Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №22/2008
ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ

 

 

МОЙ ДОМ – МОЯ КРЕПОСТЬ

Экология закрытых помещений

Внеклассное мероприятие для учащихся 9–10 классов

Цель. Экологическое воспитание – воспитание бережного и гуманного отношения к здоровью, стремление к приобретению химических знаний, которые можно использовать в решении проблем по защите собственного здоровья от веществ-загрязнителей. Развитие познавательной активности ребят, смекалки, эрудиции, умения быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать, применять свои знания на практике.

Предварительная подготовка.

1) Проектная работа учащихся 10-х классов с использованием различных источников информации и создание презентации по данной проблеме в программе Power Point.

2) Предварительное ознакомление учащихся 9-х классов с примерными вопросами викторины, набор команд «Умники» и «Здоровяки» для участия в викторине; подготовка учащимися лабораторных опытов и инсценировки ситуации «Мама пришла с работы…»; команды готовят эмблемы, придумывают приветствия.

Оборудование и реактивы.

1) Компьютер, медиапроектор, экран.

2) Фильтровальная бумага, две воронки, спиртовка, два химических стакана, две пробирки, держатель для пробирок, две пипетки; два больших цилиндра – «сосуды Здоровья», шарики модельные (выполняющие роль жетонов).

3) «Фанта», чипсы, вода, лакмус, активированный уголь, раствор нитрата серебра, настойка йода.

Этапы.

I. Вступительное слово учителя.

II. Выступление учащихся 10–11-х классов с презентацией «Экология закрытых помещений».

III. Проведение викторины и конкурсов с учащимися 9-х классов.

IV. Показ подготовленной учащимися инсценировки ситуации «Мама пришла с работы…». Лабораторный анализ продуктов: чипсов и газированного напитка «Фанта».

V. Выводы и подведение итогов мероприятия.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

I. Вступительное слово учителя

Учитель. В ХХ в. ученые зарегистрировали новую болезнь. Чаще этой болезнью болеют городские жители. Представьте себе, что человек получил новую современную квартиру или построил коттедж, сделал евроремонт, обустроил жилье – живи и радуйся. Но вот беда – через некоторое время начинают жильцы дома болеть. И болезнь какая-то непонятная: вроде бы здоров человек, но он стал чаще уставать, становится раздражительным, мучают головные боли, проблемы с пищеварением. Что за странная болезнь? Откуда появилась? Ученые называют эту болезнь «синдром больного здания». Я предоставляю слово учащимся старших классов, которые тщательным образом изучали эту проблему, и сейчас мы вместе постараемся разобраться в причинах этой странной болезни, найти решение, как сохранить свое здоровье.

II. Выступление учащихся 10–11-х классов с презентацией
«Экология закрытых помещений»
(показ слайдов)

1-й ученик. Английская пословица гласит: «Мой дом – моя крепость». В моем доме тепло и уютно. Но почему мне иногда некомфортно и я часто болею? Попробуем в этом разобраться…

2-й ученик. Существует много разных источников загрязнения внутренней среды жилища. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся (рис. 1).

Рис. 1. Источники загрязнений внутренней среды жилища
Рис. 1. Источники загрязнений внутренней среды жилища

Электромагнитное излучение. Каждый из нас подвержен нарастающему воздействию электромагнитных полей различных частот, при этом основными источниками такого воздействия являются различные потребители электроэнергии. По данным Всемирной организации здравоохранения, еще в 1979 г. исследователи Вертхаймер и Липер (Wertheimer and Leeper) установили взаимосвязь между интенсивностью электромагнитного излучения и заболеваемостью детской лейкемией. В 1996 г. Национальная академия наук США официально подтвердила наличие связи между заболеваемостью злокачественными опухолями и степенью удаленности мест обитания человека от высоковольтных линий электропередач (ЛЭП). Выявлено четкое воздействие электромагнитного излучения на некоторые части головного мозга, в частности, на эпифиз – железу, ответственную за выработку гормона мелатонина. Мелатонин отвечает за четкость хода биологического ритма человека – чередование дневного бодрствования и ночного сна, сбой в его выработке способен вызвать непроходящую усталость, потерю работоспособности, нарушение концентрации внимания, состояние депрессии и другие негативные эффекты.

