Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №5/2009
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

 

Использование информационного
образовательного ресурса,
cозданного в сотворчестве
учитель–ученик

В ходе выполнения исследовательской работы учащимися, совместно со мной, был создан образовательный ресурс по химии – сайт, посвященный периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Этот сайт, размещенный в сети Интернет по адресу www.periodic.by.ru, явился итогом исследования школьниками истории создания и развития периодической системы химических элементов (ПСХЭ), а также научной и общественной деятельности Менделеева.

Главная страница сайта
Главная страница сайта

Сайт содержит большой объем информации о великом ученом, размышления школьников о значении ПСХЭ и периодического закона, а также результаты опроса, проведенного учащимися, об отношении представителей разных стран мира к Менделееву, его работам, научному наследию. Кроме того, имеется информация о химических элементах, их соединениях, изложенная в доступной форме, поэтому ее можно использовать в практике преподавания химии.

Информационный ресурс – наукоемкий продукт, создает широкий спектр возможностей для его применения:

• интеграция средств данного ресурса с традиционными средствами обучения;

• создание оптимальных дидактических условий развивающего обучения;

• удовлетворение познавательного интереса школьников к изучаемому предмету.

Создание и применение информационного ресурса способствует реализации творческого потенциала ученика и педагога. Этот ресурс выполняет ряд задач: является предметом обучения, средством общения и получения информации, средством воспитания и интеграции различных областей научных знаний.

Основными его компонентами, интегрирующими химию с предметами естественно-научного и гуманитарного циклов, являются:

• содержательная и творческая компоненты;

• методическая компонента;

• электронная библиотека;

• полезные компьютерные программы – f1ash-ролики.

Содержательная компонента включает в себя биографию Д.И.Менделеева, обобщенные в виде таблиц данные, отражающие научную деятельность ученого, «доменделеевские» попытки классификации химических элементов; методическое пособие ПСХЭ с возможностью подробнее познакомиться с каждым из элементов и его основными характеристиками.

Творческая компонента заключается в исследовательской ученической работе и создании анкеты для опроса посетителей. В анкете предлагается ответить на ряд вопросов, касающихся отношения респондентов к деятельности Дмитрия Ивановича и его великому творению – периодической системе химических элементов.

Методическая компонента. Информационный ресурс предоставляет широкие возможности школьникам для самостоятельной работы, он содержит обширный биографический, фактологический материал по данной тематике.

Сайт может быть применен на уроках, посвященных ПСХЭ, в 8–11-х классах. Наиболее перспективной формой его использования является смешанный режим – электронный информационный ресурс и непосредственное взаимодействие учителя и ученика. Его можно использовать и как дополнение к существующим учебным разделам школьного курса химии.

Информация, представленная на сайте, охватывает различные аспекты: истории открытия периодического закона и ПСХЭ Д.И.Менделеева, биографию великого русского ученого, а также такие учебные темы, как «ПСХЭ Д.И.Менделеева и строение атома» (8-й класс); «Периодический закон и ПСХЭ Д.И.Менделеева» (9-й класс); «Периодический закон и ПСХЭ в свете теории о строении атома» (11-й класс).

Обширная информация о химических элементах содержится в виде интерактивной ПСХЭ. Разработанный нами образовательный ресурс предоставляет широкие возможности для использования его в учебном процессе.

Мы приводим также примерные темы (по программе О.С.Габриеляна), при изучении которых целесообразно обращаться к материалам сайта (таблица).

Таблица

Класс Изучаемый раздел Тема урока
8-й Введение Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов
Шеренга великих химиков Дмитрий Иванович Менделеев
9-й Повторение Периодический закон и ПСХЭ Д.И.Менделеева
Металлы Общая характеристика элементов I группы главной подгруппы
Общая характеристика элементов II группы главной подгруппы
Алюминий и его физические свойства
Железо. Свойства, получение и применение
Сплавы
Неметаллы Кислород
Сера, соединения серы
11-й Периодический закон и строение атома Периодический закон и ПСХЭ в свете учения о строении атома. Философский смысл периодического закона

В качестве иллюстрации предлагаем методическую разработку урока в 9-м классе с использованием данного ресурса.

Периодический закон и периодическая система
химических элементов Д.И.Менделеева

Цели урока. Уяснить значение ПСХЭ и периодического закона, познакомиться с биографией великого русского ученого; рассмотреть исторический фон открытия периодического закона и раскрыть его значение для развития химической науки; развивать познавательный интерес к предмету посредством использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе; продолжить формирование устойчивой мотивации к обучению химии на основании положительного эмоционального восприятия предмета, развивать коммуникативные навыки.

Планируемые результаты обучения.

Работа организуется в малых группах, каждая из которых выполняет собственное исследование
Работа организуется в малых группах,
каждая из которых выполняет
собственное исследование

Учащиеся должны знать:

• периодический закон, структуру ПСХЭ Д.И.Менделеева;

• историю открытия закона, различные попытки классификации химических элементов, предпринятые до Менделеева;

уметь:

• раскрывать значение периодического закона и ПСХЭ;

• характеризовать элементы на основании их положения в ПСХЭ.

Оборудование. Компьютер (ноутбуки на каждый ученический стол), проектор, компьютерная программа, экран, раздаточный материал на каждый стол, портрет Д.И.Менделеева, подборка книг, посвященных великому русскому ученому.

ХОД УРОКА

Научные открытия и успехи не происходят вдруг;
они накапливаются мало-помалу; нужно много
работать для того, чтобы могло появиться лицо,
охватывающее запас накопившихся знаний,
умеющее добыть из этого запаса
новую крупную идею, закон, управляющий
совокупностью явлений.

