Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №20/2008
ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ

 

Охрана атмосферного воздуха
от загрязнений

Экологический вечер

Окончание. Начало см. в № 19/2008

Ведущий. А эта история о знаменитом английском физике и химике Дж.Дьюаре и его изобретении. Ее нам расскажут учащиеся из группы физиков.

1-й физик.

В ящике со льдом растворы
Дьюар для опытов держал,
Но, увы, лед от жары
Таял быстро. Он устал
Каждый час лед добавлять,
Надо что-то предпринять!?

2-й физик.

Что несет тепло вокруг?
Это воздух – враг и друг.
От печки он тепло несет,
От него же тает лед!
Осенила вмиг Дьюара
Идея нового резервуара!

3-й физик.

Ученый стеклодуву заказал
Сосуд с двойными стенками,
Меж ними воздух откачал,
И запаял отверстие!
Отсюда истина простая:
Этот славненький сосуд
Холод веществ теперь сохраняет.

4-й физик.

А если в него чай горячий нальют –
За ночь напиток не остывает.
Так от лени своей Дьюар
Совместил холодильник и самовар,
А проще термос – о нем все знают.

Все вместе. И очень Дьюара за то уважают!

4-й инженер. Современная наука в результате усовершенствования технологий смогла получать из воздуха в специальных установках чистый кислород и молекулярный азот. Инженеры научились под высоким давлением охлаждать воздух. Температура кипения азота равна –196 °С, а у кислорода –183 °С, поэтому азот испаряется первым, а кислород испаряется за ним.

Из-за кулис раздается голос Воздуха. Затем в голубом плаще он появляется на сцене перед зрителями.

Воздух.

Вот теперь могу я, братцы,
Перед вами показаться,
В жидком виде виден я,
А пришел совсем не зря.
Слышал много лестных слов
В адрес свой, служить готов
Верой, правдой всей планете,
Потому что вижу: дети
Много знают обо мне
И хотят, чтоб на Земле
Чистым воздух был и свежим.
А вредителям-невеждам
Дружный мы дадим отпор!
Загрязненье атмосферы
Ныне стало выше меры,
Лишний углекислый газ
Климат изменил у нас!
Не дадим, чтоб мерзкий смог
В города проникнуть смог!
А надежда лишь на вас,
Надо действовать сейчас!

Ведущий. Ребята, я хочу поблагодарить за интересные сообщения наших инженеров, которые успели рассказать о некоторых профессиях воздуха. Наш дорогой Воздух затронул самую злободневную и животрепещущую тему – об охране земной атмосферы!

Ведущая. Ведь охрана воздуха от загрязнения – одна из самых важных проблем не только в нашей стране, но и на все й планете.

Планета когда-то
Прекрасной была.
И реки струились
Прозрачней стекла.
Был снег белоснежным
И дождь, как слеза,
Сияла на солнце небес бирюза.
Планету
Природный искусный резец
Мильонами лет
Превратил в образец.
Но... сейчас
Истыкали трубы просторы небес,
Отравлены воды, испакощен лес,
Плывут облака,
Точно черная ночь:
Дышать и животным,
И людям невмочь…

Ведущий. Cлово предоставляется юным экологам.

Данила. Чем мы дышим?

Даша. А способен ли меняться состав воздуха?

Максим. Что же является основным источником загрязнения атмосферы?

Маша. Как сделать воздух чистым?

Ведущая. Пожалуй, пришло время предоставить слово естествоиспытателям: биологам и экологам.

Биолог. Почему на вопрос – чем мы дышим, люди чаще всего, не задумываясь, отвечают – кислородом? Хотя, когда видят, что вопрос поставлен с подвохом, спохватываются и поправляются, отвечая – воздухом.

