Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №8/2008

УЧЕБНИКИ. ПОСОБИЯ

Новые книги

 

Новый задачник по химии

Увидел свет сборник задач и упражнений по химии для 9-го класса. Авторы сборника – П.А.Оржековский, Н.А.Титов, Ф.Ф.Гегеле, издательство «АСТ-Астрель», 2007 г. Новый задачник входит в методический комплект к учебнику П.А.Оржековского, Л.М.Мещеряковой и Л.С.Понтак «Химия. 9 класс» (М.: АСТ-Астрель, 2007).

Предложено более 500 заданий, соответствующих базовому курсу химии. На расчетные задачи (около 200) даны ответы. В специальном разделе «Скорая помощь» приведены комментарии, поясняющие задания, подсказки к решению. Рассмотрено решение 17 типовых задач.

Общее впечатление от книги самое благоприятное. Однако и в нее закрались некоторые недочеты и неточности.

Как и в учебнике, здесь пять глав: глава 1 «Периодический закон Д.И.Менделеева. Строение атома», глава 2 «Химическая связь. Электролитическая диссоциация», глава 3 «Окислительно-восстановительные реакции», глава 4 «Металлы», глава 5 «Химия неметаллов». В этих пяти главах 32 подраздела, каждый из которых содержит «теоретические пояснения, облегчающие работу над заданиями». На наш взгляд, эти сведения дублируют учебник и поэтому просто не нужны.

Далее рассмотрим конкретные задания и недочеты в них, в основном касающиеся литературной недоработки.

Задание 5. «В каком случае больше выделится водорода при растворении одинаковых навесок алюминия – в разбавленной серной кислоте или в растворе гидроксида натрия?» Здесь два смысловых предложения (повествовательное и вопросительное) соединены в одно. Это плохо читается.

Задания 8 и 330. «…Приведите пример исключений…», «…Составьте уравнения реакции гидратации этих оксидов». Здесь слова в единственном и во множественном числе не согласуются между собой.

Задания 11 и 12. Фамилии Ньюлендса и Майера указаны без инициалов, а вот Д.И.Менделеев – с инициалами. Не повезло Беккерелю (задание 49), в отличие от Э.Резерфорда (задание 50).

Словосочетание «щелочно-земельные металлы» в задании 13 написано слитно, а в разделе 4.3 – через дефис.

Задание 18. «Вычислите объем водорода, выделяющийся…» Определяемое слово – водород, т.е. надо писать «выделяющегося».

Задания 24, 25, 30. Почему периоды обозначены римскими цифрами, а группы – арабскими, а не наоборот? В задании 38: «5 период, 6 группа»; в задании 44: «VIII группа».

Задания 39, 221 и 439. «…Мало того, некоторые элементы имеют разное название?», «Железо в промышленности восстанавливают нагреванием, например, оксида железа(II) с углем, оксидом углерода(II)?», «При растворении меди в разбавленной азотной кислоте выделилось столько же оксида азота(II), сколько его образуется при каталитическом окислении 5,6 л аммиака?» Утвердительные предложения написаны со знаками вопроса.

В разделе 1.6, с. 21: «Номер периода равен числу слоев с электронами» – перепутаны причина и следствие и пропущено слово «атом». Там же: «Высшая валентность атомов… равно…», а чуть ниже уже «равна».

Раздел 2.2. Неверно написано: «Для соединений 3-валентного железа эта закономерность не распространяется». Там же: соединение (СuОН)24 – это основный (а не основной) сульфат меди(II).

В примере 2, с. 28 ошибка в расчете: 0,148/0,125 = 1,148 (должно быть 1,184). Там же непонятна фраза: «Расчет ведем по недостатку».

В примерах 3 и 4, с. 28 и 29, массовая доля обозначается строчной буквой w («дубль-вэ»), а в ответах – прописной буквой W.

В разделе 3.2, с. 47 нет знака = в уравнении химической реакции:

«Cu + 2 AgNO3 + 2 Ag + Cu(NO3)2».

Задание 215. «Выберите из списка схем окислительно-восстановительные реакции…

а) FeO + HCl FeCl2 + H2O;

б) Fe + HCl FeCl2 + H2…»

Авторы используют канцелярский язык – «список схем». Следовало бы подыскать другие слова при формулировке задания.

Задание 216. В предложении «…то такие реакции называются внутримолекулярные окислительно-восстановительные реакции…» неверные падежные окончания (это творительный падеж). Еще, пожалуй, неправильно говорить о внутримолекулярных реакциях для веществ ионного строения: KМnО4, МnО2, KNО2.

