Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №9/2010
ПЕРЕПИСКА С ЧИТАТЕЛЕМ

 

Тематическое планирование
занятий по химии в специальных
коррекционных классах

8 класс

В данной работе представлены материалы поурочного тематического планирования (таблица). Коррекционные занятия предусматривают отработку основных умений и навыков классификации веществ в соответствии с химической номенклатурой, составления формул веществ и уравнений химических реакций, решения задач и проведения химического эксперимента. На коррекционные занятия отводится 0,5 ч в неделю, всего 17 ч.

Таблица

Поурочное планирование коррекционных занятий

На занятия приглашаются по 3–4 ученика из класса. Группа формируется учителем согласно степени усвоенного материала учащимися. Как правило, это группы с низким уровнем знаний и более высоким. В зависимости от подготовленности группы предлагаются задания разного уровня сложности. В качестве примера приводим сценарии проведения коррекционных занятий 1 и 3.

Занятие 1
Коррекция вычислительных навыков
при расчете относительной молекулярной массы

Корректируемая цель. Уметь находить относительные атомные массы в ПСХЭ, рассчитывать относительные молекулярные массы веществ, используя ПСХЭ, отработать навык устного счета.

Задачи. Обучающие: закрепить умения работать с ПСХЭ, с формулой нахождения относительной молекулярной массы, проводить математические вычислительные действия;

развивающие: продолжить развитие умений самостоятельной работы, математически мыслить;

воспитательные: воспитывать культуру речи и поведения, прививать интерес к предмету.

Ход занятия

УЧИТЕЛЬ. Из чего состоит вещество? (Из атомов и молекул.) Каждый атом обладает определенной массой. Как можно определить эту массу? Где она записана в ПСХЭ?

Заслушиваются ответы учащихся.

УЧИТЕЛЬ. Из чего состоит молекула? А как узнать, сколько весит молекула?

Заслушиваются ответы учащихся. Если требуется, то можно напомнить вычисление относительной молекулярной массы на примере молекулы воды.

Далее работа ведется в индивидуальном временном ритме по карточкам-заданиям. Если возникают трудности, то учитель оказывает помощь. Если возникли трудности у всей группы, то часть задания разбирается одним из учеников у доски.

Карточка-задание

(для группы со слабым уровнем развития)

Задание 1. Определите относительные атомные массы химических элементов с порядковыми номерами 1, 2, 6, 8, 11, 13, 16.

Задание 2. Какой из атомов тяжелее? (Вставьте знаки “больше” или “меньше”.)

а) Li … Na; б) C … N; в) P … Cl; г) Al … Si.

Задание 3. Рассчитайте относительные молекулярные массы следующих веществ: поваренной соли NaCl, углекислого газа CO2, мела CaCO3, серной кислоты H2SO4.

Задание 4. Рассчитайте и сравните относительные молекулярные массы веществ. Определите, какая молекула тяжелее? (Вставьте знаки “больше” или “меньше”.)

а) Mr(O2) … Mr(N2);

б) Mr(K2O) … Mr(MgO);

в) Mr(HNO3) … Mr(H2SO3);

г) Mr(Ba(OH)2) … Mr(LiOH).

 

Карточка-задание

(для группы, в которой уровень развития выше, чем в предыдущей)

Задание 1. Определите относительные атомные массы химических элементов с порядковыми номерами 1, 2, 6, 8, 11, 18, 20, 26, 35, 56.

Задание 2. Определите, что тяжелее? (Вставьте знаки “больше” или “меньше”.)

а) 4P … 2Cl; б) 3Al … N2; в) 3O2 … 2О3.

Задание 3. Рассчитайте относительные молекулярные массы следующих веществ: поваренной соли NaCl, углекислого газа CO2, мела CaCO3, магнитного железняка Fe3O4, серной кислоты H2SO4.

Задание 4. Рассчитайте и сравните относительные молекулярные массы веществ. Определите, какая молекула тяжелее? (Вставьте знаки “больше” или “меньше”.)

а) Mr(O2) … Mr(N2);

б) Mr(K2O) … Mr(MgO);

в) Mr(Al(NO3)3) … Mr(Na2SO3);

г) Mr(Ba(OH)2) … Mr(Fe(OH)3).

Задание 5. На весах лежат воздушные шары. Один заполнен газом метаном CH4, другой – кислородом O2. Какая чаша весов перевесит?

 

Учитель подводит итог занятия, указывает, над чем еще дома поработать.

Занятие 3
Развитие наглядно-образного мышления через
построение схем строения атомов химических элементов

Корректируемая цель. Уметь строить схемы строения электронных оболочек атомов малых периодов, определять завершенность внешней орбитали.

Задачи. Обучающие: закрепить умения ориентироваться в ПСХЭ, видеть взаимосвязь между номерами периодов, групп и строением атома;

развивающие: продолжить развитие умений самостоятельной работы, сравнивать, делать выводы;

воспитательные: воспитывать культуру речи, грамотного химического языка, прививать интерес к предмету.

Ход занятия

УЧИТЕЛЬ. Какое строение имеет атом?

Заслушиваются ответы учащихся, при этом делается рисунок на доске.

УЧИТЕЛЬ. Что в ПСХЭ указывает на заряд ядра химического элемента? Как можно определить число орбиталей? С чем совпадает число электронов, расположенных на внешней орбитали?

Заслушиваются ответы учащихся, приводятся примеры.

УЧИТЕЛЬ. Сколько электронов может находиться на первой орбитали? На последующих? Сколько электронов может максимально находиться на последней орбитали?

Заслушиваются ответы учащихся, приводятся примеры.

Далее работа ведется по карточкам-заданиям. При этом ученики поочередно самостоятельно решают каждое задание на доске, затем сравниваются ответы всех.

Карточка-задание

Задание 1. Закончите схемы электронного строения следующих атомов.

а) Li +3)…)… ; б) O +8)…)… ;

в) Ne +10)…)… ; г) Al +13)…)…)… .

Задание 2. Найдите ошибки.

Задание 3. Определите элемент:

Задание 4 (для сильных учащихся). Определите элемент и составьте схему строения атома.

Этот элемент входит в состав мела и в то же время он является металлом. Известно, что его атомное ядро содержит 20 нейтронов. На последней четвертой орбитали находятся 2 электрона.

Учитель подводит итог занятия, указывает, над чем еще дома поработать.

Н.Л.МИШЕНИНА,
учитель химии
Малечкинской средней школы,
Череповецкий р-н,
Вологодская обл.