Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №13/2009
НЕМНОГО ОБО ВСЕМ, ИЛИ ВСЕ О НЕМНОГОМ

 

Кабинет химии:
единство формы и содержания

Театр, как известно, начинается с вешалки. Кабинет химии у учителя школы № 17 г. Подольска Зубцовой Елены Григорьевны начинается с вестибюля перед этим самым кабинетом. Два огромных роскошных папоротника, стоящие как воины в почетном карауле, охраняют вход в кабинет и стенды, размещенные по обе стороны от него. На стендах: информация об уроках текущего дня, тематика предстоящих зачетов, сообщения об успехах учащихся школы по изучению химии (сведения о победителях олимпиад и конкурсов, смотров ученических проектов и исследовательских работ), оригинальная доска почета с фотографиями учеников и выпускников, достигших высоких показателей в изучении предмета и сдаче вступительных экзаменов в вузы.

Елена Григорьевна Зубцова
у одного из стендов перед кабинетом

Распахиваются двери, и вместо привычного кабинета с рядами ученических столов, кафедрой и доской, попадаешь в необыкновенно уютную, эстетически выдержанную и по-домашнему камерную и комфортную учебную комнату. В ней все продумано до мелочей – 12 столов расставлены тремя сегментами по 4 стола, сдвинутых вместе так, чтобы ученики смотрели не в спину соседа, а друг на друга. Это позволяет легко, оптимально и быстро организовать работу учащихся в парах или группах. Поскольку сегменты из столов расположены по отношению к кафедре торцами, учителю не составляет труда отслеживать, как формируются умения и навыки учащихся по обращению с лабораторным оборудованием и реактивами при выполнении химического эксперимента, корректировать их и своевременно оказывать необходимую консультацию каждому, кто в ней нуждается. Полезное пространство столов при такой расстановке существенно возрастает, т.к. необходимое оборудование и реактивы в оригинальных пластиковых лотках могут быть расположены на стыке столов, что предотвращает опасность уронить их во время работы.

Содержимое лотков представляет собой результат многолетней авторской селекции оборудования и реактивов, необходимого для использования на каждом уроке. Кроме этого, все три сегмента ученических столов имеют по подставке, в которой находятся линейки, карандаши и ручки. Интересно отметить, что наборы канцелярских принадлежностей отличаются своим цветом для каждого сегмента столов. Этим же цветом помечаются самостоятельные работы учащихся, которые они выполняют на бумажных листах формата А4 и сдают их в соответствующие ячейки – подставки для бумаг.

Каждый сегмент имеет полный набор учебников для того, чтобы учащиеся не носили их в школу, в полном соответствии с рекомендациями здоровьесбережения. Все ученические места содержат таблички с фамилиями учеников, которые эти места занимают.

Кроме этих сегментов, в кабинете имеется еще два ученических стола, предназначенных для учащихся, которые работают индивидуально: один в дальнем углу кабинета, снабженный красноречивой табличкой «Камчатка», второй, примыкающий к учительскому столу, также имеет свое название – «Менделеевский» (на нем стоит портрет молодого Д.И.Менделеева и предназначен этот стол для ученического творчества).

Интересно отметить, что столам и стульям в кабинете в этом году исполнилось шесть лет, а выглядят они как новые. Очевидно, что персонификация учебного места формирует у учащихся чувство ответственности за доверенные им мебель и учебное оборудование. Елена Григорьевна подчеркивает, что в кабинете почти не было случаев присвоения канцелярских принадлежностей или учебников. Если такие эпизоды наблюдались, то случалось это неосознанно и взятое из кабинета впоследствии возвращалось на место.

Важность любой мелочи, имеющейся в кабинете, можно раскрыть на таком небольшом примере. К кафедре вплотную расположен вытяжной шкаф. В месте их стыковки подвешена симпатичная мягкая игрушка – ослик Иа из известной детской сказки. На наш вопрос, зачем в кабинете такое украшение, ответила учащаяся 8-го класса: «Эта игрушка напоминает нам правило о том, как закреплять и вынимать из держателя пробирку – после проведения нагревания содержимого надо вынуть ее из держателя, потянув не вниз, а так же, как и закрепляли, – вверх. Так же поступал ослик Иа, помещая один подарок – лопнувший шарик – в другой – пустой горшочек из-под меда: и входит, и выходит».