Задание 221. «Железо в промышленности восстанавливают нагреванием, например, оксида железа(II) с углем, оксидом углерода(II)?» Непонятен смысл предложения. Если железо есть, то его можно расплавить или разрезать при нагревании. Если железа нет, то его можно получить восстановлением железной руды при нагревании. Непонятно здесь назначение вопросительного знака.

Задание 222. Приведены ошибочные сведения о характере разложения бертолетовой соли KСlО3: указано, что при нагревании преимущественно выделяется кислород, на самом деле такому направлению процесса способствует катализатор (МnО2 и т.п.).

Раздел 4.3. Фраза: «Растворимость оснований щелочноземельных металлов меньше растворимости щелочных металлов» неточна.

Задание 269. «С чем связано, что застаревшая накипь в чайнике часто имеет слегка коричневатый свет?» Неудачная формулировка вопроса.

Задание 271. «Полное прокаливание образца доломита (СаСО3 · MgCO3) дает потерю массы 11 г…» Неясен смысл выражения «полное прокаливание».

Пример 8, с. 69. Вместо знака ж (умножить) поставлена запятая, получилось:
«m (AlCl3) = m (р-ра AlCl3), (AlCl3) = 54,3, 0,15 = 8,145 г».

Пропущены запятые в отдельных предложениях. Раздел 4.6, с. 73: «На самом деле, получаемая практически порция…» Раздел 5.1, с. 80: «Галогеноводороды представляют собой газы, хорошо растворимые в воде».

В схемах на с. 80 и 81:

Br + Ag+ = Ag

в формуле осадка (AgBr) пропущен химический символ брома Br;

Cl2 + 2KOH = KClO + KCl + 2H2O

лишний коэффициент перед Н2О.

Задание 342. «Как будет изменяться окраска хлорной и бромной воды при стоянии этих растворов в открытом сосуде?» Из условия задачи следует, что растворов два, а сосуд один. В результате из простой задачи для растворов в двух сосудах получилась сложная и неопределенная задача для смеси в одном сосуде.

Задание 410. «При пропускании СО2 через водную суспензию, содержащую 60 г СаСО3, часть его перешла в раствор…» Как догадаться, что местоимение «его» относится к водной суспензии СаСО3?

Раздел 5.5, с. 105. «…Она реагирует с металлами, стоящими в ряду замещения металлов…» Непонятно, что такое «ряд замещения металлов».

Задание 423 в. Необычная формула вещества: (NH4)2Cl.

Задание 425. «Хлорид аммония или нитрат аммония целесообразно взять для получения аммиака прокаливанием соли?» Неудачно построенное предложение.

Задание 438. «…выделилось 1,3 г оксида азота(IV). Сколько это количество оксида азота(IV) составляет от теоретически возможного (в %).» В конце вопросительного предложения стоит точка, хотя нужен вопросительный знак. Да и само предложение требует литературной редакции.

Задание 447. «Газовая смесь, содержащая равные количества аммиака и кислорода, разделили на две части… Реакции проходили в закрытых сосудах…» Либо смесь сама собой разделилась (именительный падеж), либо ее разделили, тогда падеж винительный. В любом случае требуется литературная доработка. Не выручит и подсказка с вопросительным знаком и без запятой перед «и» (с. 149): «Проверьте, какой газ окажется в каждом случае в избытке и как это будет влиять на среду в конденсате?»

Задание 449. «Не растворившийся остаток переведен в раствор…» Здесь частица «не» должна быть написана слитно.

Задание 455. «…После прекращения нагревания пробирки из нее на воздух учитель вынул стеклянную палочку…» Вольный порядок слов в предложении затрудняет понимание сути задания.

Задание 466. «Один юный химик постепенно приливал раствор гидроксида натрия к раствору фосфорной кислоты, а другой раствор фосфорной кислоты к раствору гидроксида натрия…» Если другой химик, то в тексте не хватает тире после слова «другой». Если же другой раствор кислоты, то необходимо тире перед предлогом «к».

Задание 470. «Какая масса фосфорной кислоты израсходована на нейтрализацию щелочи, чтобы образовалось 12 г…» Предложение не выстроено грамматически. Возможно, пропущено словосочетание «должна быть».

Раздел «Скорая помощь»

Подсказка к № 4: «…не забудьте про амфотерность алюминия». Понятие «амфотерность» относится к оксидам и гидроксидам некоторых металлов, в частности алюминия. На сами металлы это понятие не распространяется.

