Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №14/2009
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

 

 

Кислородсодержащие
органические вещества

Урок-­КВН • 10 класс

Цели урока. В занимательной форме проконтролировать знания учащихся по теме «Кислородсодержащие органические вещества» (состав, свойства, генетическая связь между классами данных соединений), а также закрепить практические навыки в решении задач, определении веществ по характерным реакциям, составлении уравнений реакций.

Оборудование и реактивы. Спиртовка, пробирки; глицерин, фенол, формалин, сульфат меди(II), гидроксид калия, аммиачный раствор оксида серебра, хлорид железа(III).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель. Сегодня у нас урок-КВН, на котором подведем итоги наших визитов в удивительный мир органических соединений. Они живут в прекрасной стране, которая называется Органическая химия. Мы посетим несколько больших «городов» крупнейшего Федерального округа «Кислородсодержащие органические вещества», вспомним их названия, состав и свойства. Вот основные маршруты нашего химического турне.

(Демонстрация таблиц с изображением общих формул спиртов, альдегидов, фенолов, карбоновых кислот, эфиров.)

1) Почему Федеральный округ «Кислородсодержащие органические соединения» получил такое название?

2) Какие крупные города входят в данный округ?

II. Основная часть урока

Класс делится на команды по рядам.

Презентация команды

Эмблема, название, девиз.

Разминка

Блиц-турнир

Вопросы командам (за правильный ответ – 1 балл).

1-я к о м а н д а

1. Какая функциональная группа входит в состав спиртов?

(ОН.)

2. Современное название карболовой кислоты.

(Фенол.)

3. Какой вид изомерии характерен для альдегидов?

(Структурная.)

4. Какая кислота, вызывающая ожог, содержится в крапиве?

(Муравьиная.)

5. Как называются вещества, которые образуются при взаимодействии карбоновых кислот и спиртов?

(Эфиры.)

6. Дайте три названия веществу СН3–ОН.

(Древесный спирт, метиловый спирт,
метанол.)

7. Какое вещество образуется при дегидратации этанола?

(Этилен.)

2-я к о м а н д а

1. Какие виды изомерии характерны для спиртов?

(Структурная, положения функциональной группы.)

2. Какой спирт вызывает наркотическое привыкание?

(Этанол.)

3. Какая функциональная группа характерна для альдегидов?

(Альдегидная.)

4. Историческое название бутановой кислоты.

(Масляная.)

5. Химический состав мыла.

(Натриевые и калиевые соли
карбоновых кислот.)

6. Реакция, обратная реакции этерификации.

(Гидролиз.)

7. Историческое название трехатомных спиртов.

(Глицерины.)

3-я к о м а н д а

1. За счет чего температура кипения у спиртов выше, чем у соответствующих углеводородов?

(За счет водородных связей.)

2. Какой спирт вызывает слепоту?

(Метанол.)

3. Как называется водный раствор метаналя?

(Формалин.)

4. Русский ученый, получивший уксусный альдегид из ацетилена.

(М.Г.Кучеров.)

5. Наличие какой функциональной группы определяет свойства карбоновых кислот?

(Карбоксильной.)

6. Наличие каких веществ придает запах растениям?

(Эфиров.)

7. Как определить альдегид среди других веществ?

(Реакцией «серебряного зеркала».)

Конкурс капитанов «Химики-аналитики»

Задание. В трех пробирках под номерами находятся: глицерин, фенол и формалин. Задача капитанов – определить каждое вещество.

Класс в это время работает по карточкам.

Задание на карточках. Составьте формулы веществ: 2,2-диметилпентанол-1; 2,4,6-тринитрофенол; ацетальдегид; трихлоруксусная кислота; изобутиловый эфир масляной кислоты.

Конкурс команд «Химики-математики»

Решение задачи на вывод формулы вещества.

Задача. Определите формулу предельной одноосновной карбоновой кислоты, если известно, что на нейтрализацию пробы ее массой 11 г затратили раствор объемом 15,75 мл с массовой долей гидроксида натрия 25 % и плотностью 1,27 г/мл. Сколько изомерных кислот соответствует найденной формуле?

(Ответ. С3Н7СООН; две изомерные кислоты.)

По одному человеку от команды решают задачу у доски, остальные – в тетрадях. Какая команда быстрее решит задачу, та получит 1 балл.

Конкурс «Химическая эстафета»

Задание. Дана генетическая цепочка:

Этанол —> этаналь —> уксусная кислота —> этилацетат.

Записать уравнения реакций превращения веществ, указать тип реакций, условия их протекания и названия веществ.

От каждой команды по одному человеку идут к доске и выполняют задание.

Вывод. Представители данных «городов» дружат друг с другом и поддерживают тесные родственные связи между собой.

Конкурс «Вслед за олимпиадой»

Олимпийский девиз: «Быстрее! Выше! Сильнее!» Девиз этого конкурса: «Быстрее! Больше! Правильней!»

Задание. Дана формула вещества С5Н12О. Составить формулы изомеров, написать названия.

Вывод. Население «городов» увеличивается каждый раз с возрастанием числа атомов углерода, и демографическая катастрофа им не грозит.

III. Заключительная часть урока

Подведение итогов.

Учитель. Итак, мы совершили небольшое турне по основным классам кислородсодержащих органических веществ, вспомнили их состав, строение, некоторые свойства и можем сделать вывод: классы кислородсодержащих органических веществ очень разнообразны по свойствам и строению. Однако имеется общность строения и свойств веществ каждого класса и родственная связь между этими соединениями.

Н.Н.ТОПОЕВА,
учитель химии
Аскизского лицея-интерната
(с. Аскиз, Республика Хакасия)