Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №10/2008

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

 

Великолепная пятерка

Химический турнир

 

В каждой хорошей игре есть прежде всего
рабочее усилие и усилие мысли.

А.С.Макаренко

Большой интерес у учащихся вызывают различные игры: турниры, КВН, конкурсы знатоков. Целесообразность сочетания обучения с игрой, задачей-головоломкой, умной шуткой несомненны. Во время игры учащиеся познают новые факты, повторяют, обобщают изученное.

Я 20 лет работаю преподавателем химии в профессиональном училище г. Качканара Свердловской области. Каждый год в сентябре при знакомстве с новыми учащимися сталкиваюсь с трудностями адаптационного периода. Поэтому в конце сентября мы с учащимися 2-го курса проводим «Химический турнир» для первокурсников. Во время подготовки и проведения этого внеклассного мероприятия ребята знакомятся, общаются друг с другом. Раскрываются индивидуальные творческие способности каждого учащегося и создаются условия для самовыражения личности. Игра всегда приносит творческое удовлетворение всем ее участникам, способствует развитию навыков межличностного общения и в целом формирует интерес к предмету химии.

При этом турниры можно строить как на всем учебном материале, так и на основе отдельных тем программы. В турнирах обычно участвуют 2 команды по пять человек из групп 1-го курса. Состав команды учащиеся определяют сами. Однако принимать участие в подготовке и проведении турнира могут и учащиеся других групп.

Предлагается методическая разработка химического турнира «Великолепная пятерка». Ее содержание позволяет проверить уровень усвоения основных химических законов и понятий, а также умения учащихся четко выражать свои мысли, аргументированно отвечать на вопросы.

Турнир состоит из четырех конкурсов (туров), в которых принимает участие вся команда. Создается жюри из гостей и экспертов (преподавателей).

Проводят турнир ведущие – учащиеся второго курса, от которых зависит четкость проведения, дисциплина и настрой. Кабинет оформляется высказываниями великих ученых о науке химии.

Цель турнира. Расширение кругозора и активизация мыслительной деятельности учащихся; формирование и развитие их познавательного интереса к предмету химии.

Оборудование и реактивы. Игра «Дартс» (мишень со стрелами), магнитофон, секундомер, мультимедийный проектор, презентация Microsoft PowerPoint; стаканы, колбы, растворы серной кислоты, хлорида бария, лакмуса, карбоната натрия.

Команды поочередно отвечают на три вопроса, цена которых зависит от меткости стрелков («Дартс»). На обсуждение дается 30 с. Если игроки одной команды не дают правильного ответа, вопрос передается другой команде. Ведущие задают вопросы, засекают время и дают правильные ответы, если их не нашли игроки.

В а р и а н т ы  в о п р о с о в

• Какая кислота находится в желудке здорового человека, а при недостатке этой кислоты ее употребляют как лекарство? (О т в е т. Соляная кислота.)

• Какую воду можно замутить своим дыханием? (О т в е т. Известковую воду.)

• Что общего между взрывом пороха, горением и дыханием? (О т в е т. Среди продуктов реакции во всех трех случаях присутствуют углекислый газ и вода.)

• Какая кислота называется «купоросным маслом»? (О т в е т. Серная кислота.)

• Какое вещество «гасят» водой, хотя оно не горит? (О т в е т. Водой «гасят» жженую или негашеную известь – оксид кальция.)

• Какие два простых вещества находятся при обычных условиях в жидком состоянии? (О т в е т. В жидком состоянии при обычных условиях находятся бром и ртуть.)

Ведущий. Суть конкурса состоит в том, что в предложениях зашифровывается истинный смысл высказывания словами: частично со смыслом «наоборот», частично со схожим смыслом. Вот и сегодня вы попытаетесь правильно прочитать положения теории А.М.Бутлерова, зашифрованные в моих высказываниях. Необходимо не только назвать положения теории, но и дать им точное определение.

Второй ведущий раздает командам листочки с предложениями. Время работы не ограничено, работы с вариантами ответов сдаются жюри. Конкурс оценивается по 5-балльной шкале.

