Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №4/2009
УЧЕБНИКИ. ПОСОБИЯ

 

О.С.ГАБРИЕЛЯН, Т.Н.ПОПКОВА,
Г.А.СИВКОВА, С.А.СЛАДКОВ

Вода в нашей жизни

Учебно-методическое пособие к элективному курсу
для 9 класса основной школы или 10–11 классов
базового уровня средней школы

Продолжение. Начало см. в № 3/2009

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Пиар-акцией или презентацией курса может служить просмотр глубокого, мудрого, доказательного, эмоционально насыщенного, эстетически прекрасно оформленного видеофильма «Капля воды», показанного на телеканале РТР. Подобно тому, как в советское время переписывались и передавались из рук в руки произведения А.И.Солженицына и В.С.Высоцкого, учителями химии переписывается и передается этот замечательный видеофильм. Он может служить готовой презентацией предлагаемого курса.

Показ фильма можно организовать на классных часах в каждом из 9-х классов основной школы или в 10–11-х классах базового уровня старшей школы совместно с классными руководителями или устроить коллективный просмотр видеофильма учащимися каждой параллели. На такие просмотры могут быть приглашены также все желающие: учащиеся других классов, учителя, их родители.

Для того чтобы мотивировать учащихся на внимательное изучение видеофильма, им можно предложить вопросы, ответы на которые они дадут по окончании просмотра в ходе завязавшейся дискуссии. Приведем примерный перечень этих вопросов и возможные варианты ответов на них для тех учителей, которые не смогут приобрести этот видеофильм.

1. Во всем мире нет ничего более мягкого, чем вода, но она точит камень (китайский мудрец Лао-цзы). Почему?

(При замерзании вода расширяется с такой силой,
что разрушает камень; деревянные бруски, вставленные в
трещину камня или скалы, а затем политые водой,
также с большой силой разбухают и раскалывают камень.)

2. Почему «прорастают цветы сквозь асфальт»?

(Тургорное давление (давление протоплазмы
на клеточную стенку изнутри) в растении достигает 400 атм.)

3. Видеофильм «Капля воды» доказывает, что среди многочисленных свойств этого вещества важнейшим является информационное свойство, т.е. способность получать, сохранять и передавать информацию. Почему?

(Несмотря на то, что химическая формула воды постоянна, ее структура под действием информации может меняться, образуя кластеры – ячейки памяти. Молекулы воды выступают в роли своеобразного алфавита, из которого строятся «слова» памяти в виде разнообразных ее структур.)

4. Какие факторы могут изменять структуру воды?

(Эмоции – страх, ненависть, любовь; магнитные поля;
радиоактивность; хорошее и плохое слово и даже музыка.)

5. Как хорошее и плохое слово влияет на структуру воды?

(Опыт, проделанный японскими учеными с тремя стаканами с рисом, залитым водой, дал следующие результаты: рис, которому говорили добрые и ласковые слова, забродил и стал издавать приятный запах; рис, которому говорили злые и грубые слова, почернел; рис, которому не говорили никаких слов, – загнил.

Вода, которой говорили добрые и ласковые слова, замерзла в виде красивых звездчатых кристаллов, а вода, которой говорили злые и грубые слова, замерзла в безобразные бесформенные глыбки.)

6. Как понятие «малая Родина» связано с водой?

(Структура воды в человеческом организме идентична
структуре воды той местности, в которой он родился.)

7. Водой тушат пожары, тем не менее в некоторых процессах воспламенения, в частности такого горючего материала, как бензин, участвует вода. Для чего?

(Вода в небольших количествах инициирует некоторые процессы горения,
способствуя более полному сгоранию топлива.)

8. Как структура воды влияет на состояние эритроцитов в крови?

(Опыт доказывает, что слипшиеся эритроциты, неспособные к переносу кислорода, через
12 мин. после выпитой пациентом структурированной воды разъединялись, становились
активными и переносили кислород.)

9. Как взаимосвязаны молитвы, читаемые верующими различных конфессий, со структурой воды?

(Кристаллы замерзшей воды, над которой читались мусульманские, христианские, буддистские молитвы, имели красивую, правильную, звездчатую форму различных конфигураций. Ученые доказали, что звуковые колебания молитв и электромагнитные колебания планеты Земля имеют одинаковую частоту – 8 Гц).

10. Как вода реагирует на различную музыку?

