Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №11/2010
РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ
Школа: время реформ

 

Компьютерные презентации
на уроках химии

Как студенты строили атом…

Если ты будешь любознательным,
то будешь много знающим
.
Сократ

Основная задача, стоящая перед системой школьного и среднего профессионального образования в современном обществе,  – формирование основ информационной культуры будущего специалиста.

Обучение химии связано с трудностями в познании учащимися сути процессов и явлений, происходящих в природе и используемых в практической деятельности. Применение компьютерных технологий при изучении химии позволяет наглядно представить процессы и явления, скрытые от глаз, а потому трудные для восприятия и понимания учащимися.

Использование различных форм работы с компьютером при изучении химии дает возможность учащимся повышать самостоятельную познавательную активность. Формулирование целей работы, инициатива в постановке новых задач, поиск доступных и оригинальных способов подачи материала, выделение наиболее существенных характеристик изучаемого явления – все это повышает самооценку интеллектуальных возможностей учащихся, позволяет им поверить в свои силы, способствуя тем самым развитию личности учащегося. Для педагога отрадно то, что повышается интерес к самой дисциплине.

Особое место при обучении химии отводится самостоятельным работам учащихся, позволяющим расширить знания по предмету, активизировать их творческую деятельность, позволить раскрыть свои способности. И здесь не обойтись без компьютера.

Один из видов самостоятельной работы студентов 1-го курса медицинского училища – создание презентаций. В качестве примера представлены материалы презентации по теме “Строение атома” (слайд 1).

Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта PPt4web.ru. Сайт PPt4web.ru – это удобный интерактивный сервис, предназначенный для того, чтобы Вы в любое удобное время смогли скачать на свой компьютер или просмотреть онлайн презентации на самые разные темы. К Вашему вниманию представлены презентации по химии, русскому языку, ОБЖ, информатике, математике, алгебре, биологии, географии и другим предметам школьной программы. Благодаря представленным материалам любой педагог сможет разнообразить урок мультимедийными презентациями, сделав учебный процесс эффективнее и интереснее.

Слайд 1

Деятельность преподавателя сводится к формированию рабочих (творческих) групп и организации их деятельности. Подбор студентов в одну группу необходимо осуществлять согласно их психологической совместимости и позитивной взаимозависимости; численность рабочей группы не должна превышать 4–5 человек. Как показывает опыт, среди учащихся, проявивших желание выполнить работу в виде презентации, наблюдается распределение “ролей”. Кто-то заинтересован в поиске информации в различных источниках (газеты и журналы по химии, научно-популярная литература, Интернет и др.), кто-то предлагает способы ее обработки (сведение данных в таблицы, составление схем, подбор рисунков и т.д.) и, наконец, 1–2 студента непосредственно занимаются оформлением презентации.

При подготовке презентации “Строение атома” студенты совместно с преподавателем сформулировали цели (слайд 2).

Слайд 2

Для достижения поставленных целей им необходимо было использовать знания о:

• составе атома и ядра (слайды 3–5);

• строении электронных оболочек атомов (слайды 8–13).

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

В ходе работы студенты закрепили умения:

• характеризовать состав ядра (слайд 5);

• рассчитывать количество протонов, нейтронов и электронов (слайды 6, 7);

• формулировать правила распределения электронов в атоме (слайды 8, 10, 12, 13);

• записывать электронную формулу (слайды 14,15);

• определять количество валентных электронов (слайд 15);

• составлять электронно-графическую формулу (слайд 16).

Слайд 16

Особого внимания потребовала работа над составлением блока контролирующих материалов (слайды 17–21) с эталонами правильных ответов (слайды 22–25) и критерием выставления оценок (слайд 26).

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Как оказалось, студентам трудно сформулировать вопрос и указать форму задания. Эта деятельность предполагает не простое воспроизведение материала, а творческий подход, что вызывает у студентов трудности. Включение в презентацию этого блока было рекомендовано преподавателем с целью придания работе завершенности и развития творческой самостоятельности у студентов.

Слайд 26

Рефлексивный этап познавательной деятельности позволяет студентам самостоятельно судить о достижении поставленных ими же целей, что развивает общеучебное умение осуществлять самоконтроль в учебно-познавательной деятельности.

Формой отчета студентов явилось представление результатов выполненной работы во время учебного занятия по теме “Обобщение знаний по общей и неорганической химии”.

И, конечно же, не надо забывать об оценке самостоятельной работы студентов. Кроме выставленных в журнал четверок и пятерок более высокой оценкой является включение преподавателем презентации в свою работу. Например, данная презентация может быть использована преподавателем на занятиях:

• теоретических (визуализация материала лекции, постановка проблемного вопроса и его решение, закрепление нового материала);

• практических (закрепление умений составлять электронно-графические, электронно-волновые схемы строения атома, писать электронные формулы, производить расчеты по формулам; организация различных форм контроля и самоконтроля знаний студентов).

Тем самым преподаватель дает понять, что работы студентов не “отправляются в макулатуру”, а могут активно использоваться в учебном процессе. Это способствует созданию положительной атмосферы на занятиях в целом и повышает интерес к работе с использованием компьютерных технологий.

М.Е.МАЙОРОВА,
преподаватель химии
медицинского училища № 3,
г. Москва