Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №6/2010
ХИМИЯ В ШКОЛЕ И ДОМА
Творчество юных

 

Создатель русского фарфора

Дмитрий Иванович Виноградов родился в Суздале в 1720 г. в семье священнослужителя. В неполных 13 лет он был принят в Славяно-греко-латинскую академию в Москве, где, несмотря на разницу лет, сблизился с М.В.Ломоносовым. Редкие дарования Виноградова, неудержимое стремление к знаниям позволили ему в кратчайшие сроки закончить программу начальных классов и вместе с Ломоносовым за год пройти три класса. В числе 12 избранников – учащихся “не последнего разумения” – они стали слушателями Петербургской академии наук. Несколько позже, в 1736 г., Дмитрий Виноградов и Михайло Ломоносов были отправлены за границу – в Германию – для усовершенствования в знаниях. Виноградов изучал “горное искусство и систематическую химию”, работал в рудниках и шахтах Фрейберга (Саксония), за полтора года выполнил несколько исследовательских работ.

По возвращении Виноградова на родину ему был устроен экзамен, после которого на заседании Горной коллегии ее президент заявил: “Я от всех доселе выписанных иностранных мастеров
ни одного не знаю, который бы его, Виноградова, во всех частях горной науки чем перешел, но многие ему в равенство не пришли”.

Но не суждено было молодому горному инженеру работать в своей области: он был определен на Невскую порцелиновую* мануфактуру (1744), дабы раскрыть “китайский секрет”, рожденный более тысячи лет тому назад и бережно охраняемый его создателями. Производство фарфора за рубежом (Китай, Саксония) было в то время настолько засекречено, что вокруг красивых и чрезвычайно дорогих сосудов складывались легенды.

России, ставшей на путь интенсивного развития (только в первой четверти XVIII в. было создано свыше 200 новых предприятий), располагавшей разнообразным сырьем для производства керамики, необходим был свой фарфор. Спустя три года после начала работы, когда саксонский мастер Х.К.Гунгер, выкачавший из казны огромные деньги (более 7 тыс. рублей), был изгнан, всю работу по созданию фарфора поручили Виноградову, положив оклад 180 рублей в год.

Д.И.Виноградов за работой
(источник: http://www.molva33.ru/news/?page-297)

Днем и ночью при свете коптилки работал молодой ученый в полутемной прогнившей зловонной избе, служившей ему и домом, и мастерской. Он не имел ни приборов, ни сколько-нибудь оборудованной лаборатории. Их также нужно было создать в процессе работы.

Следует отметить, что в истории русской керамики были талантливые самоучки – А.Гребенщиков, М.Волков, П.Сухарев, – пытавшиеся раскрыть тайну получения фарфора и вплотную подошедшие к ней. Но они не смогли разработать технологию его производства от начала до конца и ограничивались изготовлением единичных изделий. Изобретал фарфоровую массу и Ломоносов, но он не разработал всего технологического процесса, т.к. был поглощен идеей возрождения искусства мозаики.

В обстановке жесткого контроля, изоляции, лишенный помощников Виноградов разрешил множество теоретических и практических задач, посильных большой и слаженной группе специалистов. В отличие от своих предшественников, пытавшихся открыть секрет фарфора вслепую, чисто эмпирически, он считал, что “дело порцелина химию за основание и за своего главнейшего предводителя имеет”. Его систематическая исследовательская работа складывалась из многочисленных опытов по подбору нужного сырья, компонентов шихты, разработке конструкции аппаратов, нахождению оптимальных режимов обжига.

Ломоносов следил за работой ученого, помогал советами. Только в августе 1746 г. был получен настоящий фарфор с “надлежащей прозрачностью и глянцем”.