А если мы зададим еще один «провокационный» вопрос: в воздухе содержится только 21% кислорода, а остальные 78% приходятся на азот, который не поддерживает дыхания, так почему же мы считаем, что дышим кислородом? Давайте кратко разберемся с процессом дыхания человека. Воздух, поступивший в легкие при вдохе, изменяет свой состав. Воздух в легких отдает часть кислорода и обогащается углекислым газом. Содержание СО2 в венозной крови выше, чем в воздухе, находящемся в альвеолах. Поэтому углекислый газ выходит из крови в альвеолы и содержание его в выдыхаемом воздухе резко возрастает. Наоборот, кислород из альвеолярного воздуха переходит в кровь, потому что в венозной крови содержание его меньше, чем в воздухе. Сначала кислород растворяется в плазме крови, далее связывается с гемоглобином, а в плазму поступают новые порции кислорода. Молекулярный азот и интерные газы полностью выходят с выдыхаемым воздухом.

1-й эколог. Атмосфера загрязняется как по естественным причинам (извержение вулканов, пыльные бури), так и из-за хозяйственной деятельности человека. Ее состав при этом меняется. Атмосфера содержит много пыли, которая попадает туда с поверхности земли и частично из космоса. При сильных волнениях ветра? подхватывают капли воды из морей и океанов. Вместе с каплями воды в атмосферу попадают и соли. В результате извержения вулканов, лесных пожаров и других природных явлений воздух загрязняется продуктами сгорания. Искусственное загрязнение земной атмосферы началось в XIX столетии в результате сжигания угля в паровых машинах и домашних очагах. Особенно недобрую память оставил о себе паровоз! На фасадах многих домов возле железных дорог были черные следы паровозной копоти. Источниками загрязнения являются также автомобили и другие виды транспорта, тепловые электростанции. СО2, CO, SO2, оксиды азота – самые распространенные газообразные загрязнители, делающие атмосферу неблагоприятной для жизни человека и животных. Подсчитано, что больше всего загрязняют атмосферу: ТЭЦ – 28%, предприятия черной металлургии – 24,3%, нефтехимии – 15,5%, автотранспорт – 13,1%, предприятия цветной металлургии – 10,5%, заводы стройматериалов – 8,1%, химические предприятия – 1,3%.

Когда сернистый газ в больших количествах попадает в атмосферный воздух, это грозит большой бедой. Возле крупных теплоэлектростанций и металлургических комбинатов начисто погибает всякая растительность, земля превращается в мертвую зону. В этом виноваты «кислотные дожди».

Экология нас учит:
Если кислый дождь из тучи,
То природная среда
Вся в опасности тогда.

2-й эколог. Наиболее явный загрязнитель воздуха – дым печных труб, тепло- и электростанции заводов, мусоросжигательных установок. Дым состоит из мельчайших частиц углерода, нефти, жира, микроскопических частиц металлов и их оксидов. Легкие жителей больших промышленных городов наполняются сейчас не воздухом, а настоящей атмосферной грязью. В таком воздухе содержится вредоносная смесь оксидов углерода и азота, серного ангидрида и серной кислоты, производных фтора, частиц кремнезема, известняка. Содержащиеся в воздухе ядовитые вещества отравляют животных, убивают растения. В больших городах повышается число людей с заболеваниями верхних дыхательных путей (бронхиальная астма, эмфизема). Исследования ученых показали, что шофер вдыхает в день столько вредных газов, как если бы он выкурил 20 сигарет, регулировщик движения в центре города – около 100 сигарет! Токио называют задыхающимся городом. Власти мучительно пытаются решить проблемы, связанные с загрязнением воздушной среды. Ежегодно токийские заводы выбрасывают в атмосферу 1,7 млн т газообразных отходов, а более 2-х млн столичных автомобилей добавляют к ним 700 тыс. т углекислого газа. В японской столице от смога пострадали в 1970 г. 10 тыс. человек, а в 1971 г. – 28 тыс. человек.

3-й эколог. Подсчитано, что в крупных городах на 60% воздух загрязняется автотранспортом, который выбрасывает в атмосферу более 4 тыс. т угарного и углекислого газов. Загрязнение атмосферного воздуха пагубно влияет не только на здоровье людей, но и разрушает памятники культуры. Так, например, опасность угрожает Венеции, и не столько затоплением, а куда более страшным для города выбросом сернистого ангидрида, который представляет опасность для венецианских зданий и скульптур. В Греции, в результате атмосферного загрязнения, за последние 25 лет мрамор Парфенона пострадал больше, чем за 2500 лет своего существования. «Каменный рак» разъедает каменную мадонну, высеченную более 300 лет назад на стене Миланского собора. В результате сгорания высокосернистого угля и нефти появляются серные оксиды, которые, соединяясь с дождевой водой, образуют серную кислоту, разрушающую мрамор.

