Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №13/2009
НЕМНОГО ОБО ВСЕМ, ИЛИ ВСЕ О НЕМНОГОМ

Химия и астрономия

Там, где впервые началась химия

Среда, окружающая звезды, – это место, где происходят разнообразные химические процессы, где соседствуют атомы и молекулы, газ, пыль. Нуклеосинтез – образование атомов – происходит внутри звезд, состоящих из плазмы, слишком горячей, чтобы там протекали реакции с образованием молекул. Но вот когда звезда заканчивает свое существование (взрывом сверхновой), когда элементы выбрасываются в космос, создавая оболочку вокруг звезды, тогда и происходят химические реакции. По мере остывания вещества в этих оболочках происходит взаимодействие элементов, приводящее к образованию не только молекул газа, но и частиц твердого вещества – пыли.

Один процент всей известной пыли поступает от сверхновых. Такой вывод получен на основе изучения нескольких миллионов звезд и нескольких тысяч индивидуальных пылинок.

Туманность RCW49 имеет «детский» возраст по космическим меркам
и существует около звезды, в ней атомы в первый раз
вступают в химические реакции

Все звезды, подобные Солнцу и более массивные, выбрасывают элементы в окружающее пространство, здесь и образуются молекулы. Отсюда газ и пыль уходят в межзвездную среду и обеспечивают вещество для новых звезд и звездных систем, которые возникнут в будущем.

В 1960-е гг. астрономы еще не знали, что досолнечная пыль содержится в метеоритах. Она была обнаружена, когда исследователи изучили метеориты и инертные газы в них. Откуда там инертные газы? Ученые нашли в метеоритах минералы, в которых находятся инертные газы, – алмаз, графит и карбид кремния; выяснилось, что они старше Солнечной системы.

Таким образом, звездная пыль размером с микрон пережила химическую и физическую обработку в межзвездной среде со времен образования Солнечной системы и сохранилась в метеоритах.

Материал подготовил В.Ф.КАРТАШОВ,