В России широкие исследования воздействия на человека электромагнитных полей (ЭМП) начались в 1960-е гг., и к настоящему времени накоплен большой клинический материал. Именно российскими учеными установлено, что нервная система человека, особенно высшая нервная деятельность, чувствительна к ЭМП, и что электромагнитные поля обладают патогенным действием. Однако в последнее десятилетие эти работы резко сократились, хотя не до конца изучены некоторые важные разделы этой проблемы, а из санитарных норм и правил исключены нормативы, лимитирующие самую вредную составляющую ЭМП – магнитную. Не учтено возможное неблагоприятное действие на человека модулированного и комбинированного действия радиочастотного, СВЧ-излучения.

1-й ученик. Влияние шума. По сравнению с 1980-ми гг. в 1990-е гг. шумовой фон в городе вырос на 26%. В большой степени это увеличение связывают с ростом числа автомобилей.

Доказано, что превышение допустимых уровней шумового воздействия приводит к повышенной возбудимости нервной системы, ухудшению памяти, нарушениям кровообращения и другим негативным воздействиям. Согласно последним исследованиям, опубликованным в научных изданиях Европейского сообщества, до 40% населения подвергается воздействию шума от автомагистралей, превышающему уровень в 55 дБ, и 25% – свыше 65 дБ. До 30% населения подвергается воздействию шума интенсивностью свыше 55 дБ в ночное время. Во многих странах проблемы со сном связаны в первую очередь именно с наличием различных источников шума. В связи с этим Всемирная организация здравоохранения выработала директиву, нормирующую уровень перманентного ночного шума на уровне не более 30 дБ и отдельных кратковременных воздействий на уровне не более 45 дБ – только эти величины могут обеспечить нормальное комфортное существование человека в условиях современной среды обитания.

3-й ученик. Радиация. Радиация – один из самых опасных для человека физических процессов, неконтролируемое воздействие которого может привести к фатальным последствиям. Малые дозы облучения могут «запустить» еще не до конца установленную цепь событий, приводящую к раку или к генетическим повреждениям. При больших дозах радиация может разрушать клетки, повреждать ткани органов и явиться причиной скорой гибели организма. Повреждения, вызываемые большими дозами облучения, обычно проявляются в течение нескольких часов или дней. Онкологические заболевания проявляются спустя много лет после облучения – как правило, не ранее чем через одно-два десятилетия. А врожденные пороки развития и другие наследственные болезни, вызываемые повреждением генетического аппарата, по определению проявляются лишь в следующем или последующих поко лениях: это дети, внуки и более отдаленные потомки человека, подвергшегося облучению.

Самую большую опасность из строительных материалов таят в себе строительные блоки, гранит, кирпичи, а именно силикатный кирпич чаще всего бывает с повышенным уровнем радиации. По нормам радиационной безопасности в квартирах не допускается наличие локальных источников с гамма-излучением выше 60 мкP/ч. У гранита оно составляет в среднем 25–30 мкР/ч, за счет чего этот материал обладает несколько повышенным радиационным фоном, но не критичным. Надо помнить, что при нагревании радиоактивность увеличивается. Источником радиоактивного излучения служит также радон. Что такое радон? Радон – это тяжелый природный радиоактивный газ, прозрачный, без цвета и запаха. Радон Rn-222 образуется в недрах земной коры в результате распада урана и тория, входящих в состав различных горных пород (в том числе и гранита). Он вреден тем, что, будучи газом, проникает в легкие и вызывает обширное облучение биологических тканей, что приводит к возникновению рака и других заболеваний.

4-й ученик. Строительные материалы. В настоящее время, с развитием химической отрасли промышленности, фирмами выпускается много новых современных строительных отделочных материалов. Человек начал использовать для строительства жилья:

лакокрасочные материалы;

теплоизоляционные материалы;

отделочные материалы;

стеновые панели.