В атмосферу над Москвой за год выбрасывается 1 млн 100 тыс. т вредных и отравляющих веществ, т.е. более чем по 70 кг на каждого жителя столицы

В атмосферу над Москвой за год выбрасывается 1 млн 100 тыс. т вредных и отравляющих веществ, т.е. более чем по 70 кг на каждого жителя столицы

4-й эколог. В Дюссельдорфе одним из экспонатов зоопарка стал обыкновенный майский жук. У него на клетке установлена табличка: «В Рурской области встречается исключительно редко, ибо он очень чувствителен к загрязнению окружающей среды». Некоторые микроорганизмы очень чутко реагируют на состояние окружающей среды. Большой интерес представляют светящиеся бактерии. Некоторые из них перестают светиться в присутствии разнообразных промышленных выбросов, в частности сернистого газа.

Обеспечить достаточную чистоту воздуха в промышленных районах можно за счет увеличения высоты труб промышленных предприятий. Чем выше труба, тем сильнее тяга, тем чище воздух. Во избежание влияния вредных выбросов создаются санитарно-защитные зоны. Однако самый лучший способ – это перевод предприятий на замкнутый производственный цикл, при котором вообще отсутствуют вредные выбросы. Движение грузового транспорта в городах организуют только по отведенным для него магистралям, по кольцевым дорогам, в объезд городов. В самом городе строятся подземные переходы и тоннели для машин. Над тротуарами возникают автомобильные эстакады. Все менее ядовитым стараются сделать горючее. К бензину добавляют различные вещества, снижающие токсичность выхлопных газов. На улицах городов появляются в большом числе автомобили, работающие на природном газе. Их двигатель дает меньше вредных выбросов, но для окончательной победы над смогом нужна замена либо двигателя автомобиля, либо горючего в двигателе. Уже создан автомобиль, работающий на водороде. Давно изобретен электромобиль, разработаны модели машин, использующих солнечную энергию.

Ведущий. Наши экологи вместе с господином Воздухом обрисовали довольно тревожную экологическую картинку.

Ведущая. Из выступлений всех экспертных групп мы поняли, как велико значение Воздуха для жизни на нашей планете!

Ведущий. Мы поняли, насколько воздух важен для людей во всех сферах их жизнедеятельности.

Ведущая. Слово предоставляется господину Воздуху.

Воздух. Я предлагаю юным экологам отгадать загадки.

Загадки

• По полю рыщет,
Поет да свищет,
Деревья ломает,
К земле приклоняет.

(Ветер.)

• Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.

(Воздух.)

• Я мохнатый, я кудлатый,
Я зимой над каждой хатой,
Над пожаром и заводом,
Над костром и пароходом,
Но нигде-нигде меня
Не бывает без огня.

(Дым.)

• Белый столб стоит над крышей
И растет все выше, выше.
Вот дорос он до небес –
И исчез.

(Дым.)

Воздух (обращается к зрителям). А теперь, уважаемые гости, ответьте на мои вопросы.

1) Может ли аварийный выброс металлургическим комбинатом вредных загрязняющих веществ в атмосферу повлиять на экологическую обстановку и здоровье людей в городе и районе?

(О т в е т. Да.)

2) Как называется слой нагретого воздуха над городом, который не дает выхода нижнему слою более холодного воздуха (в результате этого происходит накопление вторичных загрязнителей, удерживаемых в этом холодном слое).

(О т в е т. Инверсионный слой.)

3) Проблема охраны окружающей среды стоит перед человеком очень остро. А какие вы могли бы предложить способы решения этой проблемы на Земле?