Задание 61. Вычислите суммарную массу электронов, содержащихся в килограмме воды. Подсказка к № 61. «В молекуле воды два атома водорода и один атом кислорода, тогда сколько электронов в молекуле воды?» Подсказки как таковой нет, да и сформулировано это предложение плохо.

Подсказка к № 106. «Обратите внимание на не прореагировавший… реагент». Написание частицы «не» в данном примере – слитное.

Подсказка к № 159. Вместо «недосоциирующие вещества» следует писать «недиссоциирующие вещества».

Подсказка к № 190. «Установите в каждом случае – происходит процесс присоединения электронов к частице или же частица теряет электроны?» Это не вопросительное предложение, к тому же неудачно составленное.

Подсказка к № 199. «Степень окисления – это условный заряд?» Повествовательное предложение, переделанное в вопросительное. После слова «заряд» надо добавить «атома в соединении».

Подсказка к № 204. «Если в реакции участвует простое вещество, то будет ли такая реакция обязательно окислительно-восстановительной или нет?» Это скорее не подсказка, а новый вопрос, причем весьма витиеватый.

Подсказка к № 273. «Общая жесткость – это сумма временной и постоянной жесткостей…» Надо писать «жесткости».

Подсказки к № 300 и № 311. «Посмотрите в учебнике, какой оксид образуется при обработке раскаленного железа водяным паром?», «Посмотрите на схему: что дано и что надо найти?» В конце предложений должны стоять точки.

Подсказка к № 310. «Чтобы определить выход всего процесса…» Определяют выход продукта реакции, вещества, а не процесса. (Та же ошибка и в задании.)

Подсказка к № 370. «Объем уменьшился до 4,48 л, это означает, что осталось после реакции 4,48 л газа – какого?» Фраза построена по принципу «что слышим, то и пишем». Этой подсказкой будет нелегко воспользоваться.

Задание 374. «Рассчитайте массовые доли веществ в смеси оксида меди(II) и сульфата меди(II), если массовая доля меди в этой смеси составляет 72%». Подсказка к № 374. «Речь идет о массовой доле меди как элемента, входящего в состав как простого вещества, так и оксида». Текст подсказки не соответствует условию задачи, там нет простого вещества меди.

Подсказка к № 376. В задаче говорится о различии объемов выделившегося газа в 1,5 раза, а в комментариях – в 2 раза. К тому же не обозначены пути: что делать, как решать.

Подсказки к № 354 и 382 содержат вопросительные предложения, а знаков вопроса в них нет.

Подсказка к № 429. «Вы должны указать на условия реакции, при которых будет прав один ученик, и условия реакции, при которых будет прав – другой». Поставлено лишнее тире перед словом «другой». Эта «скорая помощь» ни капельки не приближает к решению, а просто перефразирует вопрос задачи.

Подсказка к № 432. «Обратите внимание на амфотерные свойства одного из полученных гидроксидов и на качественную реакцию на соли аммония». Употребление предлога «на» три раза в одном предложении приводит к потере смысла. И вообще подсказка плохо согласуется с текстом задания.

Подсказка к № 435. «Можно ли сушить газ, пропуская его через концентрированную серную кислоту, если он реагирует с ней?» Предложение перегружено местоимениями и нуждается в литературной обработке.

Подсказка к № 444. «…Установив качественный состав газовой смеси, ее количественный состав легко установить, решив задачу на газовые смеси (см. пример 8 кл.)». Неудачно построенная фраза.

На с. 129–136 книги приведен обобщающий тест за курс химии в 9-м классе. Из предложенных четырех вариантов следует выбрать один верный. В заданиях теста почему-то нет знаков препинания: 1) двоеточия перед вариантами ответа; 2) точки с запятой между вариантами ответа а–г; 3) точки в конце предложения.

В отдельных предложениях выбран неверный порядок слов.

Задание 12: «Уменьшаются металлические свойства в ряду…»; задание 13: «…В высшем оксиде валентность этого элемента…»; задание 37: «Масса оксида кальция с выходом 75% образуется при прокаливании…»; задание 38: «Не протекает в доменной печи процесс…»

По учебникам и дидактическим пособиям П.А.Оржековского мы учим детей и учимся сами. Хотелось бы, чтобы они были написаны красивым и понятным русским языком.

А.Д.МИКИТЮК,
учитель химии школы № 384
(Москва)

Рейтинг@Mail.ru