Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №22/2008

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

 

Интегральные технологии
на практике

В настоящее время существует множество всевозможных технологий преподавания. Меня же привлекла интегральная технология, разработанная В.В. Гузеевым. Она предоставляет простор для творчества учителя, позволяет дифференцировать работу с учащимися. Применение этой технологии повышает самостоятельность и ответственность школьников, способствует качественному усвоению ими учебного материала.

Каждая тема разрабатывается в виде блоков и предлагается каждому учащемуся по следующей схеме (логический путь изучения темы):

• 1 блок – вводное повторение (ВП);

• 2 блок – изучение нового материала, основной объем (ОО), чаще всего проводится в виде лекции, в этом же блоке дается домашнее задание, которое охватывает всю тему и состоит из трех уровней: первый уровень выполняют все учащиеся, дополнительная работа может выполняться в полном объеме или на желаемом уровне;

• 3 блок – тренинг-минимум (ТМ), доведение до автоматизма умения решать шаблонные задачи, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов обучения; на уроке разбираются 5–10 задач;

• 4 блок – изучение нового материала, дополнительный объем (ДО), проходит в виде семинара, на котором учащиеся выступают с докладами;

• 5 блок – развивающее дифференцированное закрепление материала (РДЗ), семинар-практикум, проходит как работа в группах;

• 6 блок – обобщающее повторение (ОП), урок-консультация, на котором активной формой выступает индивидуальная работа; учащиеся, освоившие первый уровень, выполняют задачи второго уровня с последующей сдачей учителю;

• 7 блок – диагностика (Д), трехуровневый письменный зачет;

• 8 блок – коррекция (К), возможна индивидуальная, парная или групповая форма работы; учащиеся пересдают тему учителю; учащиеся, получившие высший балл, решают нестандартные задачи.

Привожу разработку темы

«Подгруппа углерода»

по программе Л.С. Гузея, Р.П. Суровцевой*. В этой теме главное внимание уделяется решению задач.

Интеграционные цели (изучения основного и дополнительного объема нового материала).

Учащиеся должны знать.

1. Аллотропию углерода; состав, строение, свойства и применение; круговорот углерода в природе.

2. Строение, свойства, применение оксида углерода(IV). Состав средних и кислых солей угольной кислоты, их характерные свойства.

3. Формы существования кремния как химического элемента.

4. Состав, свойства и применение силикатных материалов.

Учащиеся должны уметь.

1. Объяснять явление адсорбции и его практическое значение. Описывать химические свойства углерода.

2. Показывать взаимосвязь двух рядов солей. Определять карбонат-ион.

3. Решать задачи по уравнению реакции с использованием понятия «примесь».

Домашняя работа.

Первый уровень (на «3»): §19.10, упр. 3, 5, 6, 8, 16, 18, 22, 23, 25, 29.

Второй уровень (на «4»): §19.10, упр. 4, 9, 15, 20, 24, 27, 28, 30; §19.12, упр. 1, 3.

Третий уровень (на «5»): §19.10, упр. 7, 14, 17, 21, 26, 31; §19.12, упр. 2, 4, 5, 6.

Тренинг-минимум.

Задания.

1. Сколько граммов карбоната магния нужно для получения 40 г СО2 при воздействии на него кислоты?

2. Какой объем СО2 (н.у.) выделится при взаимодействии 50 г карбоната кальция с кислотой?

3. Какой объем СО2 (н.у.) получится при разложении 100 г карбоната магния?

4. Сколько литров СО2 получится при сжигании 1 т кокса?

5. Сколько молей карбоната магния вступит в реакцию с серной кислотой массой 147 г?

Диагностика.

1. Допишите уравнения тех химических реакций, которые практически осуществимы. Реакции ионного обмена запишите в ионной форме:

СаСO3 …………..........…....... , ………....…… ,

СаСO3 + SiO2 —> ………….....… , …….…..…… ,

СаСO3 + НCl —> …….……...…… , ………..….… ,

СаСO3 + NaOH —> ………....….… , ………..…… ,

СаСО3 + СО2 + Н2O —> …………… , ………… ...

2. Запишите уравнения качественных реакций на: а) карбонаты; б) сульфаты; в) хлориды.

Укажите признаки химических реакций.

3. Предложите два способа разделения СО и СО2. Один способ должен быть основан на физическом явлении, другой – на химическом.

4. Методом электронного баланса подберите коэффициенты в следующем уравнении реакции:

С + Н24 —> СО2 + SО2 + Н2О.

5. Смесь массой 297 г, состоящую из Na2СО3 и NаНСО3, прокалили. Масса остатка после прокаливания равна 137 г. Выразите состав смеси в массовых долях.

Коррекция.

К заданию 1 (диагностика): таблица 19.4 после § 19.10 («Углерод и его соединения») и таблица 19.5 после § 19.12 («Кремний и его соединения»).

К заданию 2: § 19.10, подраздел «Угольная кислота и ее соли»; таблица растворимости.

К заданию 3: §19.10, подраздел «Оксиды углерода».