Информация об экологии строительных и отделочных материалов для многих застройщиков весьма ограниченная. Такое положение вполне понятно. Одни хотят построить быстрее и дешевле, а другие – продать больше и дороже, при этом первые об экологии ничего не знают, а вторые – «забывают» напомнить о возможных негативных проявлениях, показывая товар только с хорошей стороны. Примеров подобного подхода – множество.

Давайте подробнее рассмотрим, каким образом могут навредить здоровью строительные материалы.

Лакокрасочные материалы. Использование строителями в помещениях краски, предназначенной только для наружных работ, ведет к отравлению ее вредными компонентами. В состав таких лакокрасочных материалов входят вещества из списка опасных для здоровья: растворители, фенол, крезол, ксилол.

Теплоизоляционные материалы. Некоторые содержат фенол, толуол, стирол, фенолформальдегид, аммиак. Эти вещества вызывают раздражения слизистых оболочек, глаз, головные боли, тошноту, спазмы.

Отделочные материалы. Гипсокартон, моющиеся виниловые обои, пенопластовые потолочные плиты, линолеум и другие отделочные материалы, содержащие в своем составе стирол, фенол, препятствуют нормальной вентиляции стен, могут источать длительное время тяжелый запах, таким образом ухудшая комфорт помещений.

Стеновые панели. Как было уже сказано, самую большую опасность из строительных материалов таит в себе силикатный кирпич. Бетон на гранитном щебне часто бывает с избыточным радиоактивным излучением. Нельзя использовать для строительства жилых помещений просмоленные железнодорожные шпалы, т.к. в своем составе они содержат фенол.

Предметы быта. Хоть это и не строительные материалы, однако они также существенно влияют на экологию дома: мебель, изготовленная из ДСП (древесно-стружечные плиты), содержащая фенол, грозит нам поражением почек, печени, изменением состава крови; использование кондиционеров может привести к респираторно-вирусным заболеваниям, они также являются «фабриками бактерий»; ковры, собирая пыль, могут стать причиной аллергии…

Нужно помнить, что новое изделие в течение некоторого времени источает летучие органические соединения (ЛОС), вредные для организма (рис. 2).

Рис. 2. Выветривание летучих органических соединений (ЛОС) из новых предметов быта, мебели
Рис. 2. Выветривание летучих
органических соединений (ЛОС)
из новых предметов быта, мебели

1-й ученик. Воздух. Статистика свидетельствует, что качество воздуха в последние десятилетия неуклонно падает во всем мире: по прогнозам ООН в ближайшие 30 лет качество воздуха на планете ухудшится на 43%. Из-за загрязнения атмосферы по официальным данным на 20% увеличивается заболеваемость детей и на 10% – взрослых. На каждого жителя России в среднем приходится более 200 кг распыленных в атмосфере загрязнителей: сажи, диоксида серы, аммиака, оксида углерода, бензапирена, диоксида азота, сероводорода и других веществ. Высокое и очень высокое загрязнение воздуха было зарегистрировано в 2005 г. в 31 городе России (с населением более 10 млн человек).

Табачный дым не только вдыхается курильщиком, но и загрязняет воздух. Атмосфера загрязняется никотином, угарным газом, смолами, а также аммиаком. В настоящее время в дым переводится 6 млн т табачной продукции, а конкретнее: образуется 5000 т угарного газа, 7000 т синильной кислоты, 180 000 т никотина, 384 000 т аммиака, 6000 т канцерогенных смол. На открытом воздухе зона действия табачного дыма находится примерно в радиусе до пяти метров. Результаты показали, что в помещении, где курят, загрязненность воздуха увеличивается в шесть раз, а вредные вещества, выделяемые из табачного дыма и загрязняющие воздух, задерживаются намного дольше в организме курильщика, чем у некурящих.

