Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №12/2008

ОЛИМПИАДЫ. ТЕСТЫ

 

М.А.АХМЕТОВ

 

Общая и неорганическая химия
в тестовых заданиях

11 класс

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Пояснительная записка

Глава 1. Введение в общую и неорганическую химию.

Глава 2. Основные химические понятия.

Глава 3. Строение атома.

Глава 4. Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева.

Глава 5. Химическая связь.

Глава 6. Реакции ионного обмена и гидролиза.

Глава 7. Окислительно-восстановительные реакции.

Глава 8. Закономерности протекания химических реакций.

Глава 9. Основные классы веществ.

Глава 10. Водород и вода.

Глава 11. Щелочные и щелочно-земельные металлы.

Глава 12. Элементы IIIа группы. Амфотерные вещества.

Глава 13. Элементы IVа группы.

Глава 14. Элементы Vа группы.

Глава 15. Элементы VIа группы.

Глава 16. Галогены.

Глава 17. d-Элементы.

Глава 18. Комплексные соединеия.

Глава 19. Задания повышенной трудности.

Пояснительная записка

Учебное пособие предназначено для обучения учащихся 11-го класса естественно-научного профиля. Оно позволит старшеклассникам закрепить и углубить знания, развить умения по учебному предмету «Общая и неорганическая химия», подготовиться к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по химии.

Пособие состоит из 19 глав и охватывает весь курс общей и неорганической химии. Оригинальные тестовые задания, представленные в пособии, по содержанию соответствуют федеральному компоненту стандарта среднего общего образования профильного уровня. В пособие заложен принцип возрастающей трудности, реализуемый как внутри главы, так и от главы к главе по мере прохождения учебного материала. Закономерно, что начинается пособие с вводной главы, включающей простейшие задания, а завершается темами «Комплексные соединения» и «Задачи повышенной трудности». Последние главы можно порекомендовать школьникам для подготовки к олимпиадам и экзаменам по химии в такие вузы, как МГУ, ММА им. И.М.Сеченова.

Структура глав полностью соответствует структуре тестовой части контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по химии, форма тестовых заданий такая же, какая принята в ЕГЭ по химии. Каждая из 19 глав включает 30 заданий с выбором одного правильного ответа из четырех (часть А) и 10 заданий повышенной сложности (часть В). Часть В состоит из пяти заданий на нахождение правильного соответствия, трех заданий на множественный выбор либо правильную последовательность и двух заданий открытой формы. Ответом на задания части А является цифра от 1 до 4. Ответом на задания части В является последовательность цифр или число.

Тестовые задания могут быть использованы для организации познавательной деятельности школьников как на уроках, так и дома. Подавляющая часть тестовых заданий носит творческий характер и направлена на применение химического знания в конкретной ситуации. Пособие может быть использовано как для обучения, так и для контроля знаний учащихся. При использовании материала пособия с целью обучения важно рассмотреть все предлагаемые варианты, записать формулы веществ, возможные уравнения химических реакций, а если реакция невозможна, то указать причины этого. Только после детального рассмотрения вопроса можно сверить полученный результат с правильным ответом в конце главы. Если имеются расхождения, то необходимо разобраться с их причинами. Для этого может потребоваться работа с учебной литературой или консультации учителя.

Если тесты используются для контроля знаний, то необходимо придерживаться следующих правил. Тест выполняется в течение 120 мин. Можно пользоваться периодической таблицей Д.И.Менделеева, электрохимическим рядом напряжений металлов, таблицей растворимости, калькулятором. Каждое правильно выполненное задание части А и задания В9 и В10 оцениваются в 1 балл, задания В1–В8 – в 2 балла. Задания В1–В5 оцениваются в 1 балл, если верно найдены три соответствия из четырех. В заданиях В6–В8 верными являются только три варианта из предложенных шести. Эти задания оцениваются в 1 балл, если было сделано два правильных выбора или четыре выбора с одной ошибкой. Полученные баллы суммируются:

42–48 баллов – «отлично»,

34–41 балл – «хорошо»,

21-33 балла – «удовлетворительно».

