© Данная статья была опубликована в № 01/2005 журнала "Химия" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Химия"
  •  Сайт "Я иду на урок химии"
  •  Содержание № 01/2005
  • ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ЛАБИРИНТЫ ПО ХИМИИ

    ПЕРЕПИСКА С ЧИТАТЕЛЕМ

    Из опыта работы

    ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ
    ЛАБИРИНТЫ ПО ХИМИИ

    Предлагаемые лабиринты «Вещества» и «Ученые» (см. след. номера) подчиняются одним и тем же правилам. Игра может быть проведена во время предметной недели, общественного смотра знаний, школьного химического вечера.
    Цель. Расширить кругозор учащихся и повысить познавательный интерес к изучению предмета.
    Правила игры. В игре принимают участие три команды произвольной численности. Игра предназначена для учащихся 9–11-х классов. За две недели до ее проведения учитель знакомит игроков с сеткой викторины (схема), темами резервных вопросов, дает необходимые пояснения и список рекомендованной литературы.
    Перед началом игры команды выполняют предварительное задание. Команда, которая раньше других даст правильный ответ на первый вопрос, начинает игру первой. Второй начинает команда, давшая правильный ответ на второй вопрос.

    Схема

    Учитель задает вопрос вслух (зрителям), команде дает карту с его записью. «Стартовый» вопрос состоит из двух частей: основного вопроса и дополнительного. Дополнительный вопрос задается в случае неправильного ответа на основной вопрос, после хода соперников.
    Верно ответив на «стартовый» вопрос, команда после хода соперников выбирает тему следующего вопроса, пользуясь указателями-стрелками. В случае неверного ответа команда возвращается на исходную позицию и после хода соперников пытается ответить на другой вопрос. Команда, неправильно ответившая на все вопросы, которые она имеет право выбрать по указателю, выбывает из игры.
    Если одна из команд выберет путь к вопросу, на который правильно ответили их соперники, следует воспользоваться одним из резервных вопросов. Побеждает команда, первой ответившая на один из вопросов «линии финиша».
    Для удобства и наглядности можно воспользоваться фишками разного цвета, используя схему викторины как игровое поле.


    ВЕЩЕСТВА

    ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

    1. Этот элемент иногда называют «король живой природы».

    (Углерод.)

    2. Природный материал, название которого образуется от двух индейских слов: «дерево» и «плакать».

    (Каучук.)

    ВОПРОСЫ ЛИНИИ СТАРТА

    СМЕРТОНОСНЫЙ ГАЗ

    1. Первыми жертвами этого газа были два члена Ирландской академии наук: братья Георг и Томас Ноксы. Томас Нокс скончался от отравления, а Георг стал инвалидом. Следующей жертвой стал бельгийский химик П.Лайет. В дальнейшем список пострадавших увеличился: французы Дж.Никлес, Ж.Гей-Люссак, Л.Тенар, Э.Фреми, англичане Г.Дэви, Г.Гор. Сравнительно безболезненно удалось получить его французскому ученому Анри Муассану. Кто виновник этих трагедий?

    (Фтор.)

    2. Заветной мечтой многих поколений химиков было выделить этот газ в свободном виде. Профессор Политехнической школы в Париже Эдмонд Фреми наблюдал, как образуются отдельные пузырьки этого газа при электролизе расплавленного флюорита, но не сумел его собрать. Что это за газ?

    (Фтор.)

    САМОЕ КУРЬЕЗНОЕ НАЗВАНИЕ

    1. Сербы и хорваты называют этот элемент «мишомор», азербайджанцы и узбеки – «маргумуш» («мушь» – мышь, «мар» – убить). Арабское название «арса наки» означает «глубоко проникающий яд». Назовите русское название этого элемента.

    (Мышьяк.)

    2. По-гречески название этого элемента означает «сильный», «мужественный» – с таким благоговением отнеслись древние к его ядовитым соединениям. Назовите элемент.

    (Мышьяк.)

    "СЕРЕБРО ДЕВИЛЛЯ"

    1. На Парижской всемирной выставке в 1855 г. демонстрировалось «серебро Девилля» – слиток металла ценой 2400 марок за 1 кг, что было дороже стоимости золота и серебра. О каком металле идет речь?

    (Алюминий.)

    2. Некий мастер принес римскому императору Тиберию (42 г. до н.э. – 37 г. н.э.) чашу из металла, напоминающего серебро. Подарок стоил изобретателю жизни: Тиберий приказал казнить его, а мастерскую уничтожить, т. к. боялся, что новый металл обесценит серебро императорской сокровищницы. Что это за металл?

    (Алюминий.)

