Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №9/2010
Я ИДУ НА УРОК

 

Химические свойства кислот

Урок-исследование • 8 класс

Самостоятельно и активно разбираться в новом учебном материале учащиеся будут только тогда, когда учитель сумеет пробудить в них интерес к исследованию. При вовлечении учащихся в исследовательскую деятельность они самостоятельно решают встающие перед ними вопросы, непроизвольно запоминают и ясно осознают изучаемое. Исследование – это метод проверки суждений, нахождения неизвестного. Исследовательская деятельность может быть использована при изучении любой темы школьного курса, способствуя раскрытию ее содержания.

Цели. Образовательные: совершенствовать знания учащихся о составе, физических свойствах кислот, изучить химические свойства кислот.

Развивающие: развивать мышление учащихся, умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки и свойства объектов, классифицировать факты, делать выводы.

Воспитательные: совершенствовать коммуникативные умения в ходе выполнения опытов, развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение, самостоятельность; воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешность исполнительской деятельности (активность, увлеченность, наблюдательность); прививать культуру умственного труда.

Методы обучения. Репродуктивный, проблемно-поисковый, экспериментальный.

Оборудование и реактивы. Таблица “Индикаторы”, инструктивные карточки; пробирки, лучинка, бумага, ткань, медные и цинковые опилки, оксид меди, соляная и серная кислоты; индикаторы, нумерованные пробирки с растворами.

Девиз урока. Настоящий ученик учится открывать неизвестное с помощью известного и тем самым приближается к учителю. (И.В.Гете.)

ХОД УРОКА

Стадия вызова

Фронтальный опрос.

Великий мыслитель П.Лаплас сказал:

То, что мы знаем, – ограничено;

То, что не знаем, – бесконечно.

• Вспомним, что вы знаете о кислотах?

• Какие кислоты вам известны?

• Какие из них встречаются в природе?

(Ответы учащихся: уксусная, муравьиная, яблочная, лимонная, щавелевая.)

“Вкусные” кислоты

• Почему эти вещества называют кислотами?

• Каковы физические свойства кислоты?

• По каким признакам можно классифицировать кислоты?

• Определите степени окисления всех атомов в кислоте H2SO4.

• Назовите кислоты разной силы.

(Ответы учащихся: сильные – H2SO4, HNO3, HCl, HBr, HI; средние – H3PO4, H2SO3; слабые – H2CO3, H2S, H2SiO3, HNO2, CH3COOH.)

• Могут ли кислоты быть опасны для человека?

• Как вы представляете портрет “Кислоты”?

Стадия осмысления

Учитель. Запишем в тетрадь число, тему нашего урока и начнем создавать портрет для кислот (схема 1).

Схема 1

Учащиеся рисуют схему, записывают на ней то, что они уже изучили.

Изучение нового материала

Учитель. Кислота, когда здорова,
Угостить друзей готова
Тем, что ей дала природа:
Катионом водорода!

Где можно использовать знания о химических свойствах кислот?

Что нужно помнить при работе с кислотами?

Учащиеся отвечают.

Учитель (п р о б л е м н ы й  в о п р о с). Вам выдана смесь цинковых и медных опилок. Как с помощью кислоты можно выделить из этой смеси медные опилки?

Пока один из вас выполняет задание у доски, остальные отвечают на вопрос: с какими металлами будет реагировать соляная кислота? (Схема 2.)

Схема 2

Учащиеся записывают возможные уравнения реакций на доске и в тетрадях.

Учитель. А сейчас займемся химическими исследованиями свойств кислот.

Учащиеся получают инструктивные карточки.

В а р и а н т  1.

Инструкция по проведению
“дактилоскопического” эксперимента

Порядок действий.

1) Даны три нумерованные пробирки с растворами веществ, в одной из пробирок – кислота. Опытным путем определите, в какой пробирке находится кислота (используйте таблицу).

2) Запишите свои наблюдения.

 

Таблица

Окраска индикаторов в различных средах

Индикатор С р е д а
кислая нейтральная щелочная
Лакмус Красный Фиолетовый Синий
Фенолфталеин Бесцветный Бесцветный Малиновый
Метилоранж Красный Оранжевый Желтый

 

В а р и а н т  2.

Инструкция по проведению
химического анализа

Порядок действий.

1) Проделайте химическую реакцию взаимодействия соляной кислоты с металлами.

2) Проделайте химическую реакцию взаимодействия серной кислоты с оксидом меди.

3) Составьте уравнения реакций.

4) Подготовьте отчет.

После проведения опытов и доклада учащихся о своих наблюдениях учитель предлагает обсудить другие свойства кислот: взаимодействие кислот со щелочами и разложение некоторых кислот (возможна демонстрация опытов).

Учитель (п р о б л е м н ы й  в о п р о с). Какую пользу приносят кислоты?

Учащиеся отвечают о пользе кислот:

1) применяют в качестве пищевых ингредиентов, консервантов для сохранения пищи; витамин С, без которого нельзя жить, – это тоже кислота (аскорбиновая);

2) используют в химической промышленности, для работы аккумулятора автомобиля;

3) удаляют накипь в чайнике с помощью растворов лимонной или уксусной кислот;

4) используют муравьиную кислоту при ревматизме (народная медицина);

5) соляная кислота принимает участие в процессе пищеварения.

Учитель. Проведем следственный эксперимент, цель которого – выяснить отношение концентрированной серной кислоты к органическим веществам. В пробирку с концентрированной серной кислотой поместим лучинку, через минуту проверим ее состояние. Нанесем по капле серной кислоты на бумагу и ткань. Пронаблюдайте, что произойдет. Ответьте на вопрос: какой вред могут нанести кислоты?

Учащиеся отвечают:

1) можно получить ожоги;

2) кислотные дожди разъедают некоторые поверхности.

Закрепление изученного материала

Учитель. С какими веществами реагируют кислоты? Ответ изобразите в виде схемы (схема 3).

Схема 3

Закончите следующие уравнения реакций:

Mg + HCl —> …………………… ,

CаО + HCl —> …………………… ,

KОH + HNO3 —> …………………… ,

BaCl2 + H2SO4 —> …………………… ,

H2CO3 —> …………………. .

Рефлексия

Учитель. Подведем итоги нашего урока. Что запомнили?

Ученик. Кислоты могут быть в разных агрегатных состояниях, иметь или не иметь запах, но все они обладают кислым вкусом. Лакмус в кислой среде краснеет.

Учитель. Что поняли?

Ученик. Кислоты приносят пользу, но могут нанести вред.

Учитель. Чему научились?

Ученик. Различать кислоты и основания с помощью индикаторов, проводить реакции, иллюстрирующие химические свойства кислот.

Учитель. Урок мне хотелось бы закончить арабской пословицей: “Ни один сосуд не вмещает больше своего объема, кроме сосуда знаний: он постоянно расширяется”.

Домашнее задание. Завершите составление портрета “Кислоты”.

С.В.ЛАРИНА,
учитель химии средней школы № 26
с углубленным изучением
отдельных предметов,
г. Нижнекамск, Республика Татарстан