В а р и а н т ы  «ш и ф р о в о к»

• «Молекулы вне вещества находятся в беспорядке, в несоответствии с их степенью окисления. Кремний в чистом виде имеет неопределенную степень окисления». (О т в е т. Второе положение теории Бутлерова: «Атомы в молекулы соединены не в беспорядке, а в определенной последовательности, согласно их валентности. Углерод во всех органических соединениях
4-валентен».)

А.М.Бутлеров (1828–1886)
А.М.Бутлеров
(1828–1886)

«Молекулы вне вещества фантастически отсутствуют». (О т в е т. Первое положение теории: «Атомы в молекулах реально существуют».)

• «В составе тел нельзя найти их характер, а в характере потерять состав». (О т в е т. Четвертое положение теории: «По строению веществ можно предсказать их свойства, а по свойствам определить строение».)

• «Характер тела свободен не только от бракованной и бесчисленной части, но и от хаоса разложения молекул в веществах». (О т в е т. Третье положение теории: «Свойства веществ зависят не только от качественного и количественного состава, но и от порядка соединения атомов в молекулах».)

Ti2SHg2O2NaNeAs2K5 CrLi2CuInK

Cu3H2Cl2FeNe2Na BrAs2F2Cu4

N4Be2SnAg3Fe2TcZn2CdI2Mg O2

PtRbArKTi3K4SiOsMo

Ведущий. Перед вами не гигантская формула неизвестного вещества. Здесь зашифрованы слова М.В.Ломоносова о том, каким должен быть настоящий химик. Чтобы расшифровать запись, нужно в названиях элементов выбрать букву, соответствующую индексу, стоящему при химическом символе.

Время работы не ограничено, работы с ответами сдаются жюри. Конкурс оценивается по 5-балльной шкале. (О т в е т. «Истинный химик должен быть теоретиком и практиком».)

Ведущий. Этот тур нам помогут провести учащиеся 2-го курса. Ваша задача – внимательно посмотреть и постараться повторить эксперимент.

Второй ведущий выдает командам листочки, на которые ребята записывают возможные ответы и сдают жюри. Конкурс оценивается по 5-балльной шкале.

Входят четверо учащихся 2-го курса.

1-й учащийся. Жарко здесь. Хочу я пить. У кого б воды спросить?

2-й учащийся. Я бы выпил очень много газировки без сиропа.

3-й учащийся. Ой, а я люблю с сиропом, только чтоб чуть-чуть, немного.

4-й учащийся. Братцы, мне нужна корова – молочка хочу парного!

Входит 5-й учащийся. В руках у него большая колба с жидкостью.

5-й учащийся. Вы, ребята, пить хотите? Чудеса мне по плечу, я ведь химию учу. В колбе сказочная жидкость. Подставляйте-ка стаканы! Опыт точно проведем, все у нас пойдет по плану.

Ребята берут со стола и подставляют стаканы, в которых на донышке помещены растворы необходимых веществ. 5-й ученик из колбы, в которой – раствор серной кислоты, наливает каждому то, что он просил: «воду» – просто в стакан с водой; «газировку без сиропа» – в стакан с карбонатом натрия; «газировку с сиропом» – в стакан с раствором лакмуса; «молоко» – в стакан с хлоридом бария.

5-й учащийся. Вот вода, вот газировка, вот парное молоко, получилось очень ловко, а секрет узнать легко.

Ребята делают вид, что хотят выпить содержимое стаканов.

5-й учащийся. Стоп, ребята, погодите, чтобы не было беды, вы, пожалуйста, не пейте ни сиропа, ни воды. Это строгий кабинет, есть серьезный в нем запрет. Все запомните, друзья: здесь ни пить, ни есть нельзя.

В заключение турнира жюри объявляет победителей и награждает всех участников игры.

Е.Л.ЗАВГОРОДНЕВА,
учитель химии
профессионального училища
(г. Качканар, Свердловская обл.)