Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №8/2008

РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ

Школа: время реформ

 

Профильное обучение:
конструирование модулей регионального содержания

Наверное, самая сложная из всех задач школьного химического образования – выработка у учащихся понимания общественной потребности в развитии химии и формирование отношения к ней как к возможной области собственной практической деятельности. Химия – наука созидающая, это производительная сила общества, а ее продукты используются во всех отраслях промышленности и сельского хозяйства, без химизации невозможно дальнейшее развитие цивилизации.

Однако развитие современных химических производств, интеграция химической промышленности с различными отраслями народного хозяйства, повсеместное внедрение химических средств, веществ, методов, технологических приемов требуют высокообразованных специалистов, имеющих солидную базу химических знаний. В этих условиях особое значение приобретает профилизация обучения.

К идее профильного обучения в своем образовательном учреждении мы пришли не сразу. Системный характер преобразования нашего учреждения, целью которого являлось разностороннее развитие личности ребенка, был основан на дифференцированном подходе к учебно-воспитательному процессу. Наша школа в течение многих лет работала над темой «Развитие личности в условиях дифференцированного образовательного процесса». Был накоплен достаточный опыт для совмещения профориентационной работы с предметным обучением.

Переход нашего учебного заведения на профильное обучение был связан с интенсивным повышением квалификации учителей, с пересмотром опыта профориентационной работы и ее обновлением. Была разработана программа «Обучение стратегии выбора профессии на стадии предпрофильного и профильного обучения», и наш коллектив третий год успешно ее апробирует.

В 2005/06 учебном году в нашей школе был образован химико-биологический класс. Его открытию предшествовала интенсивная предпрофильная подготовка.

Были разработаны программы элективных курсов: «Химия и экология», «Решение оригинальных задач по химии», «Химия в быту», «Металлы в окружающей среде и здоровье человека», предназначенные для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов с химико-биологической ориентацией. Данные элективные курсы призваны развивать интерес девятиклассников к науке химии, формировать научное мировоззрение, расширять кругозор учащихся, а также способствовать сознательному выбору химико-биологического профиля. Кроме того, они направлены на удовлетворение познавательных интересов учащихся в области химических проблем экологии и валеологии.

Итогом изучения данных курсов явился выбор 26 учащимися экзамена по химии в их итоговой аттестации, организация профильного химико-биологического класса с довузовской подготовкой при Дальневосточном госуниверситете, а также активное участие в научных и научно-практических конференциях: «Земля – наш общий дом», «Грани творчества», «Молодежь и современный мир – 2006», в Фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио», проводимом издательским домом «Первое сентября».

Все темы работ были интересными и актуальными. Например, «Исследование качества воды централизованной системы водоснабжения г. Дальнереченска», «Исследование молока и молочных продуктов», «Исследование нитратов и нитритов в сельскохозяйственной продукции», «Исследование состава приморского меда и его воздействие на организм человека», «Химический состав кофе и его воздействие на организм человека». Все учащиеся, авторы представленных работ, были награждены дипломами. (Я, как учитель химии, награждена дипломом за руководство учениками, представившими на фестиваль следующие работы: «Исследование качества воды централизованной системы водоснабжения г. Дальнереченска» и «Исследование состава приморского меда и его воздействие на организм человека»).

Таким образом, работая по программе профильного обучения, основываясь на принципах Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, можно представить модель профильного обучения химии с учетом химических аспектов социально-экономической среды региона.

Основу профильного обучения химии составляет инвариант – обязательный минимум содержания профильного химического образования. Вариативная составляющая представлена профильным, культуроведческим, региональным и творческим компонентами. Профильный компонент реализуют курсы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Культуроведческий компонент предназначен для расширения мировоззрения и обеспечивает воспитание культуры средствами химии. Компонент социокультурной среды (региональный, школьный) реализует принцип связи профильного обучения с производственным и природным окружением. Творческий компонент (ученический) нацелен на раскрытие индивидуальности учащихся и развитие творческих способностей каждого. Инвариант содержания и вариативные курсы (обязательные и по выбору) обеспечивают создание индивидуальной образовательной траектории учащихся.