Учащимся необходимо заранее распланировать свою нагрузку. Лучше заниматься каждый день по 1 ч, чем 2 раза в неделю по 4 ч. Внимательно прочитать текст задания. Задание обязательно выполнять в рабочей тетради с приведением обоснований (аргументов, доказательств) выбранного ответа.

Желаем успеха!

Глава 1.
Введение в общую и неорганическую химию

Ч а с т ь  А

1.1. Химия в центре естествознания

А1. Эти естественные науки изучают строение вещества:

1) химия и физика;

2) физика и география; 

3) география и биология;

4) биология и химия.

А2. Химия – это наука о превращениях:

1) одних химических элементов в другие;

2) твердых веществ в жидкости, а жидкостей в газы;

3) одних изотопов в другие;

4) одних веществ в другие.

А3. Изучая растворы солей, щелочей и кислот, С.А.Аррениус предположил распад этих веществ на ионы в водных растворах. В результате доказательства предположения появилась … электролитической диссоциации.

1) Проблема;

2) гипотеза;

3) теория;

4) противоречие.

А4. Хозяйкам известно, что белье можно сушить на морозе. В процессе, благодаря которому возможна сушка белья, вода находится в агрегатных состояниях:

1) твердом и газообразном;

2) твердом и жидком;

3) жидком и газообразном;

4) только в твердом.

А5. Пища является источником энергии и строительным материалом для живых существ. Энергия выделяется в результате … процесса.

1) Химического;

2) физического;

3) биологического;

4) физико-химического.

А6. Химики используют различные методы разделения смесей. Для разделения двух смешивающихся жидкостей подходит:

1) фильтрование;

2) дистилляция;

3) выпаривание;

4) центрифугирование.

А7. Одним из признаков чистоты вещества является плавление его в одной точке (строго при одной температуре). Если вещество постепенно переходит из твердого состояния в жидкое, сначала просто размягчаясь, а затем постепенно плавясь, то его, по всей видимости, следует отнести к веществам:

1) кристаллическим;

2) амфотерным;

3) аморфным;

4) анизотропным.

А8. Выпадение росы происходит в результате процесса:

1) испарения;

2) сублимации;

3) конденсации;

4) парообразования.

А9. Агрегатное состояние вещества, при котором легко изменить его форму, но трудно объем, называется:

1) твердым;

2) жидким;

3) газообразным;

4) кристаллическим.

А10. Кристаллическая решетка определяет в значительной степени свойства вещества. Так, вещества с молекулярной кристаллической решеткой бывают летучи и нередко имеют запах. Вещества с атомной решеткой обычно имеют высокую твердость. Растворы и расплавы веществ с ионной решеткой электропроводны. Вещества с металлической решеткой имеют высокую электро- и теплопроводность. Определите вещество с ионной кристаллической решеткой:

1) алюминий;

2) поваренная соль;

3) алмаз;

4) сероводород.

1.2. Вещества и превращения

А11. Смеси разделяются на гомогенные и гетерогенные. Гетерогенная смесь содержит вещества в разных агрегатных состояниях либо несмешивающиеся жидкости или твердые вещества. Гомогенная смесь – это однородная смесь, она не имеет границы разделения фаз. Примером гомогенной смеси является:

1) кефир;

2) стиральный порошок;

3) молоко;

4) формалин.

А12. В чем отличие смеси от индивидуального вещества?

1) Состоит из атомов;

2) состоит из молекул;

3) состоит из ионов;

4) обычно обладает переменным составом.

А13. Под химической реакцией, как известно, понимается превращение одних веществ в другие. Какой процесс не является химической реакцией?

1) Образование пара;

2) горение газа;

3) варка яиц;

4) полимеризация.

А14. В процессе фотосинтеза растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Фотосинтез – это энергозатратный процесс. Отсутствие какого фактора не снижает скорость реакции фотосинтеза?

1) Ветра;

2) воды;

3) солнечного света;

4) питательных веществ.