2-й ученик. Вода. По заключению экспертов ООН самое высокое качество питьевой воды наблюдается сегодня в Финляндии, Канаде и Новой Зеландии, самое низкое – в Бельгии, Марокко и Индии. По ее запасам на душу населения лидируют Гренландия, Французская Гвиана и Исландия. В этом списке Россия не входит даже в первую десятку, в связи с чем контроль качества питьевой воды становится неотъемлемой необходимостью в нашей повседневной жизни. Человеческий организм на 75% состоит из воды, и поэтому наше здоровье, в первую очередь, зависит от качества употребляемой жидкости. Чаще всего в нашей воде встречаются фтор, титан, железо, марганец. Наличие в воде титана и марганца может серьезно сказаться на пищеварении, эти элементы вообще плохо влияют на организм.

3-й ученик. Антропоксины. Человек, как любое живое существо, выделяет во внешнюю среду углекислый газ и аммиак, эти вещества в больших концентрациях ядовиты. Человек, в том случае, если он болен, может вызвать заражение помещения вирусами, бактериями, паразитами.

Какой же дом самый «здоровый»? Считается, что самый экологичный дом – деревянный. Почему? Деревянный дом (рис. 3) обладает хорошими вентиляционными свойствами, что способствует естественной смене воздуха в помещении. Гигиеничности деревянных домов способствует и паровлажностная комфортность дерева. Деревянный дом прочен: хорошо известно, что деревянные дома стоят более сотни лет. Пожалуй, основные недостатки дерева – низкая огне- и биостойкость, но пропитка специальными огнезащитными составами и антисептиками позволяет защитить их от неблагоприятных воздействий и увеличить срок жизни деревянного дома в несколько раз. Красоте натурального дерева может позавидовать любой материал – естественные узоры на поверхности придают внешнему облику и интерьеру деревянных домов удивительное изящество и разнообразие, а использование в строительстве всевозможных деревянных конструкций и отделочных материалов позволяет создать весь дом в едином стиле.

Рис. 3. Какой же дом самый здоровый?
Рис. 3. Какой же дом самый здоровый?

Деревянные дома идеально подходят как для круглогодичного проживания, так и для сезонного жилья. Деревянные дома – дома для тех, кто ценит уют, традиции и здоровье свое и своих близких. Традиционный русский деревянный дом – часть нашей истории, важное и незаменимое звено национальной культуры.

4-й ученик. Так как же сохранить здоровье? Ведь не все могут позволить себе жить в собственном деревянном доме. Разумеется, речь не идет о том, что все современные строительные и отделочные материалы вредные и использовать их нельзя. Ни в коем случае!

Во-первых, понятно, что химия неизбежна в нашей жизни.

Во-вторых, просто необходимо знать, где, как и какие синтетические материалы можно использовать; как правильно организовывать систему вентиляции. Зачастую проблема вентиляции помещений решается простым открытием форточки. Однако это далеко не самый эффективный вариант.

В-третьих, прежде чем покупать что-то, надо как следует изучить рынок и производителей, запросить сертификаты, посоветоваться со специалистами.

Проблему загрязненной питьевой воды можно решить, установив очистительные фильтры.

Таким образом, будем ли мы здоровы, зависит во многом от нас самих.

III. Проведение викторины и конкурсов с учащимися 9-х классов

(Викторину может провести учитель или старшеклассники.)

Учитель. Ребята! Мы заранее познакомили вас с примерными вопросами по проблеме «Экология жилья», чтобы вы дома подготовились к викторине. Вы посмотрели слайды презентации, прослушали сообщения учащихся. Сейчас я предлагаю двум командам, «Здоровякам» и «Умникам», посоревноваться между собой. Команда, которая быстрее наполнит «сосуды Здоровья», и станет победителем. Попросим старшеклассников побыть в роли жюри. Соревнование наше состоит из викторины и двух конкурсов. За каждый правильный ответ викторины – 1 балл. Отвечает та команда, представители которой быстрее поднимут руку. Жюри фиксирует ответы команд, заполняя высокие цилиндры – «сосуды Здоровья» баллами – шариками. За каждый конкурс – максимальное количество 5 баллов. Желаю успеха!