(Вода, которая находилась в помещении, где звучала
классическая музыка Баха, Бетховена, Моцарта, кристаллизовалась в правильные,
звездчатые кристаллы, похожие на снежинки; вода под влиянием тяжелого рока
или бездарной попсы кристаллизовалась в бесформенные и безобразные кристаллы.)

11. Как все многообразие красок неба, радуги, закатов, восходов, северного сияния связано с водой?

(Цвет неба – это результат преломления света в воде различной структуры.)

12. Если вода – носитель информации, то почему за миллионы лет существования Земли эта память не переполнилась и не дала сбоев?

(Вода, в первую очередь океаническая, обладает способностью стирать память, в том числе и негативную. Это происходит при переходе воды из одного агрегатного состояния в другое.)

Обсуждение таких или других составленных учителем вопросов позволит реализовать нравственный потенциал видеофильма, привлечь необходимый контингент учащихся к предлагаемому элективному курсу, мотивировать их на активное изучение его. Наш опыт показывает, что подобная пиар-компания позволяет победить в жестокой конкурентной борьбе с другими элективными курсами, сформировать группы, которые будут изучать предлагаемый курс от начала и до конца.

Мы видим, что вода, как зеркало, реагирует на любые наши эмоции и чувства, отрицательные энергии создают уродливые формы в воде, а положительные энергии создают прекрасные картины из кристаллов: а – кристаллы воды после молитвы, звучания музыки; б – кристаллы воды после слов и звучания мобильного телефона
Мы видим, что вода, как зеркало, реагирует на любые наши эмоции и чувства, отрицательные энергии создают уродливые формы в воде, а положительные энергии создают прекрасные картины из кристаллов: а – кристаллы воды после молитвы, звучания музыки; б – кристаллы воды после слов и звучания мобильного телефона

Желаем вам успехов и «любви и благодарности», так как именно эти слова, произнесенные на разных языках мира, позволяют воде кристаллизоваться в самые прекрасные звезды – снежинки!

§ 1. ВОДА – САМОЕ ВАЖНОЕ ПРИРОДНОЕ СОЕДИНЕНИЕ

Вода!

Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами…

Ты самое большое богатство на свете…

Антуан де Сент-Экзюпери

Цель. На основе состава и строения молекул воды ознакомить учащихся с физическими свойствами и ролью воды на Земле, используя межпредметные связи с биологией, географией, историей; средствами лабораторного (ученического) эксперимента сформировать представление о значении и применении сил поверхностного натяжения воды.

Форма занятия. Лекция с элементами собеседования, лабораторная работа.

Оборудование и реактивы. Опорная схема на кодопленке, репродукции картин с изображением водоемов, портреты ученых: Д.И.Менделеева, С.Аррениуса, А.Лавуазье; для лабораторных опытов – чистая и загрязненная мылом вода, пипетки, предметные стекла, швейные иглы, стеклянные палочки, химические стаканы, перманганат калия или сульфат меди.

План лекции

Вода – самое распространенное вещество на нашей планете. Роль воды на Земле.

Строение молекул воды, ее физические свойства.

Аномальные свойства воды в различных агрегатных состояниях.

Вода – самое распространенное вещество на нашей планете

Учитель. Вода – самое распространенное вещество на Земле. Почти 3/4 поверхности земного шара покрыты водой, образующей океаны, моря, реки, озера. В виде огромных масс снега и льда она лежит круглый год на вершинах высоких гор, в полярных странах, в Антарктиде. В недрах Земли также находится вода, пропитывающая почву и горные породы. Много паров воды находится в атмосфере. Свинцовые тучи и причудливые облака, дождь, роса и туман – тоже вода.

(Показ картин и слайдов с изображением природной воды. Подчеркивается красота природных ландшафтов, включающих реки, озера, водопады.)

Жидкая вода озер и твердая (снег) горных вершин
Жидкая вода озер и твердая
(снег) горных вершин

 

Газообразная вода в атмосфере (облака)
Газообразная вода в атмосфере (облака)

На данном этапе урока учителю уместно напомнить школьникам некоторые русские пословицы и поговорки.

• Лес да поле вода красит.

• Была бы краса, кабы не дождь да осенняя роса.

• Весна отмыкает ключи и воды.

• Белый снег на черную землю, и то к лицу.

• Мелка река, да круты берега.

Далее учитель подчеркивает, что наша планета буквально пропитана водой (таблица) и окутана водяным паром, который участвует в сложном круговороте тепла и веществ на Земле.

