой игры заключается в следующем: заставьте учеников поверить в то, что вы – не учитель, а они знают химию лучше вас! И тогда ребята с радостью раскроют и покажут все свои знания по предмету. Особенно удачным этот урок может оказаться для тех школ, где работает несколько учителей химии. Главное – подготовить атрибуты.

А теперь несколько слов о целях и задачах урока-игры.

Предлагаемые задания расположены в порядке повышения их сложности, они позволяют проверить у учащихся знания основных химических понятий, а также умения и навыки в химических расчетах. При этом контроль над деятельностью учащихся возлагается не только на учителя, но и на некоторых учеников – так называемых “экспертов”.

В данной игре, наряду с образованием школьников, ставятся задачи их развития и воспитания. Большое внимание при оценивании ответов команд уделяется таким категориям, как анализ, сравнение, систематизация, обобщение. А учащиеся тем самым совершенствуют свою химическую грамотность. Важным элементом является и акцентирование внимания учащихся на охране труда и технике безопасности.

Безусловно, игры способствуют формированию гуманных отношений между учащимися на уроке и выработке таких качеств, как требовательность к себе, аккуратность, дисциплинированность, добросовестность, ответственность, быстрота принятия решений.

В течение урока осуществляется обратная связь с каждым учеником. Предполагается проверить и оценить уровень знаний всех учащихся, поскольку в конце игры предусмотрен выходной контроль в виде теста из пяти заданий по разным темам. Кроме того, выявляется уровень аналитических умений и навыков у мотивированных детей (“экспертов”).

Желаю удачи!

Публикация статьи произведена при поддержке компании «Солярис», предлагающей широкий спектр климатического оборудования. Решить проблему с летней жарой поможет установка качественной сплит систем. Установка кондиционеров в Москве это одна из услуг, предоставляемых компанией «Солярис». Опытные специалисты в краткие сроки и по выгодной цене произведут все необходимые монтажные работы.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Распределение ролей, введение критериев оценивания работы.

Учитель (входит в кабинет). Здравствуйте, ребята! Это кабинет химии? И это 8-й класс?

Ученики. Да.

Учитель.Значит, я правильно зашла. Сегодня вашего учителя направили в институт для выявления уровня знания химии у студентов, а меня пригласили к вам, чтобы я проверила, как вы усвоили первоначальные химические понятия. Моя профессия – экономист, я преподаю в институте и, честно говоря, химию немного подзабыла. У меня есть для вас ряд заданий. Но выполнять их просто так мне кажется скучным. Я предлагаю поиграть. Мне понадобятся четыре помощника для оценивания знаний.

Выбираются четыре ученика и садятся за отдельный стол с табличкой “эксперты”.

Учитель. Я назначаю вас химическими экспертами. Именно вы будете ставить оценки своим одноклассникам.

Все остальные учащиеся делятся на две команды.

Учитель. Я предлагаю ввести следующие критерии, по которым “эксперты” будут оценивать работу команд (на столе “экспертов” имеются задания для обеих команд и памятка с критериями). Команды, слушайте внимательно!

Критерии оценивания команд:

– организованность;

– дисциплинированность;

– сплоченность игроков;

– быстрота выполнения;

– активность игроков;

– внимание игроков;

– правильность и четкость ответа;

– химическая грамотность;

– умение аргументировать ответ.

Учитель. Максимальная оценка каждого задания на уроке будет 10 баллов. А за несоблюдение командами какого-либо из перечисленных критериев консультанты имеют право снимать заработанные баллы. Я буду следить за работой “экспертов” и оценивать их.

Критерии оценивания “экспертов”:

– объективность;

– организованность;

– качество выполнения дополнительной работы;

– полнота ответа;

– химическая грамотность;

– умение аргументировать оценку.

Учитель. Учтите, что сегодня придется поработать абсолютно всем. Я найду способ оценить работу каждого. А самых активных игроков ждет сюрприз по окончании нашего турнира. Но не буду сразу раскрывать всех тайн.

2. Закрепление знаний и навыков деятельности

Учитель. Задание 1. Придумайте название вашей команды и выберите капитана. После этого вы должны назвать каждого игрока команды каким-либо химическим элементом, но так, чтобы внутри команды названия не повторялись. Запишите маркером символ своего элемента на карточке, укажите его относительную атомную массу и прикрепите карточку к одежде с помощью булавки. Время выполнения – 2 мин.

На столах лежат периодические системы, пустые карточки, маркеры и булавки.

Ученики выполняют задание. В это время учитель разъясняет экспертам критерии оценивания ответов и снятия баллов.

Учитель. Капитаны, представьте ваши команды.

Ответ дается с места, название команды записывается на доске учителем. Эксперты ставят баллы.

Учитель. Вы уже далеко не первый раз находитесь в кабинете химии и знаете, как здесь себя нужно вести, что можно делать, а что – нельзя.

Задание 2. Очень кратко (только с помощью глаголов) сформулируйте правила теxники безопасности при работе в кабинете химии.

Команды обсуждают и готовятся 2 мин. Запись производится маркером на большом листе с надписью “Правила ТБ”, который затем вывешивается на доску и зачитывается одним из игроков.

Примерные фразы: думай, проверяй, слушай (учителя), не мешай (другим), будь аккуратен, будь внимателен, не загромождай, не рассыпай, не разливай, не вреди, не пробуй, не нюхай и т.п.

Учитель. Здорово! Оказывается, кабинет химии необычный и вести себя здесь надо по-особому.

“Эксперты” решают, какая команда лучше справилась с заданием, и выставляют баллы.

Учитель. Задание 3. Расположите указанные вещества в порядке возрастания их относительных молярных масс.