Викторина

1. Говорят: «В своем доме и стены помогают». Из каких материалов вы предпочли бы построить стены своего дома: из дерева, красного или силикатного кирпича, бетона, строительных блоков? Почему?

О т в е т. Предпочтительны дерево, бетон и красный кирпич, т.к. другие из предложенных материалов могут содержать значительные количества радона.

2.Вы затеяли дома ремонт. Как вы будете выбирать обои?

О т в е т. Обои, как и любой другой товар, должны иметь сертификат качества. Для комнат лучше выбрать обои из бумаги без покрытия, для кухни и ванной – моющиеся обои.

3. Вы пришли в мебельный магазин. Вам предлагают мебель из натурального дерева, мебель из ДСП с покрытием натуральным шпоном, мебель из ДСП с пластиковым покрытием. Что вы предпочтете? Почему?

О т в е т. Лучше всего приобрести мебель из дерева, но она дорогая. При изготовлении ДСП используются смолы, которые впоследствии, испаряясь, загрязняют среду жилого помещения. Поэтому после приобретения новой мебели обязательно нужно часто проветривать помещение во избежание отравления фенолами.

4. У ваших родителей есть любимый диван, который они купили 15 лет назад. Мама говорит, что вам нужен новый диван, а папа – что диван еще послужит и лучше купить что-то другое. Кого вы поддержите?

О т в е т. Маму. Во всех диванах есть слой поролона. К сожалению, со временем он разрушается и образуется множество ядовитых веществ. Через десять лет после покупки поролон дивана будет выделять вредных веществ в десятки раз больше, чем в первый год эксплуатации.

5. С какой частотой нужно проветривать помещение?

О т в е т. 10 мин. в час, кроме того, проветривание должно быть сквозное.

6. Действительно ли сам человек является причиной загрязнения собственного дома?

О т в е т. Да. Во-первых, человек, как любое живое существо, выделяет во внешнюю среду углекислый газ и аммиак, которые в больших концентрациях ядовиты. Во-вторых, человек может вызвать заражение помещения вирусами, бактериями, паразитами в том случае, если болен.

7. Издавна наличие ковров в помещении считалось признаком богатства. А чем опасны ковры?

О т в е т. Во-первых, ковры собирают пыль, а во-вторых, со временем ворс ковров измельчается и попадает в воздух комнат. Ковровая пыль может быть причиной аллергии.

8. Необходима ли на кухне вытяжка? Зачем?

О т в е т. Необходима. При использовании газовых плит при сжигании газа, а также при приготовлении многих блюд образуются вредные вещества. Если их не удалять, то они оседают на стенах, потолках, мебели в виде копоти и, находясь в воздухе, могут вызывать недомогания.

9. Можно ли пить воду из-под крана?

О т в е т. Нет. Сейчас водопроводная вода содержит множество вредных для здоровья веществ, поэтому ее нужно дополнительно очищать. Можно использовать фильтры, отстаивание, кипячение.

10. Может ли обычная розетка стать источником заболевания?

О т в е т. Да, если она находится у изголовья кровати. Розетки и все электрические приборы создают в квартирах пересекающиеся электромагнитные поля, которые могут изменять собственное электромагнитное поле человека и вызывать заболевания.

Конкурсы

Задание 1 (на выполнение 2 мин.).


Список кухонной утвари:

1) кастрюли (из алюминия, нержавейки, эмалированные);

2) ложки и вилки (из алюминия, нержавейки, серебра, мельхиора);

3) лопатки, взбивалки (из дерева, пластмассы, нержавейки);

4) столовая посуда (из стекла, керамики, пластмассы);

5) одноразовая посуда;

6) фильтр для воды;

7) вытяжка.


В о п р о с ы к списку:

1) Что из предложенного списка не рекомендуется использовать у себя на кухне? Ответ обоснуйте.

2) Выберите самую необходимую вещь на кухне на ваш взгляд. Объясните свой выбор.

Задание 2 (на выполнение 2 мин.).

Посмотрите на рисунок (рис. 4) и ответьте на вопросы.