(О т в е т. Ее можно решить только путем международного сотрудничества
в области охраны воздуха: правильное сжигание топлива,
строительство очистных сооружений,
совершенствование технологии, модернизация транспорта,
расширение площадей зеленых насаждений.)

4) Какая смесь газов образуется от слияния колесной повозки и начала, определяющего поведение, действие.

(О т в е т. Воз-дух.)

5) Какой инертный газ образовался от слияния двух рек: реки Волга (старинное название) и самой главной реки Донского края?

(О т в е т. Ра-дон.)

6) Почему слово «ксенон» можно назвать ботаническим?

(О т в е т. В нем есть сено.)

7) Прибавьте к единице земельной площади, равной 100 кв. м, слово «гон», она превратится в инертный газ без цвета и запаха, дающий в электрических лампах и осветительных трубках синеватое свечение.

(О т в е т. Ар-гон.)

8) Какая французская река «спряталась» в слове «кислород»? (О т в е т. Река Ло.)

9) От замены двух последних букв «ен» нидерландский город превращается в инертный газ без цвета и запаха, самый легкий газ после водорода. Как называется этот газ?

(О т в е т. г. Гелен – гелий.)

10) Почему название «криптон» можно считать озерным?

(О т в е т. В нем есть оз. Кри.)

11) Последовательно соедините отрицательную частицу с личным местоимением третьего лица единственного числа, и вы узнаете инертный газ без цвета и запаха, дающий в осветительных трубках и электрических лампах красное свечение, открытый в 1898 г. и означающий «новый».

(О т в е т. Не-он.)

12) Почему название «озон» можно считать местоименным?

(О т в е т. В нем есть местоимение «он».)

13) Какой ядовитый туман из смеси выбросов промышленных предприятий и транспорта образуется от слияния простого предлога и глагола?

(О т в е т. С-мог.)

14) Прибавьте к междометию простой предлог, и оно превратится в отзвук.

(О т в е т. Эх-о.)

15) Какие летучие продукты горения находятся в городе Дымер?

(О т в е т. Дым.)

16) От замены одной буквы остров в море Бонда в Юго-Восточной Азии превращается в движение воздуха в горизонтальном направлении.

(О т в е т. о. Ветар – ветер.)

17) Добавьте к душевному подъему мягкий знак, и он превратится в мельчайшие частицы, носящиеся в воздухе.

(О т в е т. Пыл – пыль.)

 

Воздух. Внимание! А сейчас проведем конкурсы.

 

Конкурс «Два из шести»

Атмосфера защищает живые организмы, населяющие поверхность планеты, от воздействия:

а) хозяйственной деятельности человека;

б) веществ, обладающих канцерогенными свойствами;

в) космических излучений;

г) жесткого ультрафиолетового излучения;

д) вулканических выбросов;

е) парникового эффекта.

(Ответ. в, г.)

Конкурс «Подбери пару»

Найдите соответствие между степенью загрязнения воздуха и наличием определенных групп лишайников.

Степень загрязнения воздуха:

а) очень высокая;

б) высокая;

в) низкая;

г) чистый воздух.

1) Лишайники отсутствуют, отмечены водоросли на камнях и деревьях.

2) Накипной серо-зеленый лишайник леканора в основании деревьев, на камнях.

3) Листоватый серый лишайник пармелия на камнях, леканора и водоросли на деревьях.

4) Место леканоры занимают кустистые лишайники.

(Ответ. а – 1; б – 2; в – 3; г – 4.)

Конкурс «“Да” или “нет”»

Ответ должен быть однозначным.

1) Кислород, углекислый газ и азот участвуют в основных биогеохимических циклах.

(Да.)

2) Уменьшение площади лесов нарушает круговороты кислорода и углекислого газа в биосфере.

(Да.)

3) Кислород в атмосферу поступает, в основном, в результате деятельности фитопланктона морей и океанов.

(Нет.)

4) Загрязнение атмосферы сказывается на состоянии всех природных экосистем.

(Да.)

Воздух. А сейчас раздаю задания исследовательским группам.

Задание группе историков

• С каких рек «идет» пар?

1) Пар - (река в Бразилии).

2) Пар - - - - - (левый приток Оби, юг Западной Сибири).