Таблица

Природные воды гидросферы

Водный объект Содержание воды,
тыс. км3
Ледники, подземные льды

Подземные воды

Влага в почве

Пресные озера

Болота

Вода в руслах рек

Вода в атмосфере

Биологические воды (в живых организмах)

24 364

10 530

17

91

12

2

13

1

Учитель. Каждый живой организм включает в свой состав воду, она в нас самих: мы на две трети состоим из воды.

Можно сказать, что вода и жизнь на нашей планете неотделимы.

Попробуйте себе представить, как бы выглядела наша планета, если бы внезапно исчезла вода: мрачные «глазницы» морских и океанических впадин, покрытые толстым слоем солей, ранее растворенных в воде, пересохшие русла рек, навек замолкнувшие родники. Ни кустика, ни цветочка, ни единого живого существа на мертвой земле.

Важная роль воды была давно подмечена человеком. Совсем не случайно Аристотель включил ее в число четырех основных начал природы. Вода – простое вещество, единое и неделимое, считали в средние века. Позже А.Лавуазье доказал, что вода состоит из водорода и кислорода и ее можно получить с помощью химических реакций.

Вся практическая деятельность человека с глубокой древности связана с использованием воды и растворов. Вода дороже золота, утверждали бедуины, всю жизнь кочевавшие в песках. Они знали, что никакие богатства не спасут путника в пустыне, если иссякнут запасы воды. Величайшие пески Сахары, неприступные и жестокие, поглотили много смельчаков, нередко исчезали целые караваны. Их убивала «одна карающая рука» – неумолимая и безжалостная жажда. В пекле пустынь человек может продержаться без воды примерно около суток.

Каждый день мы начинаем с воды. Приводим себя в тонус – умываемся и принимаем душ. Завтрак, как правило, начинается с чашечки горячего чая или кофе. Повседневно используя воду, мы так привыкли к ней и считаем ее настолько обыденным явлением, что слово «вода» стали употреблять как синоним неинтересного и давно известного. В действительности же она удивительна и хранит еще много неизведанного.

Вода – подлинное чудо природы: не будет ее – погаснет жизнь на Земле. Нам еще предстоит познакомиться со свойствами и приоткрыть тайны этого вещества.

Роль воды на Земле

Демонстрация опорной схемы.

Опорная схема

Комментарии к опорной схеме

1. Вода – колыбель жизни, в ней появились первые белковые комочки, которые, совершенствуясь, дали впоследствии потрясающее разнообразие растительных и животных организмов. Ученые едины во мнении, что именно из водной среды выбрались на сушу и приспособились к новым условиям существования, заселили землю первые растения и животные.

2. Вода – среда обитания большинства живых организмов. Если масса всех животных и растений земной суши составляет 10 млрд т, то биомасса Мирового океана достигает 30 млрд т.

3. Вода – основа жизни, т.к. служит средой протекания всех биохимических реакций и жизненных процессов в животных и растительных клетках. Без воды не может существовать ни один организм. Содержание воды в мозге – 81 %, в мышцах – 50–70 %, костях – 34–40 %.

4. Вода – основная пища растений. Одна из важнейших реакций на Земле – фотосинтез – состоит в соединении воды с углекислым газом. В ходе дальнейших превращений возникает поразительное многообразие органических соединений.

Русские народные пословицы подмечают:

Дождь – кормилец.
Без дождя и трава не растет.
Много снега – много хлеба, много воды – много травы.

5. Вода – важнейший преобразователь неживой природы. Cтекая с гор, она дробит скалы и камни, попадая во все трещины и замерзая там в холодное время, вода заставляет лопаться огромные скалы, постепенно превращая их в песчинки. За многие миллионы лет вода в содружестве с солнцем, воздухом и растениями создала почву, превратив безжизненные скалы первозданной Земли в зеленый ковер лесов и степей.

6. Вода – главный растворитель не только в живой, но и в неживой природе. Каждую минуту солнце испаряет 1 млрд т воды. Охлаждаясь в атмосфере, вода выпадает на Землю в виде осадков. Миллионы ручейков, речек и рек, возникших при этом, омывают земную сушу, растворяют вещества и несут их в Мировой океан. За многие годы там накопились несметные богатства.

Лабораторный опыт «растворение перманганата калия»

Перед выполнением опыта следует напомнить о правилах техники безопасности при работе с химическими веществами. При отсутствии перманганата можно воспользоваться медным купоросом.

Ученикам предлагается взять лопаточкой несколько кристалликов перманганата калия и добавить их в стакан с 50 мл воды, перемешать палочкой (по часовой стрелке) в течение 5–10 с, обращая внимание на скорость растворения.