Рис. 4. Жилье современных детей
Рис. 4. Жилье современных детей

1) Есть ли в этой комнате источники загрязнения жилья? Какие?

2) Какие меры необходимо принять, чтобы дети, живущие в этой комнате, не заболели?

IV. Показ подготовленной учащимися
инсценировки ситуации «Мама пришла с работы…»

Лабораторный анализ продуктов: чипсов и газированного напитка «Фанта»

Пока жюри подсчитывает общее количество баллов, командам предлагается посмотреть сценку «Мама пришла с работы…». Сценку готовит (придумывает диалог) и показывает команда «Здоровяки».

С ц е н а р и й. Мама пришла с работы с авоськой в руках, в которой лежат продукты. Ее встречает дочь, копается в авоське и вытаскивает чипсы и газированный напиток «Фанта». Дочь начинает вскрывать пакет чипсов, но учитель ее останавливает.

Учитель. Ребята, как вы думаете, могут ли эти продукты причинить вред здоровью? Давайте послушаем наших экспертов. Для проведения анализов я приглашаю экспертов команды «Умники».

Представители команды «Умники» выполняют лабораторный анализ продуктов.

Опыт 1. Анализ газированного напитка «Фанта».

Ученик. Докажем, что «Фанта» содержит искусственный краситель и кислоту.

Профильтруем напиток через фильтровальную бумагу с активированным углем. Как вы видите, краситель остался на фильтровальной бумаге.

А сейчас докажем, что в напитке содержится кислота. Поместим несколько капель лакмуса в отфильтрованный раствор «фанты». Видно, что он окрашивается в розовый цвет. Эта окраска указывает на кислую среду раствора. Значит, этот напиток не рекомендуется людям, у которых повышенная кислотность желудка, гастриты и язвы.

Опыт 2. Анализ чипсов.

Ученик. Растираем чипсы на фильтровальной бумаге. На бумаге видны следы жира.

Растворяем растертые чипсы в воде, нагреваем в пламени спиртовки и фильтруем через фильтровальную бумагу. Содержимое фильтрата переливаем в две пробирки. В первую добавляем настойку йода. Появляется темно-синее окрашивание – доказательство наличия крахмала в чипсах (крахмал это углевод). Употребление большого количества жира и крахмала вызывает ожирение.

Во вторую пробирку нальем нитрат серебра. Выпадает белый творожистый осадок – доказательство наличия в чипсах поваренной соли. Избыток соли нарушает кислотно-щелочной баланс, приводит к гипертонии.

V. Выводы и подведение итогов мероприятия

Учитель. Предоставляю слово жюри для подведения итогов соревнования между командами. (Представитель жюри называет команду-победителя.)

Завершается наше мероприятие. Сегодня вы узнали о том, как важно обустроить свой дом, чтобы жить в нем долго и счастливо, не болея. Я думаю, что эта тема вас заинтересовала, и вы самостоятельно продолжите изучение этой проблемы, ведь вы поняли, как она актуальна в наши дни. Сегодня мы вам напомнили, что некоторые продукты, если ими увлекаться, могут стать еще одной причиной нарушения вашего здоровья.

Статья подготовлена при поддержке блога www.htech-world.ru. Если Вы решили быть в курсе всех событий мира High-Tech, то оптимальным решением станет зайти на сайт www.htech-world.ru. Перейдя по ссылке: «унунпентий», вы сможете, не потратив много времени, узнать последние новости в области химии. Более подробную информацию вы сможете найти на сайте www.Htech-World.Ru.

Итак, ребята, всем вам желаю крепкого здоровья!

 

Л и т е р а т у р а

Балабанова В.В., Максимцева Т. А. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. Волгоград: Учитель, 2003; Фадеева Г. А. Химия и экология. 8–11 классы: Материалы для проведения учебной и внеурочной работы по экологическому воспитанию. Волгоград: Учитель, 2004.

Р.М. ЧАРУШНИКОВА,
учитель химии гимназии № 152
(г. Казань)