Своеобразной моделью к типам химических реакций служат стоящие на демонстрационном столе учителя две матрешки разных цветов, верхняя часть которых символизирует катионы, а нижняя – анионы. Разбирая пустые матрешки на части, учащиеся усваивают суть электролитической диссоциации, а меняя их верхние части – суть реакций обмена. Манипуляции с полными матрешками позволяют моделировать реакции разложения, соединения и замещения.

Общий вид кабинета химии

Кроме привычной одной доски на стене за кафедрой в кабинете Елены Григорьевны имеются еще две передвижные (на колесиках) доски. Одна из них расположена в конце кабинета. За ней находится телевизор на тумбочке, на полках которой собрана богатая коллекция видеофильмов и видеофрагментов. При необходимости доска отодвигается, ученики берут стулья и рассаживаются на пустом пространстве между сегментами столов. Так быстро формируется своеобразный кинозал.

Богатая выставка учебной литературы у входа в кабинет открыта для свободного доступа и использования учащимися при подготовке сообщений, рефератов и других самостоятельных работ.

В отличие от других кабинетов химии, в этом представлены три варианта периодической таблицы химических элементов Д.И.Менделеева. Одна из них расположена на основании кафедры, равно как и таблица растворимости солей и гидроксидов в воде. Две другие периодические таблицы расположены на передней и боковой стенах кабинета. Последняя таблица представлена в комплекте с портретами великих русских химиков: М.В.Ломоносова, Д.И.Менделеева и А.М.Бутлерова. Портрет Ломоносова расположен слева от таблицы, а портреты Менделеева и Бутлерова – справа. И это не случайно. Так учитель с помощью таблицы разделила эпохи, в которые творили эти ученые.

Защита коллективного проекта

Домашний уют и камерность создает также озеленение кабинета. На подоконниках в небольших одинаковых горшочках расположена великолепная коллекция цветущих фиалок. Вытяжной шкаф и заднюю стену кабинета украшают ампельные растения, которые служат своеобразными индикаторами степени химической загрязненности атмосферы. Подчеркнем, что буйное цветение и пышная зелень говорят о полном благополучии кабинета в этом отношении.

Если из кабинета пройти в лаборантскую, то ощущение школьного химического дома усиливается многократно. Лаборантская создает иллюзию кухни у прекрасной домашней хозяйки. Лабораторные шкафы стилизованы под кухонные. Стены лаборантской «одеты» в превосходный кафель, напоминающий по фактуре и качеству настоящий кухонный. «Разделочные столы», предназначенные для приготовления реактивов, также покрыты кафелем, который создает единую цветовую композицию в этой «химической кухне». В углу лаборантской оборудован учительский стол с компьютером и книжными полками над ним. Рядом расположены сканер, принтер и копировальный аппарат.

И кабинет, и лаборантская оформлены в светлых бежево-салатных тонах, создают радостное и приподнятое настроение и позволяют реально осуществлять гуманизацию и гуманитаризацию обучения химии.

Не сразу посетитель замечает, что окна в кабинете и лаборантской необычные – евроокна со светло-коричневыми рамами, стилизованными под дерево. На наш вопрос, откуда взялись средства для подобной роскоши, Елена Григорьевна ответила, что это спонсорская помощь, которую ее муж, также здешний выпускник, оказал школе в год ее юбилея.

Школа, где работает героиня нашего рассказа, представляет собой двухэтажное здание старой довоенной постройки. И, хотя коллектив педагогов и руководство стараются изо всех сил поддерживать уют, чистоту и современное оформление в старых стенах, у нас осталось ощущение, что сама школа – это раковина, скрывающая настоящую жемчужину – кабинет химии Елены Григорьевны Зубцовой.

Статья подготовлена при поддержке компании «PlasmaOnLine». Для удачного проведения мероприятия требуется много сил и энергии. Важной составляющей является зрительная информация, и хорошим решением для реализации зрительной информации становится проекционный экран. На сайте, расположенном по адресу www.PlasmaOnline.Ru, вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать аренду проекционного экрана по выгодной цене. Компания «PlasmaOnLine» имеет развитую логистическую базу, которая позволяет, в кратчайшие сроки, привезти и установить требуемое оборудование.

Все это смогли увидеть учителя г. Подольска во время семинара, который авторы статьи провели на базе кабинета химии школы № 17.

О.С.ГАБРИЕЛЯН,
заслуженный учитель РФ, профессор;
С.А.СЛАДКОВ,
старший преподаватель кафедры
естественно-экологического образования
Педагогической академии
последипломного образования,
кандидат педагогических наук