Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №1/2009
Я ИДУ НА УРОК

 

ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ Д.И.МЕНДЕЛЕЕВА

11 класс

Цель. Оказать помощь учащимся в приобретении знаний по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов».

Задачи.

• Создать условия для осуществления познавательной деятельности учащихся, способствовать развитию их коммуникативных навыков, умения слушать, формулировать и высказывать свои мысли, сравнивать полученные результаты с результатами товарищей.

• Углубить и расширить знания учащихся о периодическом законе и периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева.

• Способствовать формированию нравственных и патриотических качеств школьников, воспитанию в них чувства гордости за соотечественников.

Тип урока. Изучение нового материала с последующим его закреплением.

Форма урока. Коллективная, индивидуальная.

Методы обучения. Поисковые, вариативные, наглядные; метод сотрудничества.

Средства обучения.

1) Портрет Д.И.Менделеева;

2) стенд «Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева»;

3) дополнительная литература, журналы, вырезки из газет, опорные конспекты;

4) стенд «Сегодня на уроке», на котором указано, что ученик должен знать и что он должен уметь.

Предварительные индивидуальные творческие задания.

1) Составить кроссворд по данной теме;

2) приготовить доклад о научной деятельности Д.И.Менделеева;

3) изучить биографию великого химика (можно использовать стенд «Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева»).

Организация рабочего пространства.

На стене – портрет Д.И.Менделеева, стенды. На доске написана дата, тема урока и высказывание Д.И.Менделеева: «Сам удивляюсь, чего я только не делывал в своей научной жизни».

На столах учащихся – карандаши, ручки, ксерокопии вырезок из газет с информацией о великом ученом, тетради.

ХОД УРОКА

1. Организационный этап

Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, создание положительной мотивации на восприятие новых знаний.

2. Изучение нового материала

Ученики сами формулируют цель урока, исходя из названия темы. Учитель соглашается и дополняет их ответ, пользуясь стендом «Сегодня на уроке».

Учитель. Ребята, предлагаю вам следующие этапы изучения новой темы:

1) жизнь и деятельность Д.И.Менделеева;

2) предпосылки открытия периодического закона;

3) периодический закон химических элементов;

4) периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева;

5) значение периодического закона химических элементов.

Итак, нам предстоит сейчас изучить жизнь и деятельность великого химика Д.И.Менделеева. Давайте внимательно прослушаем доклад и дополним его своими знаниями.

После выступления докладчика учащиеся получают возможность поделиться своими знаниями. Учитель отмечает еще раз разносторонний характер его научной деятельности и зачитывает высказывание А.А.Блока: «Д.И.Менделеев – это воплощение глубокого ума и тонкого восприятия всей действительности… Он давно все знает, что бывает на свете… Во все проник… Его знание самое полное. Оно происходит от гениальности, у простых людей такого не бывает… При нем вовсе не страшно, но всегда – неспокойно. Это от того, что он все и давно знает, без рассказов, без намеков, даже не видя и не слыша».

Учитель. Переходим к изучению предпосылок открытия периодического закона. В процессе изучения вам предстоит составить кластер. Для этого сначала определим перечень вопросов, ответы на которые вам нужно будет в него занести:

а) предпосылки открытия периодического закона;

б) формулировки периодического закона химических элементов;

в) значение периодического закона химических элементов Д.И.Менделеева.

Учитель напоминает ребятам, как составляется кластер (рисунок). Ученики работают самостоятельно с учебником и заносят все предпосылки в кластер. Затем ребята заслушивают ответ одного учащегося, сравнивают его работу со своей, вносят дополнения и изменения. Учитель акцентирует внимание ребят еще на двух предпосылках:

а) съезд химиков в Карлсруэ;

б) личностные качества великого ученого.

Рис. Кластер «Периодический закон»

По предложению учителя ученики находят эту информацию в учебнике, кто-то один зачитывает вслух текст последнего абзаца.

Учитель еще раз подчеркивает научную интуицию, энциклопедичность знаний, дар научного предвидения, умение обобщать, стремление к познанию неведомого и гениальность нашего соотечественника.

Учитель. А теперь переходим к раскрытию сущности периодического закона. (Фронтальная беседа с использованием периодической системы химических элементов.)

Какую основную характеристику химических элементов Д.И.Менделеев положил в основу расположения их в периодической системе?

(Относительную атомную массу
химических элементов.)