Ко всем заданиям: дополнительный материал (см. тетрадь).

Отдельно хочется остановиться на уроке развивающего дифференцированного закрепления.

Если минимальный уровень выполнен всеми учащимися, то весь класс начинает работу над заданиями общего уровня. Если есть учащиеся, не выполнившие или по какой-либо причине не выполнявшие задания минимального уровня, то создаются разные группы для работы над заданиями минимального (1) и общего (2) уровней (таблица).

Таблица

Планирование урока развивающего дифференцированного закрепления

Время
(минуты урока)
Содержание работы
Группа 2 Группа 1
1 Введение. Мотивация учащихся. Организация работы
3 Задание 1 (общий уровень) с учителем

Задания 1–3 (тренинг-минимум) с консультантом

10 Задание 2 (общий уровень) с учителем
17 Самостоятельная работа (общий уровень), задания 3–5 Обсуждение результатов в присутствии учителя
24 Анализ самостоятельной работы с учителем Задания 4–5 (тренинг-минимум) с консультантом
30 «Срез» общего уровня «Срез» минимального уровня
40 Подведение итогов

Задания высшего уровня.

1. Через раствор NaОН объемом 19,1 мл с массовой долей NaОН 32 % ( = 1,35 г/см3) пропустили углекислый газ, полученный при сжигании метана объемом 2,24 л. Вычислить массовую долю образовавшейся соли.

(О т в е т. 35,11 %.)

 

2. Через известковую воду пропущен 1 л смеси оксида углерода(II) и оксида углерода(IV). Выпавший осадок был отфильтрован и высушен, масса его оказалась равной 2,45 г. Установите содержание газов (в процентах по объему) в исходной смеси.

(О т в е т. 54,88 %.)

3. Навеску мрамора (содержащего примеси) массой 2,507 г растворили в разбавленной соляной кислоте. После нейтрализации из отфильтрованного раствора под действием оксалата аммония осаждался оксалат кальция (СаС2O4). При прокаливании осадка в электрической печи при 800 °С получили оксид кальция, который обрабатывали серной кислотой и вновь прокаливали. Полученное после этого вещество имело массу 2,806 г. Определите содержание карбоната кальция в навеске мрамора (в процентах по массе).

(О т в е т. 82,21 %.)

4. Оксид углерода(IV) объемом 836 мл (н.у.) пропускали над раскаленным углем массой 0,105 г и затем полученную смесь газов – над раскаленным оксидом меди(II) массой 1,4 г. Какой объем 20%-го раствора азотной кислоты ( = 1,12 г/см3) потребуется для растворения твердого продукта реакции с оксидом меди(II)?

(О т в е т. 14,62 мл.)

Задания общего уровня.

1. Какая масса карбоната натрия образуется при разложении 50 г гидрокарбоната натрия, содержащего 16 % примесей?

(О т в е т. 26,5 г.)

2. Какая масса карбоната кальция, содержащего 20 % некарбонатных примесей, должна быть взята для получения 17,92 л углекислого газа?

(О т в е т. 100 г.)

3. Рассчитайте массу мела, содержащего карбонат кальция и 6,25 % некарбонатных примесей, необходимую для получения 16,8 л СО2.

(О т в е т. 80 г.)

4. Какая масса магнезии (содержащей 15 % примесей) должна быть взята для получения обжигом 10 г оксида магния?

(О т в е т. 24 г.)

5. Какой объем СO2 (н.у.) образуется при прокаливании 60 кг карбоната магния, содержащего 30 % примесей?

(О т в е т. 10 976 л.)

«Срез» минимального уровня.

Сколько литров оксида углерода(IV) выделится при действии соляной кислоты на 20 г мела?

(О т в е т. 4,48 л.)

«Срез» общего уровня.

Какой объем угарного газа потребуется, чтобы восстановить железо, содержащееся в 960 т оксида железа(III), если массовая доля примесей в нем составляет 0,1 %?

(О т в е т. 393,2 км3.)

* * *

Вначале встречается много трудностей, как для учителя, так и для учеников. Но в итоге, работая по интегральной технологии, больше учащихся выходит на основной и продвинутый уровень, а неосвоение минимального уровня практически исключено.

Л и т е р а т у р а

Гузеев В.В. Теория и практика интегральной образовательной технологии. М.: Народное образование, 2001; Алферова Е.А., Ахметов Н.С. Химия. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1999; Гузей Л.С., Сорокин В.В., Суровцева Р.П. Химия 9. М.: Дрофа, 2003; Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений для средней школы. 2-е изд., испр. и доп. М.: Новая волна, 2002; Смирнова Е.Г. Сборник типовых задач и упражнений по химии для учащихся медицинских классов и слушателей подготовительных курсов. Учебно-методическое пособие. Курган, 2002.

Т.С. СОРОКИНА,
учитель химии Лесниковской
средней школы
(Кетовский р-н, Курганская обл.)


* В тематическом планировании учебного материала для 9-го класса на эту тему отводится четыре часа, один из которых – практическое занятие. – Прим. ред.