    ВОПРОСЫ ПО УКАЗАТЕЛЯМ

    ПОМОЩНИК РЕВИЗОРА

    Во время ревизии на складе реактивов проверяющие мгновенно обнаружили, что бутыль с надписью «Абсолютный этиловый спирт» содержит не безводный спирт, а его водный раствор. Обнаружили это при помощи бесцветных кристаллов, которые при добавлении в раствор спирта стали голубыми. Что представляли собой эти кристаллы?

    (Бесцветные кристаллы – обезвоженный сульфат меди,
    при добавлении к нему воды становится голубым.
    Спирт содержал воду, поэтому кристаллы стали голубыми.)

    ВАЖНЕЙШИЙ ТОВАР РОССИЙСКОЙ ТОРГОВЛИ

    В 1780 г. академик И.А.Гильденштедт писал: «…можно почесть важным товаром в российской торговле. Стекольщики наши и красильщики много ее издерживают, а впредь еще и больше оной расходиться будет, когда больше станут у нас делать белых стекол». О чем идет речь?

    (Речь идет о соде. До 1860 г. соду ввозили в Россию,
    несмотря на обилие собственного сырья
    для ее производства. Первый содовый завод в России
    был основан в 1864 г. в Барнауле.)

    СПИЧКИ "МАКАЛЬНЫЕ"

    В 1919 г. в Петрограде, когда спичечные фабрики прекратили работу из-за отсутствия фосфора, появились «макальные» спички, или «хозяйственные запалы». Как их делали?

    («Макальные» спички изобрел французский
    химик-аналитик Гюстав Шансель (1822–1890).
    Он предложил на конец лучинок наносить смесь бертолетовой соли,
    серы, горючих веществ (угля, крахмала, сахара) и клея.
    После высушивания такая спичка загоралась,
    если ее обмакнуть в концентрированную серную кислоту
    и тотчас вынуть. Такие спички были очень неудобны:
    надо было всегда иметь под рукой склянку с серной кислотой.)

    "ДУХ СОЛЕЙ"

    В ассортименте лекарств одной из московских аптек в 1644 г. находилось вещество под названием «дух из солей». Еще это вещество называли «кислый спирт». «Кислый спирт» дымил на воздухе, вызывал кашель, обжигал язык, разъедал металлы и ткани. О каком веществе идет речь?

    («Духом из солей» и «кислым спиртом»
    называли соляную кислоту.)

      ТАЙНЫ ЗОЛОТОГО КОЛЬЦА

    У работницы химического цеха соскочило с пальца золотое кольцо и упало в аппарат с раствором цианида натрия NаСN. Сразу достать его не удалось, а на следующий день кольца в аппарате не нашли. Куда оно исчезло?

    (Золото взаимодействует с водным раствором
    цианида натрия, превращаясь в хорошо
    растворимое вещество – дицианоаурат натрия.
    В 1844 г. русский металлург П.Р.Багратион предложил
    использовать эту реакцию для извлечения золота
    из руд бедных им месторождений.)

    "ПОПРОБУЙ ПОДНИМИ!"

    Однажды в ювелирную мастерскую француза Пьера Франсуа Шабано при дворе испанского короля Карла III в Мадриде зашел некий пожилой маркиз Аранда, чтобы приобрести платиновые изделия. На столе ювелира стоял кованый платиновый кубик с длиной ребра около 10 см. Старый маркиз хотел приподнять его, но не смог. Почему маркизу не удалось поднять кубик?

    (Платина – один из тяжелых металлов.
    Такой платиновый кубик имел массу около 21,5 кг.)

    "ФИЛОСОФСКАЯ ШЕРСТЬ"

    В средние века этот оксид называли «философской шерстью» из-за его волокнистого строения и способности участвовать во многих не всегда понятных реакциях. В наши дни этот оксид широко используют для получения белой краски. О каком оксиде идет речь?

    («Философская шерсть» – это оксид цинка.)

    "ЩИТЫ РУСИЧЕЙ"

    В «Слове о полку Игореве» читаем: «Лисицы брешут на червленые щиты... Русичи великие поля червлеными щитами перегородили...» Что значит «червленый щит»?

    (Червленым щитом называли щит,
    окрашенный красной краской. У русских воинов
    эта краска была символом храбрости,
    мужества и неустрашимости.
    Краска была смесью сурика и киновари.)

    РИСКОВАННЫЙ ОПЫТ

    Французский химик XVIII в. Пилатр де Розье проделал рискованный опыт. Он вдохнул газ и выдохнул его на огонь свечи. Произошел взрыв. Розье впоследствии писал: «Я думал, что у меня вылетят все зубы вместе с корнями». Какой газ вдохнул Розье?

