Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №1/2009

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

 

Коллективные способы обучения учащихся на уроках химии

Методические рекомендации • 8 класс

Коллективные формы обучения широко используются при изучении химии в школе. Коллективный способ обучения (КСО) включает четыре организационные формы: индивидуальную, парную, групповую и коллективную – и реализуется с применением ряда методик. Я предлагаю для проведения уроков методику взаимопередачи тем, использование которой рассмотрим на примере одного из уроков по химии в 8-м классе.

Решение расчетных задач по нахождению
массовой доли химического элемента

Класс делится на группы по четыре человека. Каждый учащийся получает маршрутную карту, в которой выделены четыре цвета: синий, красный, зеленый, желтый. Эта карта определяет движение ученика по горизонтали.

Маршрутная карта ученика

Фамилия и имя учащегося Последовательность маршрута
  Синий Красный Желтый Зеленый
  Красный Синий Зеленый Желтый
  Желтый Зеленый Синий Красный
  Зеленый Желтый Красный Синий

Учитель определяет каждому ученику свой цвет (первый в маршрутной карте). Карточки с заданиями раздаются с учетом дифференцированного подхода в обучении. Например, синий цвет выдается ученику, который испытывает большие затруднения в изучении предмета, для него предлагается карта-инструкция с примером решения задачи (см. приложение). Вторую подобную задачу он должен решить самостоятельно и, двигаясь по маршрутной карте, объяснить ее решение своему напарнику. Другие учащиеся получают карточки с задачами без примера решения подобной задачи. Ученик, двигаясь по маршруту, передает решение своей задачи другому ученику при работе в па'рах сменного состава. За урок каждый ученик получает четыре задачи: одну задачу решает самостоятельно и ее решение передает другим, двигаясь по своему маршруту, а три задачи с решениями получает от других учеников из четверки. На следующем уроке можно провести срез знаний по решению таких задач с учетом дифференцированного подхода. Примеры задач разного уровня даны в приложении.

А л г о р и т м   р а б о т ы

1. Получите карточку и маршрутную карту у учителя.

2. Разберитесь в задании карточки и подробно запишите его решение себе в тетрадь.

3. Изложите содержание и доступно объясните решение задачи партнеру по четверке.

4. Обсудите задание с товарищем, ответьте на его вопросы и впишите решение в тетрадь напарника.

5. После того как информация по первому заданию получена, второй ученик передает информацию решения своей задачи первому с последующей записью в его тетрадь.

6. Обменявшись друг с другом информацией, каждый ученик продолжает свое движение по маршрутной карте, и в новой паре снова происходит взаимообмен заданиями.

7. Ученики выставляют оценки друг другу (практически каждый ученик получает за урок оценку своего уровня).

Если в классе бо'льшая часть учеников испытывает трудности в изучении предмета, то каждому ученику выдается карточка с двумя задачами, для одной из которых приводится решение.

Вторую задачу ученик решает самостоятельно, и при движении по маршрутной карте происходит обмен информацией согласно приведенному алгоритму.

Учитель, наблюдая за работой в классе, оказывает необходимую помощь, следит за правильностью маршрутов, в конце урока выставляет оценки.

Вот некоторые примеры карточек, используемых для решения задач по теме «Массовая доля вещества в растворе», в которых первые задания – для проработки понимания, вторые – для самостоятельного решения и передачи информации.

 

К а р т о ч к а 1

1. В воде массой 200 г растворили соль массой 10 г. Какова массовая доля соли в растворе?

Ответ. 4,76%.

2. В воде массой 20 г растворили сахар массой 5 г. Какова массовая доля сахара в растворе?

Ответ. 20%.

 

К а р т о ч к а 2

1. Какова масса растворенного вещества, если его массовая доля в растворе составляет 20%? Масса раствора равна 150 г.

Ответ. 30 г.

2. Имеется раствор массой 300 г с массовой долей сахара в нем 15%. Какова масса растворенного сахара?

Ответ. 45 г.

 

К а р т о ч к а 3

1. Массовая доля соли в растворе 5%. Какова масса соли в 300 г такого раствора?

