Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №14/2008
РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ
Школа: время реформ

Обучение стратегии
выбора профессии на стадии
предпрофильного и профильного
обучения

В нашем лицее система профильного обучения поставила перед педагогами и руководителями образования задачу совмещения профориентационной работы с предметным обучением. Успешное ее решение позволит преодолеть такую слабость современной школы, как несогласованность знаний по отдельным образовательным дисциплинам и оторванность этих знаний от реальной жизни и от ученика. Предварительная подготовка и профильное обучение дают возможность сконцентрировать педагогическую деятельность на личности школьника в период перехода из ученичества во взрослость.

Переход школ страны на профильное обучение связан с интенсивным повышением квалификации учителей, с пересмотром опыта профориентационной работы и ее обновлением. Следует сразу отметить, что прежние достижения в профессиональной ориентации школьников могут быть успешно перенесены в практику профильного обучения при создании и реализации курсов по выбору.

Цель программы. Создать систему специализированной подготовки учащихся, обеспечивающую профессиональную индивидуализацию их образования.

Задачи.

• Создать систему обучения детей, учитывающую индивидуальные особенности школьников и отвечающую потребностям общества в воспитании гуманистически ориентированной личности.

• Предоставить учащимся возможность выбора в соответствии с их способностями и потребностями, создать наилучшие условия для развития и максимальной реализации их склонностей в настоящем и будущем.

• Ориентировать молодых людей на максимальное познание своих способностей, возможностей, ресурсов, потенциалов, а также ограничений их развития и применения.

Содержание программы
«Подготовка, повышение квалификации педагогических работников для профильной школы»

Р а з д е л 1

Тема «Современные возможности профильного обучения школьников» (лекторий – 4 ч)

Ц е л ь. Изучение стратегии российского образования в первой половине XXI в.

К р а т к о е с о д е р ж а н и е. Изучение основных документов Министерства образования и науки РФ: Национальной доктрины образования в РФ, Конституции РФ, закона РФ «Об образовании» и принимаемых в соответствии с ним других законов, Федеральной программы развития образования, концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.; концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (от 18.07.2002 г. № 2783).

Цели профильного обучения. Общественный запрос на профилизацию школы. Зарубежный опыт профильного обучения. Отечественный опыт профильного обучения. Возможные направления профилизации и структуры профилей. Возможные формы организации профильного обучения. Взаимосвязь профильного обучения со стандартами общего образования и Единым государственным экзаменом.

Предпрофильная подготовка. Курсы по выбору. Особенности организации курсов по выбору.

Итоговая аттестация выпускников основной школы и организация поступления в старшую профильную школу. Профильная общеобразовательная подготовка в системе начального и среднего профессионального образования. Этапы введения элективных курсов.

Зачет коллектива по теме «Профильная школа – это индивидуализация обучения и свобода выбора».

Р а з д е л 2

Тема «Роль элективных курсов в формировании сознательного выбора профессии» (лекторий – 2 ч)

Ц е л ь. Изучение модели профильного обучения.

К р а т к о е с о д е р ж а н и е. Базовые и профильные курсы: цели, функции, содержание. Учебно-методический комплект по элективному курсу.

Практическая работа (6 ч).

Ц е л ь. Разработка программ элективных курсов.

К р а т к о е с о д е р ж а н и е. 1) Изучение рекомендаций для разработчиков элективных курсов. Составление программ курсов: пояснительная записка, место курса в образовательном процессе, цели и задачи, основные компоненты содержания курса, формы контроля уровня достижения учащихся и критерии оценки, текущий контроль, перечень рекомендуемой литературы.

Способ разработки программы учебного курса. Требование к программам элективных курсов для учащихся. Курсы по выбору в составе предпрофильной подготовки. Схема разработки программ авторского курса по выбору. Опорные вопросы для составителя программ.

2) Составление программ элективных курсов. Работа творческих групп по кафедрам образовательного учреждения.

3) Защита программ элективных курсов. Экспертиза учебных программ и представление их на ярмарке перед учащимися лицея.

Р а з д е л 3

Тема «Методика выявления профессиональных наклонностей» (2 ч)

Практическое занятие. Составление и апробация диагностических материалов.

Ц е л и. 1. Выявление профориентационного запроса, идущего от лицеистов и родителей.

2. Изучение уровней профессиональной компетенции специалистов, ведущих элективный курс.

3. Обобщение опыта совместной работы учащихся с преподавателем элективного курса и готовности обеих сторон этот опыт развивать.

Э т а п ы р а б о т ы:

1) проведение родительских собраний, классных часов по диагностике выявления профессиональной направленности учащихся;

2) компьютерная диагностика учащихся совместно с учителями информатики и службой занятости населения;

3) составление диагностических материалов по изучению у старшеклассников:

а) познавательной сферы;

б) мотивационно-потребительской сферы;

в) коммуникативно-поведенческой сферы;

г) потенциала развития.

Р а з д е л 4

Тема «Роль “Портфолио” в развитии самооценки личности учителя и ученика»

К р а т к о е с о д е р ж а н и е. Учебно-технологический комплекс – это своеобразный «портфель достижений» педагога, в котором есть главный документ – методический паспорт, содержащий всю информацию о его владельце и подтверждающий уровень и рост профессионального мастерства. Паспорт представляет комплексную оценку профессиональной деятельности педагога: его рейтинг среди учащихся, коллег, администрации.

Положение о модели «портфолио» выпускника основной школы. Полномочия и функции «портфолио». Структура модели «портфолио». Положение об индивидуальной накопительной оценке обучающихся. Оформление и презентация «портфолио» ученика. Разработка памяток для пишущего комментарий и рецензию на «портфолио». Комплект документов и варианты оформления «портфолио».

Итоговое занятие – семинар по теме
«Создание “портфолио” и его роль в развитии личности учителя и ученика»

К р а т к о е с о д е р ж а н и е. 1) Защита учебно-технологического комплекса – своеобразного портфеля достижений педагога.

2) Защита различных структур модели «портфолио» ученика, включающей блоки: «портфолио документов»; «портфолио работ»; «портфолио отзывов».

3) Разработка и утверждение документов о комплектовании профильных классов и изменениях в уставе школы.

Н.З.АРНАУТОВА,
учитель химии лицея
(г. Дальнереченск,
Приморский край)