Школьники отмечают, что под действием центростремительных сил кристаллики оказываются в центре «воронки», образуя малиновый «смерч», исчезающий через некоторое время после перемешивания. Оставшиеся на дне кристаллики растворяются значительно медленнее.

7. Вода – участник практически всех химических реакций на Земле. Как примесь, вода присутствует практически во всем, что окружает нас. Без нее не обходится даже воспламенение паров бензина в двигателях. Если в топливе присутствует небольшое количество воды, сгорание бензина идет значительно полнее, а топливо расходуется экономнее.

8. Вода – мощный источник энергии. Вращая тысячи турбин современных ГЭС, она дает огромное количество энергии. Самая большая гидроэлектростанция современности Итайпу находится на реке Парана, на территории Бразилии и Парагвая, ее мощность составляет 12 600 МВт.

Неисчислима и нескончаема энергия падающей воды
Неисчислима и нескончаема
энергия падающей воды

9. Вода – важнейший регулятор климата Земли. На нагрев и испарение воды затрачивается много тепла, поэтому в жаркое время она поглощает тепло, а в холодное – отдает. Тем самым она сильно сглаживает температурные колебания. Не будь на Земле воды, температура летом поднималась бы выше 100 °С, а морозы зимой достигали –150 °С.

Строение молекулы воды

Каждому известно, что формула воды – H2O; это соединение кислорода и водорода.

Знакомство с физическими, химическими свойствами воды, с ее аномальным поведением следует начать с изучения ее «скелета». Молекула воды имеет угловое строение. Межъядерные расстояния О–Н близки к 0,1 нм, расстояние между ядрами атомов водорода равно 0,15 нм, угол между связями Н–О–Н равен 104,5°.

Связи О–Н являются ковалентными полярными за счет более высокой электроотрицательности кислорода, на котором локализован частичный отрицательный заряд. На атомах водорода, напротив, создается дефицит электронной плотности.

В целом молекула Н2О является полярной молекулой, т.е. диполем.

Физические свойства воды

Ученик (используя справочную литературу, приводит небольшое сообщение на уроке, касающееся физических свойств воды).

При обычных условиях вода – жидкое прозрачное вещество без цвета, вкуса, запаха. Плотность жидкой воды имеет максимальное значение 1 г/см3 при 4 °С. При более низких и более высоких температурах плотность воды уменьшается. При 0 °С вода переходит из жидкого в твердое состояние (лед). Плотность льда меньше плотности воды, и поэтому он плавает на ее поверхности. Важно отметить, что плотность почти всех веществ в твердом состоянии больше, чем в жидком. При 100 °С вода кипит и переходит в газообразное состояние (водяной пар).

Относительная молекулярная масса воды равна 18 и отвечает ее простейшей формуле. Однако молекулярная масса жидкой воды, определяемая в обычных условиях, оказывается более высокой. Это свидетельствует о том, что в жидкой воде происходит ассоциация молекул, т.е. соединение их в более сложные агрегаты.

Учитель дает понятие о межмолекулярной водородной связи. Наличие водородной связи объясняет и аномально высокие значения температур плавления и кипения воды.

Аномальные свойства воды в различных агрегатных состояниях

Чистое вещество вода обладает своеобразными свойствами, которые делают это соединение поистине уникальным, и предложенный ниже перечень аномалий лишь приоткрывает завесу тайн водной стихии.

• Известно, что вещества, переходя из жидкого состояния в твердое, уплотняются. Вода не подчиняется этому правилу: лед не тонет, он всегда на поверхности, его объем на 9 % больше объема незамерзшей воды. Способность воды расширяться при замерзании спасает нашу планету от обледенения. Не обладай вода таким загадочным свойством, все водоемы и даже Мировой океан за определенный геологический период промерзли бы до дна. Жизнь на Земле не только не получила бы своего эволюционного развития, она просто бы не возникла на ней.

Аномальные свойства воды: вода при замерзании не уплотняется, а расширяется
Аномальные свойства воды:
вода при замерзании не уплотняется,
а расширяется

Максимальную плотность вода имеет при +4 °С, но при понижении температуры до 0 °С плотность уменьшается. Данная аномалия чрезвычайно важна в природе. При температуре ниже +4 °С остывающая вода занимает верхнюю часть водоема, укрывая, как шубой, нижние слои, защищая их от охлаждения. Для жизни обитателей водоема это создает комфортные условия зимой, а лед обеспечивает второй утепляющий слой.