А15. В четыре пробирки, наполненные газами, учитель поочередно вносит тлеющую лучинку. При внесении в одну из пробирок происходит характерный хлопок. В этой пробирке находился газ:

1) водород;

2) кислород;

3) азот;

4) хлор.

А16. Углекислый газ пропустили в четыре пробирки, наполненные растворами веществ. В одной из пробирок наблюдали помутнение раствора. Это был раствор:

1) гидроксида лития;

2) гидроксида калия;

3) гидроксида натрия;

4) гидроксида бария.

А17. Образование синего цвета при нанесении спиртового раствора йода на кусок колбасы может свидетельствовать о наличии в его составе:

1) мяса;

2) жира;

3) крахмала;

4) клетчатки.

А18. При нагревании сахара сначала происходит его плавление, а затем обугливание. Описанные процессы соответственно можно отнести к:

1) физическому, физическому;

2) физическому, химическому;

3) химическому, физическому;

4) химическому, химическому.

А19. При помещении куска резины в жидкий азот резина становится хрупкой, как стекло. При ударе по ней молоточком она рассыпается на мелкие осколки. В первом и втором предложении описаны процессы, соответственно:

1) физический, физический;

2) физический, химический;

3) химический, физический;

4) химический, химический.

А20. Часто говорят, что вода – идеальный растворитель. Но далеко не все вещества хорошо растворимы в воде. Нерастворимое в воде вещество – это:

1) стиральный порошок;

2) растительное масло;

3) поваренная соль;

4) спирт.

1.3. Математические расчеты в химии

А21. Какая молекула состоит из двух атомов азота и пяти атомов кислорода?

1) NO2; 2) N2O5; 3) NO; 4) N2O3.

А22. Для нахождения относительной молекулярной массы вещества необходимо просуммировать массы всех атомов, входящих в состав молекулы. Например, Mr(Na2O) = 2?23 + 16 = 62. Чему равна относительная молекулярная масса азотной кислоты HNO3?

1) 72; 2) 82; 3) 63; 4) 47.

А23. Массовой долей элемента называется отношение массы этого элемента к массе всего вещества. Полученную величину (доля от единицы) часто выражают в процентах:

Чему равна массовая доля (в %) серы в оксиде серы(VI) SO3?

1) 25; 2) 40; 3) 50; 4) 75.

А24. Зная массовую долю элемента в веществе, можно всегда найти его массу:

Какую максимальную массу (в кг) меди можно выделить из 20 кг оксида меди (CuO)?

1) 20; 2) 8; 3) 16; 4) 12.

А25. Моль – это количество вещества, содержащее 6,02•1023 структурных фрагментов вещества (число Авогадро). Для расчета количества вещества нужно число структурных единиц в его порции разделить на число Авогадро:

Рассчитайте количество моль в порции кислорода О2, содержащей 1,505•1024 молекул.

1) 1,25; 2) 2,5; 3) 5; 4) 7,5.

А26. Количество вещества можно рассчитать по его известной массе. Для этого массу вещества нужно разделить на его молярную массу:

Рассчитайте количество вещества (в моль) сахара в столовой ложке, содержащей 34,2 г. Формула сахарозы – С12Н22О11.

1) 10; 2) 0,1; 3) 0,5; 4) 7.

А27. Установлено, что 1 моль идеального газа при температуре 0 °С и давлении 1 атм. (н.у.) занимает объем 22,4 л. Для расчета количества вещества по известному объему газа надо объем этого газа разделить на молярный объем (22,4 л):

Рассчитайте количество вещества молекулярного азота (N2), если его объем равен 5,6 л (н.у.).

1) 0,125; 2) 0,25; 3) 0,5; 4) 0,75.

А28. Мы редко имеем дело с чистыми веществами. Большинство окружающих нас веществ либо применяется в смесях, либо содержит примеси. Рассчитайте массу (в г) чистого вещества серной кислоты в 75 г ее 5%-го раствора, используя формулу:

1) 1,25; 2) 2,5; 3) 3,75; 4) 5.