Д.И.Менделеев (Собр. соч. Т. 24. 1954, с. 235)

 

1-й этап. Организационный

Учитель знакомит учащихся с планом работы. Работа на уроке осуществляется в группах, согласно инструкциям, которые находятся у каждого на столах.

Работа ведется с использованием ноутбуков. Первоначально учащиеся обращаются к главной странице сайта, знакомятся с его создателями и изучают инструкции. Затем определяются направления работы и формы представления ее результатов, критерии оценивания работ.

2-й этап. Работа в группах

1-я г р у п п а.

Задания по разделу «Биография».

1. Назовите основные этапы жизненного пути Д.И.Менделеева.

2. Перечислите научные интересы ученого.

3. Назовите основные научные труды Д.И.Менделеева.

4. Расскажите, как увековечено имя великого русского ученого в химии.

2-я г р у п п а.

Задания по разделу «ПСХЭ».

1. Расскажите, какие попытки были предприняты с целью систематизации химических элементов.

2. Какая из предложенных классификаций наиболее близка ПСХЭ Д.И.Менделеева?

3. Оспаривался ли приоритет Менделеева на открытие периодического закона и ПСХЭ?

4. Расскажите, как развивалась ПСХЭ.

3-я г р у п п а.

Задания по разделам «ПСХЭ» и «Современное значение ПСХЭ».

1. Изучите информацию об открытии элементов № 113, 115, 101.

2. Какие изменения были внесены в ПСХЭ после 2005 г.?

3. Каково значение ПСХЭ и периодического закона?

Страница сайта с биографией Д.И.Менделеева
Страница сайта с биографией Д.И.Менделеева

После выполнения заданий каждая группа отчитывается о проделанной работе.

1-я группа рассказывает о жизни великого русского ученого, о его семье, периоде учебы в Главном педагогическом институте (Санкт-Петербург), пути становления периодического закона, признании его мировой научной общественностью.

2-я группа знакомит учащихся с различными попытками классификации химических элементов, предпринятыми до Менделеева, основными путями развития периодического закона. Для составления ответа используется таблица «Первые попытки систематизации элементов» с гиперссылками, представленная на странице ПСХЭ.

Учащиеся 3-й группы рассказывают об открытии элементов № 113, 115, 101, о тех изменениях, которые были внесены в ПСХЭ после 2005 г.

Выступления оцениваются по следующим критериям:

• умение учащихся конкретно, полно и развернуто ответить на поставленные вопросы;

• использование наглядности (моделей, таблиц, схем) для рассказа, умение пользоваться информационными технологиями при иллюстрации сообщений;

• участие (активность) каждого ученика в работе группы.

3-й этап. Закрепление изученного материала

В качестве закрепления знаний и обобщения полученных результатов учащимся предлагается блицопрос по теме урока.

Блицопрос

1. Когда и где родился Д.И.Менделеев?

а) 1833 г., Москва;

б) 1832 г., Тюмень;

в) 1834 г., Тобольск.

2. Какую должность занимал отец Д.И.Менделеева?

а) Директор Тобольской гимназии и попечитель народных училищ Тобольской губернии;

б) профессор Московского университета;

в) директор гимназии в Тобольске.

3. В какое учебное заведение в 1850 г. поступил Д.И.Менделеев после окончания гимназии?

а) Московский университет;

б) Главный педагогический институт Санкт-Петербурга;

в) Казанский университет.

4. Д.И.Менделеев окончил педагогический институт:

а) с почетной грамотой;

б) с золотой медалью;

в) с серебряной медалью.

5. За какую книгу в 1862 г. Д.И.Менделеев получил Демидовскую премию?

а) «Производство муки, хлеба и крахмала»;

б) «Сахарное производство»;

в) «Органическая химия».

6. В каком году появилась первая печатная работа Д.И.Менделеева о периодическом законе?

а) 1869 г.; б) 1868 г.; в) 1867 г.

7. На какой должности работал Д.И.Менделеев с 1890 по 1895 гг.?

а) Инспектор министерства народного образования;

б) заведующий химической лабораторией;

в) консультант Научно-технической лаборатории Морского министерства.

8. Д.И.Менделеев много работал над созданием долговечных красок. Ему в этом помогал известный русский художник. Назовите его.

а) В.М.Васнецов; б) И.Е.Репин; в) А.И.Куинджи.

9. В каком году группой американских ученых был открыт элемент 101, названный в честь Д.И.Менделеева?

а) 1955 г.; б) 1945 г.; в) 1950 г.

10. Сколько химических элементов было известно ко времени открытия периодического закона?

а) 63; б) 65; в) 69.

11. Как сформулировал Д.И.Менделеев периодический закон?

а) Свойства простых тел, а также формы и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от величины атомных весов элементов;

б) свойства химических элементов находятся в периодической зависимости от заряда атомных ядер;

в) свойства химических элементов и образуемых ими простых и сложных веществ находятся в периодической зависимости от величины заряда атомов этих элементов.

Ответы. 1–в; 2–а; 3–б; 4–б; 5–в; 6–а; 7–в; 8–в; 9–а; 10–а; 11–а.

Л и т е р а т у р а

Остроумов И.Г., Боев А.С., Габриелян О.С. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. Серия «Школа Олега Габриеляна». М.: Просвещение, 2006; Курганский С.М. Внеклассная работа по химии. Викторины и химические вечера. М.: 5 за знания, 2006, 192 с.

И.А.УКРАИНЦЕВА,
учитель химии гимназии № 1
(г. Калининград)