3) Пар - - - - - (река в Парагвае, Южная Америка).

4) Пар - - - - (река на юго-востоке Бразилии).

5) Пар - - - (река в Бразилии).

6) Пар - - - - - - (река на юго-востоке Бразилии).

7) Пар - - - - (река на севере Индии).

8) Пар - - (река на севере Италии).

9) Пар - - - - - (река в Польше).

10) Пар - (река – приток Амазонки).

(Ответы. 1) Р. Пара. 2) Р. Парабель. 3) Р. Парагвай. 4) Р. Парайба. 5) Р. Парана. 6) Р. Паранаиба. 7) Р. Парбати. 8) Р. Парма. 9) Р. Парсента. 10) Р. Пару.)

Задание группе химиков

• В каких словах «находится» газ?

1) Газ - - - - (у мусульман: священная война, объявленная против иноверцев).

2) Газ - - - (родственное антилопе полорогое млекопитающее, отличающееся стройностью и быстротой бега).

3) Газ - - - (печатное периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное или еженедельное, посвященное событиям текущей политической и общественной жизни).

4) Газ - - (род вездеходного легкого автомобиля, разговорное).

5) Газ - - - - - - (газированная вода, разговорное).

6) Газ - - - - - (специалист по газификации).

7) Газ - - - - - - - - - - (аппарат для термической переработки твердого и жидкого топлива в горючий газ).

8) Газ - - - - (прибор для измерения расхода газа).

9) Газ - - (площадка, засеянная травой).

10) Газ - - - - - - - (трубопровод для передачи на расстояние природного горючего газа).

(Ответы. 1) Газават. 2) Газель. 3) Газета. 4) Газик. 5) Газировка. 6) Газовщик. 7) Газогенератор. 8) Газомер. 9) Газон. 10) Газопровод.)

Задание группе физиков

• В каких словах «идет» дым?

1) Ды - - м (торчком, поднявшись вверх).

2) Дым - - - (плохо гореть, пускать дым).

3) Дым - - - - - (выпускать дым, тлеть).

4) Дым - - (легкая, как дым, застилающая пелена чего-нибудь).

5) Дым - - - - - - - (русские народные игрушки – фигурки из обожженной и ярко раскрашенной глины).

6) Дым - - - (наполненный дымом).

7) Дым - - - - - - - (труба в паровом котле, по которой проходят из топки газы, нагревающие воду).

8) Дым - - (небольшой клуб дыма).

9) Дым - - - - (канал для выхода дыма из печи).

10) Дым - - - - - (светло-серый).

(Ответы. 1) Дыбом. 2) Дымить. 3) Дымиться. 4) Дымка. 5) Дымковские. 6) Дымный. 7) Дымогарная. 8) Дымок. 9) Дымоход. 10) Дымчатый.)

Задание группе инженеров

• В каких словах «летит» пыль?

1) Пыл - - ь (гореть, ярко освещая).

2) Пыл - - - - - - ь (чистить пылесосом).

3) Пыл - - ь (подымать пыль).

4) Пыл - - ь - - (покрываться пылью).

5) Пыль - - - (верхняя часть тычинки цветка, содержащая пыльцу).

6) Пыль - - - (пропитанный пылью).

7) Пыль - - (скопление пыльцевых зерен семенных растений).

8) Пыль - - - (легкое летнее пальто без подкладки, защищающее от пыли).

9) Пыль - - - (трудный и неприятный, о работе, должности).

10) Пыл - - - - - - - - - ь (устройство для улавливания пыли).

(Ответы. 1) Пылать. 2) Пылесосить. 3) Пылить. 4) Пылиться. 5) Пыльник. 6) Пыльный. 7) Пыльца. 8) Пыльник. 9) Пыльный. 10) Пылеуловитель.)

Задание группе экологов

• В каких словах «притаился» неон?

1) Нео - - - - н - - (такой, который не может быть оплачен, очень значительный).

2) Нео - - - н - - - - - (такой, которого не знают, не опознали).

3) Нео - - - - - - - н - - - - - (неопределенное положение).