Вода, как и все вещества, обладает скрытой теплотой плавления и теплотой парообразования. Эти понятия были введены в научную практику еще в 1757 г. Дж.Блэком. Позднее академик В.И.Вернадский данные параметры воды рассматривал как константы планетарного значения, т.к. их аномально высокие значения определяют многие физико-химические и биологические процессы на Земле. Весьма интересно меняется скрытая теплота плавления льда при понижении его температуры. Оказывается, если охладить лед при нормальном давлении от 0 до – 7 °С, то количество теплоты, затрачиваемой на его плавление, уменьшается с 333,7•103 до 323•103 Дж/кг. Величина эта продолжает падать с понижением температуры – с каждым градусом на 2,1•103 Дж/кг. Вот и еще один парадокс – чем холоднее лед, тем легче его растопить. Высокая скрытая теплота плавления льда оберегает нашу планету от наводнения. Таяние льда и снега связано с огромными тепловыми затратами, поэтому процесс происходит постепенно, в большинстве случаев не причиняя вреда природе.

• На испарение 1 кг воды расходуется 2254•103 Дж, т.е. приблизительно в 7 раз больше, чем на плавление 1кг льда, в этом причина сохранения воды на Земле. Даже в самые жаркие дни она испаряется крайне медленно. Только поэтому сезоны года меняются не резко, а плавно: лето – осень – зима – весна. В 2008 г. ученые отметили, что в связи с изменением климата на планете начал более активно таять многовековой лед в районах вечной мерзлоты. Данный слой льда сдерживает поступление в атмосферу метана из недр земли. Известно, что этот газ вносит свою лепту в парниковый эффект. Из-за таяния глубинного льда в северных широтах ученые прогнозируют дальнейшее потепление на Земле.

• Вода имеет высокую удельную теплоемкость. Эта величина показывает, сколько теплоты надо затратить для нагревания 1 кг воды на 1 К (кельвин). Оказывается, на это затрачивается 4,1868•103 Дж/(кг•К). Из-за высокой удельной теплоемкости воды на континентах не бывает резкого перепада температур зимой и летом, ночью и днем, поскольку они окружены гигантским регулятором, своеобразным термостатом – водами Мирового океана.

• При нагревании всех веществ теплоемкость их, как правило, возрастает, но вода – исключение. Изменение теплоемкости воды с повышением температуры аномально: от 0 до 37 °С теплоемкость падает и только от 37 до 100 °С повышается. Значит,теплоемкость воды достигает минимального значения около 37 °С, т.е. вблизи нормальной температуры тела человека, благоприятной для биохимических реакций.

Вода замерзает при 0 °С и закипает при 100 °С. Аналоги воды по строению и химическому составу – H2S, H2Se, H2Te – при комнатной температуре находятся в газообразном состоянии. Если бы свойства воды подчинялись общей закономерности, то она закипала бы примерно при температуре –70 °С, а лед образовывался бы при –90 °С. Разве возможна жизнь в таком холоде?

• Еще одна особенность воды – высокое поверхностное натяжение.

Учитель организует экспериментальную работу учеников.

Лабораторная работа «поверхностное натяжение воды»

Опыт 1. Осторожно положите на поверхность воды небольшую швейную иголку. Если у вас один конец иглы был под наклоном, она окажется на дне. Выньте ее из воды, протрите сухой тряпкой и повторите опыт.

Опыт 2. Проделайте аналогичные действия, используя воду, в которой предварительно растворили небольшую порцию стирального порошка.

Опыт 3. На поверхность стекла нанесите по одной капле водопроводной и мыльной воды, рассмотрите, отличаются ли они по форме.

Опыт 4. Смочите водой две стеклянные пластинки (лучше всего два небольших зеркальца), наложите их друг на друга и попытайтесь разъединить. (Во избежание порезов края стекла должны быть предварительно обработаны наждачной бумагой.)

Ученикам предлагается объяснить наблюдаемые факты.

Учитель. Первый опыт, как правило, вызывает недоумение, ведь удельная масса металла значительно больше, чем у воды. Непотопляемость иголки объясняется тем, что молекулы воды связаны силами поверхностного натяжения. Оно уменьшается при добавлении порошка или других моющих средств, во втором опыте игла сразу оказывается на дне стакана. Многие загрязнители способны снижать поверхностное натяжение воды, делая ее непригодной и даже опасной для живой природы.