В условиях профилизации обучения проблему внедрения регионального и школьного компонентов в курс химии в виде элементов вариативной части содержания профильного образования можно рассматривать как реализацию не только принципов политехнизации, экологизации, но и принципа гуманизации образования. В результате на уроках химии расширяется кругозор учащихся, осуществляется их профессиональная ориентация. Но самое главное – перед учащимися создаются перспективы, а это, по словам А.С.Макаренко, «ведущий метод педагогического стимулирования, который обеспечивает налаживание общественно-полезной деятельности путем выдвижения перед ними увлекательных, значительных целей, трансформирующихся в личные стремления и желания молодых людей». Школьники могут видеть себя в будущем компетентными специалистами самых современных производств.

Модульное представление регионального компонента облегчает разработку обучающих модульных программ, обеспечивающих развитие познавательной самостоятельности учащихся, позволяет применять различные методы и формы обучения. В модули хорошо вписываются практические работы исследовательского характера, деловые игры, разрешение проблемных ситуаций и т.д.

Содержание модулей формируется с учетом цели и задач образования в регионе, которые обусловлены объективными факторами. К ним относятся природно-экологическое и социально-экономическое своеобразие региона, потребность в кадрах и перспективные направления химической науки и технологий: химии окружающей среды, геохимии антропогенно не нарушенных и нарушенных ландшафтов, химии минералов, химии морозостойких полимеров и новых строительных материалов, химической экологии зданий, химии угля, нефти, газа и химических технологий их переработки, сельскохозяйственной химии и др.

Основной этап конструирования модулей? – разработка модульной программы и содержания. При отборе содержания модулей необходимо использовать следующие принципы:

• региональную обусловленность (отражение химических аспектов особенностей региона);

• направленность содержания модулей на формирование социальной активности учащихся;

• мобильность (оперативность обновления содержания современными данными, отражающими существующие явления, проблемы, достижения науки на региональном уровне);

• модульность (целостность, полнота и компактность представления регионального своеобразия);

• вариативность (дифференциация регионального содержания в зависимости от профиля обучения, типа учебного заведения).

Программа модулей представляет собой нормативный и методический документ, раскрывающий содержание учебной деятельности для достижения запланированных задач обучения, включающий те же компоненты, что и любая программа: объяснительную записку, основное содержание модуля и требования к знаниям и умениям учащихся.

Содержание модулей позволяет применять различные способы организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Наиболее эффективны методы проблемного обучения (эвристическая беседа, проблемное изложение, создание проблемных ситуаций), модульного обучения (самостоятельные работы с использованием обучающих программ), частично поисковый и исследовательский методы. Можно широко использовать активные формы обучения: деловые игры в виде производственных и правительственных совещаний, научные конференции, проектные уроки. Заметим, что деловые игры региональной тематики более эффективны по сравнению с другими формами обучения.

Построение программы модулей регионального содержания

Цель. Развитие личности через дидактические возможности соответствующего (химико-экологического) аспекта регионального содержания.

Цели воспитания. Формирование мировоззрения учащихся и элементов экологической, экономической культуры.

Цели развития. Развитие познавательной деятельности; формирование системы социальных умений и навыков.

Цели обучения. Формирование знаний о соответствующих (химико-экологических) особенностях республики.

Формирование содержание модуля. Химия и экология Якутии.

Формирование логической структуры модуля. Создание модульной программы. Определение дидактической цели, выявление модулей второго порядка (подмодулей) в виде системы параграфов.

Выявление связей между модулями второго порядка.

Формирование блоков-подмодулей:

1. Природа, человек и общество.

2. Отрасли промышленности и экология региона.

3. Научные исследования в решении экологических проблем республики.

4. Химия окружающей среды.

Формирование частных дидактических целей. Разработка учебных элементов, наполнение их содержанием.

Определение уровней усвоения содержания модуля.

Уровень характеристики:

химическое загрязнение окружающей среды региона;

влияние химического загрязнения на здоровье человека;

способы охраны окружающей среды от загрязнения.

Уровень обоснования:

низкая ассимиляционная способность северных экосистем;

особое отношение к северным экосистемам.

Уровень оценки:

уровень загрязнения среды обитания.

Н.З.АРНАУТОВА,
учитель химии лицея
(г. Дальнереченск,
Приморский край)

Рейтинг@Mail.ru