    (Этот газ – водород. В легких он смешался с
    кислородом воздуха, образовалась
    взрывоопасная смесь – гремучий газ.)

    ЗАЛИВ СМЕРТИ

    «Кара-Бугаз» по-туркменски означает «черная пасть». Залив Кара-Богаз-Гол в Каспийском море «наводил суеверный ужас на кочевников и моряков... Он был в представлении людей… заливом смерти и ядовитой воды» – так писал о нем К.Г.Паустовский в рассказе «Кара-Бугаз». Почему этот залив называют «заливом смерти»?

    (В заливе находятся богатейшие запасы минерала мирабилита.
    В верхних слоях вод залива содержатся хлорид магния,
    хлорид натрия и сульфат натрия. Вода залива –
    насыщенный раствор солей, в котором отсутствует жизнь.)

    ДЕКРЕТ КОНВЕНТА ФРАНЦИИ

    В одном из декретов Конвента Франции в 1790 г. говорилось: «Всем и каждому промывать землю из своих погребов, конюшен, овчарен и коровников... те, кто пренебрег бы обязанностью извлекать из недр земли основной элемент оружия для поражения тиранов, были бы подлецами или контрреволюционерами». Что извлекали из недр земли?

    (Речь идет о получении селитры – нитрата калия.)

    ВОПРОСЫ ЛИНИИ ФИНИША

    СИНЬКАЛЬ

    Правительственный Сенат в 1749 г. постановил отпускать московским купцам П.Сухареву и И.Беляеву бычью кровь «с боен безденежно… ибо оная стекает на землю и пропадает в туне, от которой в летнее время бывает... пребезмерная духота и вонь смрадная» для получения синькали. Что такое синькаль и для каких целей ее использовали?

    (Синькаль – желтая кровяная соль. Это вещество
    получали из животных отбросов (кровь, копыта,
    шкуры, сухая рыба, кожа, щетина, шерсть).
    В больших количествах употребляли ее для
    получения синей краски – берлинской лазури, которой
    красили хлопчатобумажные ткани и шелк.)

    МЕФИЛЬ

    В одной из старинных рукописей есть упоминание о том, как арабский алхимик, попробовав на вкус бесцветную жидкость, полученную им при нагревании сухой древесины в реторте, мгновенно ослеп. В России эту жидкость получили в XVI в. под названием «мефиль» («камфин») и использовали для освещения домов. Что такое мефиль?

    (Так называли древесный, или метиловый, спирт.)

    МЕТАЛЛ ДЛЯ ХИМИЧЕСКОЙ ПОСУДЫ

    Ю.Либих в середине XIX в. писал, что без этого металла «было бы невозможно во многих случаях сделать анализ минерала... состав большинства минералов оставался бы неизвестным». О каком металле идет речь?

    (О платине. Платиновой посудой пользуются
    при особо точных и ответственных аналитических операциях.
    Кислотостойкость, термостойкость и постоянство свойств
    при прокаливании сделали платину незаменимой
    в производстве лабораторного оборудования.)

    РЕЗЕРВНЫЕ ВОПРОСЫ

    МЕТАЛЛ-СТРОИТЕЛЬ

    В древности при строительстве зданий или оборонительных сооружений камни нередко скрепляли расплавленным металлом. Каким?

    (Свинцом. Свинец – тяжелый металл,
    который можно легко расплавить.)

    ТРИ ЦВЕТА

    Этот элемент (металл) входит в состав багровых рубинов и синих сапфиров, а также серой глины.

    (Алюминий.)

    ОГНИ НА БОЛОТЕ

    Грибники нашли в лесу небольшое болото, из которого вырывались местами пузырьки какого-то газа. От спички газ вспыхнул, и слабосветящееся пламя стало блуждать по болоту. Что это за газ?

    (Этот газ – метан. Он образуется при разложении
    органических веществ без доступа воздуха.)

    "ЖИВОЕ СЕРЕБРО"

    Алхимики считали этот элемент матерью металлов, основой философского камня. Они называли его «живое серебро». О каком элементе идет речь?

    (О ртути.)

     

    ЛИТЕРАТУРА

    Венецкий С.И. В мире металлов. М.: Химия, 1988;
    Книга для чтения по неорганической химии. Под ред. В.А.Крицмана. М.: Просвещение, 1979;
    Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа, 1992;
    Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения. М.: Химия, 1995; Энциклопедия для детей. Т. 17. М.: Аванта+, 2000;
    Что мы знаем о химии? Под ред. Ю.Н.Кукушкина. М.: Высшая школа, 1993.

    Т.В.ГУТАРОВА,
    учитель химии
    средней школы № 10
    (п. Березняки, Московская обл.)

    TopList