А29. Железо при нагревании реагирует с серой согласно следующему уравнению:

Fe + S = FeS.

Рассчитайте массу (в г) железа, необходимую для получения 22 г сульфида железа FeS.

1) 16; 2) 20; 3) 13; 4) 14.

А30. В хирургической практике для ингаляционного наркоза иногда применяют гемиоксид азота (закись азота). В результате восстановления 11,2 л гемиоксида азота водородом образовалось 11,2 л азота и 9 г воды. Определите формулу гемиоксида азота.

1) N2O; 2) NO; 3) N2O3; 4) NO2.

Ч а с т ь  В

В1. Установите соответствие между веществом и его агрегатным состоянием при обычных условиях.

В е щ е с т в о

а) Озон;

б) оксид углерода(II);

в) ртуть;

г) бром.

А г р е г а т н о е    с о с т о я н и е

1) Твердое;

2) жидкое;

3) газообразное.

В2. Установите соответствие между веществом и его типом.

В е щ е с т в о

а) Бромная вода;

б) нашатырный спирт;

в) водород;

г) формалин.

Т и п  в е щ е с т в а

1) Индивидуальное вещество;

2) смесь.

В3. Установите соответствие между формулой вещества и его молярной массой.

Ф о р м у л а  в е щ е с т в а

а) СаО;

б) NH3;

в) H3РO4;

г) BaSO4.

М о л я р н а я  м а с с а

1) 98;

2) 56;

3) 115;

4) 17;

5) 233.

В4. Установите соответствие между формулой вещества и его названием.

М о л е к у л я р н а я 
ф о р м у л а

а) I2;

б) PH3;

в) FeS2;

г) NH3.

Н а з в а н и е  в е щ е с т в а

1) Бром;

2) фосфин;

3) аммиак;

4) йод;

5) пирит.

B5. Установите соответствие между названием и рисунком химической посуды.

Х и м и ч е с к а я  п о с у д а

а) Колбы;

б) мерные цилиндры

(мензурки);

в) пробирки;

г) фарфоровые чашки.

В н е ш н и й  в и д

1)

2)

3)

4)

5)

В6. Вещества, имеющее молекулярное строение, – это:

1) угарный газ;

2) алмаз;

3) белый фосфор;

4) чугун;

5) поваренная соль;

6) сахар.

В7. Процессы, которые можно отнести к химическим превращениям, – это:

1) конденсация воды;

2) скисание молока;

3) выцветание фотографии;

4) горение бумаги;

5) плавление серы;

6) деформация пружины.

В8. Масса или объем газа (н.у.), соответствующие 0,5 моль вещества, – это:

1) 22 г углекислого газа CО2;

2) 15 г этана C2Н6;

3) 32 г оксида серы(VI) SO3;

4) 9 г воды H2O;

5) 50 г серной кислоты H2SO4;

6) 10 г аммиака NH3.

В9. В стиральные порошки для предотвращения слеживания обычно добавляют безводный сульфат натрия. Он поглощает воду, образуя кристаллогидрат согласно уравнению:

Na2SO4 + 10H2O = Na2SO4•10H2O.

Рассчитайте, сколько граммов воды могут поглотить 710 г сульфата натрия?

(Ответ округлите до целых.)

В10. Рассчитайте массовую долю (в %) сахара в чае, полученном при добавлении в стакан трех чайных ложек сахара (одна чайная ложка вмещает 10 г сахара). Масса воды в стакане составляла 220 г.

(Ответ округлите до целых.)

 

Ключ к тестовым заданиям главы 1

А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 А8 А9 А10
1 4 3 1 1 2 3 3 2 2
А11 А12 А13 А14 А15 А16 А17 А18 А19 А20
4 4 1 1 1 4 3 2 1 2
А21 А22 А23 А24 А25 А26 А27 А28 А29 А30
2 3 2 3 2 2 2 3 4 1
В1 В2 В3 В4 В5 В6 В7 В8 В9 В10
3322 2212 2415 4253 2153 136 234 124 900 12

Продолжение следует