Если бы нам удалось заглянуть внутрь капли, то можно было бы увидеть, что силы, действующие между молекулами, уравновешивают друг друга. Однако на границе вода–воздух они проявляются только с одной стороны и как бы стягивают поверхность жидкости. Здесь важную роль начинает играть несимметричная конфигурация молекулы воды. Результат – молекулы H2O как бы примагничивают друг друга и стремятся втянуться внутрь от поверхностного слоя. Именно поэтому капля на твердой поверхности всегда принимает шарообразную форму, но если вода загрязнена, форма капли изменяется. В третьем опыте мы получили экспериментальное подтверждение этому факту.

В четвертом опыте стеклянные пластинки, смоченные водой, удается разъединить, приложив большие усилия, т.е. силы поверхностного натяжения достаточно велики. Благодаря им вода легко поднимается по капиллярным каналам почвы на поверхность Земли, движется в тканях растений и в клетках живых организмов. Из всех известных в настоящее время жидкостей по силе поверхностного натяжения вода уступает только ртути. О том, насколько велики силы поверхностного натяжения воды, свидетельствуют наблюдения за скольжением водомерок по ее поверхности.

В природе случается, что вода задерживается в скальных породах и образует гидраты с минеральными веществами, придавая им красивейшие оттенки. Ювелирам остается лишь обработать такие минералы и одеть их в соответствующую оправу. Без воды многие драгоценные камни утратили бы значительную долю красоты и неповторимости. Достаточно упомянуть один из величайших камней Алмазного фонда Кремля – розовую шпинель, украшающую корону Российской империи.

• Оригинальна и еще одна характеристика воды – ее вязкость. Обычно с повышением давления вязкость вещества увеличивается, а с ростом температуры уменьшается. Вода и здесь шагает не в ногу со всеми. Ее вязкость с ростом давления при температуре ниже 30 °С значительно уменьшается. По мере повышения давления вязкость воды проходит через минимум и только потом начинает увеличиваться.

По завершении лекции проводится собеседование по предлагаемым ниже вопросам, некоторые носят занимательный характер и могут быть предложены школьникам в качестве домашнего задания.

Межпредметный характер заданий о воде позволяет проверить эрудицию учеников в различных конкурсах и викторинах при организации внеклассных мероприятий.

Вопросы для собеседования и проведения викторин

1. Поясните, почему аналог воды по строению – сероводород – при обычных условиях является газом, хотя его молекулярная масса почти вдвое выше, чем у воды.

2. В каком агрегатном состоянии находилась бы вода на Земле, если бы в ней исчезли водородные связи?

3. Возможна ли жизнь на Земле при отсутствии водородных связей между молекулами воды?

4. Поясните причину, по которой лед не тонет в воде.

5. Что произошло бы с живыми организмами в водоемах, если бы вода, как и любое вещество, в твердом состоянии имела бо'льшую плотность, чем в жидком?

6. Можно ли без технических инструментов отколоть большой кусок камня от скалы?

7. Почему некоторые насекомые, например водомерки, могут бегать по воде?

8. Русская пословица гласит: «Решетом воду не черпают». Можно ли небольшое количество воды перенести в решете? Имеет ли значение размер ячеек?

9. В русской поговорке отмечается: «Куда ветер дует, там и дождь идет». Почему так происходит?

10. Почему вода, пролитая на действующей орбитальной станции, «парит» в виде капель по ее отсеку, а не растекается в виде лужи, как на Земле?

11. Что и с какой целью добавляют в воду при выдувании пузырей?

12. Почему не смачиваются водой порошки угля и серы?

13. Объясните причину, по которой растения способны пробиваться через слой асфальта.

14. Почему утром над водоемами нередко образуется туман, а на траве и листьях выпадает роса?

15. По праву ли воду называют планетарным переносчиком тепла?

16. В каких областях науки и техники применяется энергия пара?

17. Поясните причину скольжения коньков по льду.

18. Почему на беговых коньках делают узкие лезвия?

19. Чем объяснить наличие под толщей льда в Антарктиде огромного озера незамерзшей воды?

20. О каком соединении говорят в загадке: «В воде родится и ее боится»?

21. Благодаря каким свойствам вода является «жидкой рудой»?

22. Какими факторами обусловлено уменьшение уровня воды и повышение ее солености в Аральском и Каспийском морях?

23. На каких свойствах воды основано ее использование в работе атомных электростанций?

24. Какое отношение имеет вода к выражению «разгребать авгиевы конюшни»?

Печатается с продолжением