Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №18/2009
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

 

 

Изомерия и номенклатура
органических веществ

Урок закрепления знаний · 10 класс

Данный урок можно провести в конце первой четверти 10-го класса с целью обобщения и систематизации знаний учащихся. Продолжительность – 45 мин. При подготовке к уроку учащиеся повторяют материал по изомерии и номенклатуре важнейших классов органических веществ. Форма работы учащихся – групповая.

Цели. Проконтролировать уровень усвоения учебного материала по теме «Номенклатура и изомерия органических веществ»: умение составлять формулы веществ по названиям и называть вещество по формулам, составлять структурные формулы изомеров, а также совершенствовать коммуникативные умения, воспитывать умение работать в группе и ответственность за результаты своей работы.

Оборудование. Наборы для создания шаростержневых моделей молекул. В роли экспертов выступают ученики 11-х классов. Класс делится на команды по числу рядов. Каждая команда выбирает капитана.

ХОД УРОКА

В течение урока проводится 4 конкурса (тура). После каждого конкурса подводятся итоги и результат фиксируется на доске.

Учитель. Здравствуйте, ребята. Вы слышали ошеломляющую новость? Недалеко от нас, в районе Лисьего оврага, археологи нашли развалины древнего города Органайя – бывшей столицы могущественного государства Оргахия. Сейчас ученые всех стран занимаются расшифровкой древних манускриптов. Объявлен конкурс на лучшего знатока их языка. Победители будут допущены к раскопкам. Я послала от нас с вами заявку на участие в конкурсе. Оргкомитет предложил отобрать лучших из лучших. Наблюдать за соблюдением правил будут юные знатоки истории этого государства – ученики 11-го класса.

Сейчас мы разделимся на команды. Одна команда – ряд учеников. Выберите капитана.

При раскопках были найдены древние рукописи на оргахийском языке. Вам предстоит расшифровать их.

Т у р 1

Вы получите фразы на оргахийском языке (формулы органических веществ) и в течение трех минут должны будете перевести их на русский язык. За каждый правильный ответ команда получает один балл. (Ученики 11 класса проверяют ответы.)

П р и м е р ы з а д а н и й:

СН2=СН–СН=СН2;

СН2Сl–СН(СН3)–С(СН3)2–СН2Сl;

СН2=С(СН3)–С(С2Н5)=СН–СН3;

СН2=СН–C(CH3)2–CH3;

HOOC–CH2–CH2–COOH;

CH2=CH–CH=CH–COOH;

CH2=CH–C(CH3)=CH–C(CH3)=CH2;

CH2(OH)–CH2–CH(OH)–CH3;

CH3–CH(CH3)–CH(NH2)–CH2–COOH;

CH2(OH)–CH=C(CH3)–CH2OH;

CH2=C(C2H5)–CH(OH)–CH3;

CH2=C(C2H5)–CH2–COOH;

СH3–CH(C2H5)–CH=CH–CHO;

CH2(OH)–C(CH3)2–CH(C2H5)–CH(OH)–CH2OH;

CH2=C=CH–CH=C(CH3)–CH3;

CH3–CH(OH)–CH(CH3)–CH2–CHO.

Т у р 2

Учитель. А теперь обратное задание: с русского языка переводим на оргахийский.

Учащиеся получают названия органических веществ, им необходимо построить структурную формулу. Время на выполнение задания – три минуты, 1 балл за правильный ответ. Ученики 11-го класса подсчитывают количество правильных ответов.

П р и м е р ы з а д а н и й:

2-хлор-2,3-диметилбутан;

2-метилпентен-3-ол-1;

3-метил-2-этилбутанол-1;

3,5-диметил-4-этилоктин-1;

2-метилциклопентен;

3-метилпентен-2-овая кислота;

3-этилпентен-4-ин-1;

2-амино-3-метилбутановая кислота;

4-амино-3-метилпентановая кислота;

пентен-3-ин-1;

1,2,3,4-тетраметилпентадиол-1,3;

2,3,4,4-тетраметилоктен-2;

3-гидроксибутановая кислота;

бутин-2-овая кислота;

2,2-диметилбутен-3-овая кислота.

Т у р 3

Учитель. Археологи при раскопках нашли остатки монумента и сейчас спорят о его первоначальном виде. Каждая команда может получить образец остатков. За 15 минут вы должны воссоздать возможные виды монумента.

Команды получают набор моделей из 6 черных шариков, 10 белых и 17 палочек для сборки. Через 15 минут команды по очереди приглашаются к доске для написания изомера и его названия. За построение изомера – 0,5 балла, за название – 0,5 балла.

Т у р 4

Учитель. И в завершение – конкурс капитанов. За правильное построение структурной формулы вы получите 5 баллов. Витамин А носит оргахийское название: 3,7-диметил-9-(2,6,6-триметилциклогексен-1-ил)-нонатетраен-2,4,6,8-ол-1. Пожалуйста, изобразите его на оргахийском. Команды могут помочь капитану.

Капитаны вместе с командами рисуют структурную формулу витамина А.

Ретинол – важнейший представитель
группы природных соединений (витамин А1)

Учитель. А теперь подведем итоги. Победила команда… Ей мы вручаем грамоты «Знаток Оргахии», и команда в полном составе на летних каникулах сможет принять участие в раскопках древнего города. Также все члены команды получают оценку «5» за урок. Но все участники достойно сражались, и я вас всех благодарю.

После подведения итогов конкурса награждаю грамотами команду-победительницу.

В качестве домашнего задания предлагаю учащимся придумать аналогичные задания по пройденной теме для соседа по парте. Оценка за него будет складываться из двух составляющих: придуманное задание и выполнение задания соседа.

В ходе урока активность каждого учащегося довольно высокая. За небольшой промежуток времени учащиеся выполняют значительный объем работы.

Н.А.БЕЗЫМЯННЫХ,
учитель химии
средней школы № 12
(г. Шиханы, Саратовская обл.)