2. Для подкормки растений нужно приготовить
400 г 3%-го раствора аммиачной селитры. Сколько граммов соли для этого потребуется?

Ответ. 12 г.

 

К а р т о ч к а 4

1. В стакане, содержащем 200 г воды, растворили 40 г соли. Какова массовая доля соли в растворе?

Ответ. 16,66%.

2. При засолке огурцов на 1 л воды берут 90 г соли. Какова массовая доля соли в этом растворе?

Ответ. 8,26%.

 

К а р т о ч к а 5

1. В 80 г воды растворили 20 г соли. Какова массовая доля соли в растворе?

Ответ. 20%.

2. В воде массой 60 г растворили 5 г соли. Какова массовая доля соли в этом растворе?

Ответ. 7,69%.

 

К а р т о ч к а 6

1. Сколько соли (г) содержит ее 20%-й раствор массой 500 г?

Ответ. 100 г.

2. Сколько соли (г) понадобится для приготовления 300 г ее 15%-го раствора?

Ответ. 45 г.

 

К а р т о ч к а 7

1. К 10%-му раствору соли массой 60 г добавили 40 г воды. Какова массовая доля соли в новом растворе?

Ответ. 6%.

2. К 20%-му раствору сахара массой 40 г добавили еще 5 г сахара. Какова массовая доля сахара в новом растворе?

Ответ. 28,9%.

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Примеры задач разного уровня сложности

Синий цвет

Карта-инструкция

1. Прочти внимательно условия задачи.

2. Запиши, что в задаче дано, а что следует найти.

3. Найди относительную молекулярную массу данного сложного вещества.

4. Вычисли массовую долю химического элемента в формуле.

5. Все вышеуказанные этапы задачи строго проверяй и следуй по образцу.

 

Задача 1 (образец). Вычислите массовую долю фосфора в оксиде фосфора(V).

Дано:

P2O5.

Найти:

(P).

Решение

Ar(P) = 31, Ar(O) = 16.

Находим относительную молекулярную массу оксида фосфора(V):

Мr(P2О5) = 2Ar(P) + 5Ar(О) = 2•31 + 5•16 = 142.

Вычисляем массовую долю фосфора в данном оксиде:

(P) = 2Ar(P)/Мr(P2О5)•100(%) = 2•31/142•100(%) = 43,7%.

Ответ. (P) = 43,7%.

Задача 2 (для самостоятельного решения). Вычислите массовую долю серы в оксиде серы(VI).

 

Ответ. 40%.

 

Красный цвет

1. Вычислите массовую долю йода в оксиде йода(V).

Ответ. 76%.

2. Вычислите массовую долю хрома в оксиде хрома(III).

Ответ. 68,42%.

3. Вычислите массовую долю алюминия в оксиде алюминия.

Ответ. 52,9%.

 

Зеленый цвет

1. Назовите элемент, образующий с водородом соединение формулы ЭН3, в котором массовая доля водорода составляет 3,85%.

Ответ. Мышьяк.

2. Назовите элемент, образующий оксид формулы ЭО2 с массовой долей кислорода 13,38%.

Ответ. Свинец.

3. Определите массовую долю магния в смеси, состоящей из 12 г сульфата магния и 21 г карбоната магния.

Ответ. 25,45%.

Желтый цвет

1. В каком из оксидов массовая доля железа больше: в оксиде железа(III) или в оксиде железа(II)? Задачу подтвердите расчетами и запишите ответ.

Ответ. (Fe) в FeO – 77,8%, в Fe2O3 – 70%.

2. В каком оксиде массовая доля азота больше: в оксиде азота(IV) или в оксиде азота(III)? Задачу подтвердите расчетами и запишите ответ.

Ответ. (N) в N2O3 – 36,8%, в NO2 – 30,4%.

3. Определите массовую долю магния в сульфате магния массой 10 г.

Ответ. 20%.

Л.Д.ЗЫГАЛОВА,
учитель химии
средней школы № 406
(Москва)

Рейтинг@Mail.ru