В середине XVIII в. Виноградов положил начало развитию производства тонкой керамики в России. Веками охранявшийся “китайский секрет” был разгадан ученым. Виноградов нашел химический состав фарфоровой массы, соотношение входящих в нее компонентов; изыскал отечественное сырье и разработал весь последующий процесс его переработки: измельчение, очистка, замешивание, формовка, обжиг. (Предложенный Виноградовым принцип формовки во всех своих деталях сохранился до наших дней.) Им же сконструированы аппараты, необходимые для каждой из перечисленных операций; определены сроки вылеживания фарфоровой массы, идущей на формирование (вылеживание старого восточного фарфора длилось до 150 лет, у Виноградова – от нескольких месяцев до нескольких лет), и оптимальный температурный режим обжига: первый обжиг (“бисквитный”) – 800–900 °С, второй – 1500 °С; сконструированы и построены печи обжига (за 14 лет им построено множество больших и малых фарфорообжигательных печей, причем каждая последующая строилась с учетом недостатков предыдущей); освоено получение красок из отечественного сырья для художественной обработки фарфоровых изделий; предложено около 100 рецептов надглазурных красок (некоторые из них и сейчас используются в фарфоровом производстве); найдена оптимальная толщина глазурного слоя; отработана технология покрытия фарфоровых изделий золотом.

Благодаря самоотверженной работе Виноградова уже в 1749–1750 гг. порцелиновая мануфактура представляла собой сложившееся фарфоровое производство с необходимым оборудованием, квалифицированными рабочими, налаженной технологией.

Результаты своих многолетних исследований Виноградов изложил в рабочих дневниках и монографии по технологии фарфорового производства “Обстоятельное описание чистого порцелина”. В этих работах впервые в истории керамики получили научное обоснование не только состав фарфора, но и вся технология его получения, крайне сложная и трудоемкая. Из этих же работ следует, что наш соотечественник, наряду с фарфором, изобрел также фаянс. Немалых успехов он достиг в области получения стекла и глазури.

Трагически оборвалась жизнь Дмитрия Ивановича. Будучи человеком принципиальным, бескорыстным, принимавшим близко к сердцу тяжкое положение окружавших его “работных людей”, он не мог мириться с произволом, царящим на заводе: доносы, слежка, нищенское жалование, зверские расправы над рабочими. Из-за конфликта с руководством и его прихвостнями он подвергался моральным и физическим наказаниям: “Меня грозят взять и бить без всякой причины”. Барон И.А.Черкасов, именуемый при дворе “чудодеем русского порцелина”, крайне невежественный в области техники, был жесток и беспощаден по отношению к истинному творцу.

Постоянные лишения, недоверие, унижение достоинства, физическое перенапряжение сломили здоровье Виноградова, он стал терять работоспособность. Черкасов, понимая, что ученый представляет большую ценность для государства, “позаботился о нем”: Виноградова никуда не выпускали без караула, запирали в избе, отстранили от управления производством, лишили жалования, но требовали все новых результатов. Обжиг изделий он проводил под стражей, свою монографию Дмитрий Иванович заканчивал, уже сидя на цепи (по распоряжению Черкасова его приковали к стене лаборатории).

Талантливый русский исследователь и изобретатель умер в полной безвестности, не дожив до 40 лет, ни разу не получив благодарности.

Виноградов был многогранной личностью, ученым-энциклопедистом: он увлекался химией, металлургией, медициной, занимался проблемами сырья, знал и любил поэзию. Личные контакты Виноградова с Ломоносовым благотворно повлияли на ход развития науки и техники. И как бы символом их союза служит Ленинградский фарфоровый завод им. М.В.Ломоносова, названный в честь первого русского академика. На одной из его стен – мемориальная доска памяти Д.И.Виноградова: “Здесь жил и работал создатель русского фарфора, основатель фарфорового производства в России Дмитрий Иванович Виноградов, 1720–1758”.

Л и т е р а т у р а

Безбородов М.А., Петров Л.К. Д.И.Виноградов – выдающийся керамик XVIII в. М., 1953; Никифорова Л.Р. Создатель русского фарфора. Жизнь и деятельность Д.И.Виноградова. Л., 1962; Никифорова Л.Р. Родина русского фарфора. Л., 1979.


* Порцелиновая – фарфоровая (от нем. Porzellan – фарфор). – Прим. ред.

Ю.НИКИТЕНКО, ученица 11-го класса,
О.С.КОНДАУРОВА, учитель химии
средней школы № 5
(г. Тихорецк, Краснодарский край)