4) Нео - - - - - - - н - - - (точно не установленный).

5) Нео - - - н - - - - - - - (не включающий в себя живых организмов).

6) Нео - - - - н - - (постоянно действующий, не ослабевающий).

7) Нео - - - - - - н - - - - (неосторожный поступок).

8) Нео - - - - - - н - - (опрометчивый, поспешный.)

9) Нео - - - - н - - (постоянно преследующий, назойливый).

10) Нео - - - - н - - - (не подвергающийся обтеске, обработке).

(Ответы. 1) Неоплатный. 2) Неопознанный. 3) Неопределенность. 4) Неопределенный. 5) Неорганический. 6) Неослабный. 7) Неосторожность. 8) Неосторожный. 9) Неотвязный. 10) Неотесанный.)

Ведущий. Пока исследовательские группы выполняют задания от господина Воздуха, я побеседую с юными экологами. Что означают следующие крылатые выражения?

1) В воздухе носится.

(О т в е т. Заметно появление
каких-нибудь идей.)

2) Повиснуть в воздухе.

(О т в е т. Оказаться в неопределенном
положении.)

3) Поднять на воздух.

(О т в е т. Взорвать.)

4) Воздух!

(О т в е т. Команда тревоги, при появлении вражеского самолета.)

5) Бывать на воздухе.

(О т в е т. Не в помещении, гулять.)

6) Выйти на воздух.

(О т в е т. Из помещения.)

7) На вольном воздухе.

(О т в е т. В саду или за городом.)

8) На открытом воздухе.

(О т в е т. Не в помещении.)

9) Нужен как воздух.

(О т в е т. Совершенно необходим.)

10) Дышать воздухом кулис.

(О т в е т. О театральной жизни.)

11) Воздушная линия связи.

(О т в е т. Не кабельная, на опорах.)

12) Война в воздухе.

(О т в е т. Средствами авиации.)

13) Воздушные ванны.

(О т в е т. Лечение воздействием воздуха
на тело.)

14) Воздушные замки.

(О т в е т. Фантастические, невыполнимые планы, несбыточные мечтания.)

15) На свежем воздухе.

(О т в е т. Вне помещения.)

16) Воздушный руль.

(О т в е т. Приводимый в движение
воздухом.)

17) Воздушные одежды.

(О т в е т. Очень легкие.)

18) Воздушное печенье.

(О т в е т. Очень нежное.)

19) Воздухообмен.

(О т в е т. Проветривание,
вентиляция.)

20) Воздухоплавание.

(О т в е т. Теория и практика передвижения
по воздуху на аппаратах легче воздуха.)

Ведущая. Слушаем исследовательские группы о выполнении заданий.

Ведущий. Наш вечер подходит к концу. Юным экологам, исследовательским группам и лучшим зрителям господин Воздух вручает памятные медали «Знаток воздуха».

На сцену выходят юные экологи.

Данила.

Мы сегодня дышим вволю,
Хоть газуют все машины,
Воздуха пока довольно,
И для грусти нет причины!

Даша.

Скорость, ветер крутят нервы,
Мы несемся вместе с веком.
Кто скорей, кто будет первым –
И плевать, что грязь и копоть.

Максим.

Мы – машины с человеком,
Мы природу покорили!
Жить хотим мы так сегодня,
Чтобы вечно недра были.

Маша.

Человек, пойми природу,
Будь разумным ее сыном,
И она простит неволю
И воздаст тебе по чину.

Данила.

Есть на то свои причины:
Воздух ведь давно испорчен,
Смерть гуляет по планете –
Гибнет будущее – дети!

Максим.

Жить им надо завтра тоже,
Есть, дышать и воду пить…

Маша.

Разум нам всели, о Боже!
Как природу сохранить?!

Все. Нам, нам, вам!

 

Л и т е р а т у р а

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь. М.: АЗЪ, 1995; Я познаю мир. Химия, М.: АСТ, 1996; Я познаю мир. Экология. М.: АСТ, 1996.

В.А.БУДАРИНА,
учитель химии
(г. Шахты, Ростовская обл.)