На доске для каждой команды вывешены в произвольном порядке таблички с формулами веществ. Обсуждение решения происходит внутри команды (время выполнения – 2 мин.).

Учитель. Я попрошу самого “легкого элемента” от каждой команды оформить результат на доске и дать полный ответ. (На доске имеется запись: Mr ......................... .)

Ученики выполняют работу у доски.

Учитель (обращаясь к остальным ученикам). Посмотрите на формулы. В каждой группе веществ есть один и тот же элемент, какой? Составьте формулы соединений данного элемента с кислородом и водородом, запишите маркером на листочках и покажите результат.

“Эксперты” оценивают ответы “легких элементов”, затем дополнительно оценивают формулы, составленные командами, максимальная оценка – 5 баллов (можно задать вопросы по названию этих формул, попросить дать определения оксидам, валентности элементов, и т.п.).

Учитель. Я зашла в химическую лабораторию, оказывается, там столько разных баночек с веществами! Я стала их рассматривать и случайно перепутала реактивы. Оказалось, что на некоторых почему-то частично стерлись названия. Помогите мне их восстановить с помощью маркеров и вновь расставить по полочкам.

Командам выдаются карточки-“баночки” с формулами, зачитывается задание.

Обсуждение происходит внутри команды (время выполнения – 3 мин.).

Учитель. Задание 4. Восстановите формулы веществ, распределите их на группы и дайте название каждой группе.

А я попрошу двух самых “тяжелых элементов” от каждой команды оформить результат на доске: дать название каждой “полочке” и поставить на нее соответствующие баночки с веществами.

Ученики выполняют задание.

“Эксперты” присуждают баллы командам, аргументируя свой выбор.

Учитель. Мне как экономисту необходимо знать, из какого вещества выгоднее извлекать металл. Где его больше содержится? Надеюсь, вы, как химики, сможете мне помочь?

Задание 5. В каком из предложенных соединений содержится больше металла?

Решение происходит совместно в команде (время выполнения – 3 мин.). Эксперты также решают это задание, чтобы быстрее сравнить результаты.

Учитель. Капитаны, назначьте отвечающих, которые кратко оформят результат на доске и озвучат его. А в это время команды (устно) ответят на вопросы.

Что вы считали, чтобы узнать, в каком веществе содержится больше металла?

(Массовую долю элемента в веществе.)

Как ее можно вычислить?

(Найти отношение относительной атомной массы элемента с учетом числа его атомов к относительной молекулярной массе вещества.)

Проверим результат на доске.

Игроки у доски устно дают полный ответ.

Учитель. Эксперты, вы согласны с данным ответом? Сколько баллов вы можете поставить каждой команде?

Эксперты выставляют оценки командам.

Учитель. Задание 6. К завтрашнему дню мне нужно подготовить опыты, насыпав определенные вещества в колбочки. Вещества я нашла. Весы – тоже. Но не пойму, сколько нужно взвесить каждого вещества. Здесь какой-то странный текст. Надеюсь, вы поймете, о чем идет речь. Здесь записано следующее:

Решаем задачи совместно в команде, время выполнения – 3 мин. Эксперты также решают это задание, чтобы быстрее сравнить результаты.

Команды решают задачи.

Учитель. Капитаны, ваш ответ: по сколько граммов каждого вещества мне нужно взвесить?

Зачитывается полный ответ.

Учитель. Эксперты, вы согласны? Какие у вас будут замечания? Сколько баллов вы поставите командам?

Эксперты выставляют баллы, аргументируя свой выбор.

3. Подведение итогов игры

Учитель. Итак, вы выполнили все намеченные задания. Оказывается, вы за два месяца так много узнали в области химии – это и символы элементов, и формулы веществ, и химические расчеты. Вы мне помогли освежить память в области химии. Теперь я смогу даже кое в чем помочь вашему учителю: рассчитать массы веществ, подготовить опыты для других классов.

А сейчас вам, наверное, интересно, какая команда сегодня выиграла. Эксперты, подсчитайте итоги нашей игры.

Идет подсчет баллов.

4. Контроль и самопроверка (тестирование)

Учитель. У меня есть сомнения, все ли одинаково хорошо могут справиться с подобными заданиями. Решим небольшой тест. Из ответов на вопросы мне будет ясно, как вы усвоили изученный материал. Время выполнения – 4 мин.

Каждому ученику дается карточка-тест, разработанный в шести вариантах (cм. приложение): задания 1–4 обязательны для всех, задание 5* – повышенной сложности, т.к. данный материал на уроке не повторялся.

По истечении контрольного времени карточки собираются и передаются другой команде, где происходит проверка и оценивание работ по готовому “ключу”: 5 и 4 правильных ответов – оценка “5”, 3 – “4”, 2 – “3”, 1 – “2”.

Ключ к тесту

B-1 B-2 B-3 B-4 B-5 B-6
1. в 1. а 1. б 1. в 1. в 1. в
2. а 2. а 2. а 2. б 2. а 2. а
3. б 3. б 3. а 3. а 3. б 3. в
4. а 4. б 4. в 4. б 4. б 4. б
5*. в 5*. в 5*. б 5*. в 5*. а 5*. в

5. Подведение итогов урока

Ученики ставят оценки на карточках, которые затем собираются, учитель объявляет и комментирует результаты тестирования.

Учитель. Мне понравилось, как вы сегодня работали на уроке. Нескольких самых активных игроков я хочу отметить отдельно и вручить им ценные призы. Это книги, которые помогут в дальнейшем изучении такой интересной и важной науки, как химия.

Проводится вручение призов.

6. Домашнее знание

Учитель. Я хотела бы вам дать домашнее задание. Оно будет творческим: придумайте интересные задания для подобной игры.

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

М.И.РОМАНОВА,
учитель химии
средней школы № 289
(Москва)