Влияет ли относительная атомная масса химических элементов на их свойства?

(Ученики в процессе рассуждений приходят к выводу,
что относительная атомная масса
влияет на свойства элементов.)

Следовательно, свойства химических элементов, а также образованных ими соединений находятся в периодической зависимости от атомных весов этих элементов.

Учитель предлагает рассмотреть схемы электронного строения и свойства химических элементов 2-го периода, выясняет вместе с учениками, что свойства зависят и от строения внешних энергетических уровней. Аналогично выясняют и зависимость свойств от зарядов атомных ядер. Подводят итоги, уточняют дату открытия периодического закона. Ученики вспоминают или находят ответы в учебнике и записывают в кластер (см. рисунок) три формулировки периодического закона химических элементов.

Учитель. Следующий этап изучения новой темы – периодическая система химических элементов.

В ходе фронтальной беседы ученики вспоминают, что периодическая система химических элементов – это графическое отображение периодического закона, повторяют изменение свойств химических элементов в периодах, группах, главных и побочных подгруппах, изучают таблицу № 6 на с. 39 учебника (Габриелян О.С., Лысова Г.Г.Химия. 11 класс. М.: Дрофа, 2002) и делают вывод о периодичности изменения свойств химических элементов.

Учитель (зачитывает слова Н.Бора). «Система Д.И.Менделеева является путеводной нитью в разработке теории электронного строения атомов». Ребята, сейчас нам предстоит ответить на последний вопрос: каково же значение периодического закона химических элементов для науки?

Учащиеся должны самостоятельно найти ответы на вопрос в тексте учебника и закончить составление кластера. Затем происходит проверка работы учащихся, обсуждение и подведение итогов, сравнение результатов работы по составлению кластера с кластером учителя.

Учитель. В заключение хочу процитировать Д.И.Менделеева: «… периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает».

Подведение общего итога – беседа с использованием стенда «Сегодня на уроке» о том, что узнали и чему научились. Изучение темы заканчивается стихотворением Н.Глазкова «Таблицу Менделеева я знаю наизусть» (декламирует ученица):

«Пусть зимний день с метелями
Не навевает грусть –
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть.

Зачем ее я выучил?
Могу сказать зачем.
В ней стройность и величие
Любимейших поэм.

Без многословья книжного
В ней смысла торжество.
И элемента лишнего
В ней нет ни одного.

В ней пробужденье дерева
И вешних льдинок хруст.
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть».

3. Закрепление материала

а) Решение кроссворда – работа одного учащегося у доски.

По горизонтали: 1. Фамилия учредителя высокой международной научной премии. 2. Газообразное вещество, распространенное в космическом пространстве. 3. Композитор – друг Д.И.Менделеева. 4. Щелочной металл, образующий при взаимодействии с кислородом оксид. 5. Поэт – муж дочери Д.И.Менделеева. 6. Химический элемент, названный в честь автора периодического закона. 7. Химический элемент, название которого в переводе на русский язык означает «зловонный».

По вертикали: 8. Село, в котором находилось поместье Д.И.Менделеева, а в настоящее время – музей выдающегося ученого.

б) Задача (ученики решают в тетрадях).

Некий жилец II подъезда пришел в гости в квартиру № 8. Через некоторое время он крупно поскандалил с хозяином квартиры, в результате чего жилец массой 0,8 г исчез, а вместо него образовалось 1,12 г осадка. Определите, как звали пропавшего жильца, любившего ходить в гости? Составьте схему электронного строения его атома, укажите, чем объясняются его свойства.

(Ответ. Са.)

Один ученик решает задачу на доске, после решения записывает схему строения атома кальция и объясняет причину его металлических свойств.

4. Домашнее задание. § 5, два упражнения (с. 42–43) по выбору.

* * *

После проведения данного урока учащиеся поняли, что они самостоятельно могут находить ответы на поставленные вопросы, объективно оценивать свою работу и работу товарищей. Они обладают желанием высказывать собственные мысли и испытывают чувство гордости за своих соотечественников.

 

Л и т е р а т у р а

Габриелян О.С., Лысова Г.Г.Химия. 11 класс. М.: Дрофа, 2002; Биографии великих химиков. М.: Мир, 1981; Большая Советская энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1969–1978.

Н.М.САМСОНОВА,
учитель химии
Нарышкинской средней школы
(с. Нарышкино, Нижегородская обл.)