Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №7/2008

В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ

 

Ролевая игра «Суд над химией»

Внеклассное мероприятие • 10 класс

Внеклассное мероприятие «Суд над химией» проводится в 10-м классе в рамках предметной недели по химии. Подготовка к нему начинается заранее. Учащиеся самостоятельно находят нужную информацию, выстраивают логику рассуждений, готовят себе костюмы.

Подобные ролевые игры позволяют сформировать у школьников правильное отношение к химии, стереть неверное представление о ней как об основном источнике загрязнения окружающей среды. Они носят развивающий и воспитывающий характер, способствуют развитию монологической речи, интереса к химии, творческих способностей учащихся, подталкивают их к самостоятельному поиску нужной информации, расширяют кругозор школьников и развивают их познавательный интерес.

Цель и задачи. 1. Предоставить возможность учащимся рассмотреть предмет «Химия», химические вещества и явления с различных, диаметрально противоположных позиций. Показать связь химии с окружающей средой.

2. Способствовать развитию творческих способностей учащихся, умения выражать собственную точку зрения, работать с дополнительной литературой.

3. Способствовать воспитанию экологической культуры школьников, внутренней готовности и потребности улучшать природную и культурную среду, осознанию того, что химическая безграмотность может привести к искаженным представлениям о роли химии в жизни общества и природы.

Средства обучения. Высказывания различных ученых о химии, окружающей среде, таблицы с формулами веществ-загрязнителей атмосферы, схема «Роль химии в защите окружающей среды».

Действующие лица. Судьи и присяжные заседатели, защитники, свидетели защиты и свидетели обвинения, обвиняемые, группа экспертов, представители общественности, прокурор, секретарь.

ХОД ИГРЫ

Секретарь. Встать! Суд идет!

Судья. На нашем судебном заседании слушается дело «Об ответственности химии за губительное воздействие на окружающую среду».

(Судья знакомит с составом суда и представляет всех участников игры.)

Есть ли у защиты и обвинения отводы к членам суда? Тогда попрошу прокурора огласить поступившее в суд заявление от Окружающей Среды.

Прокурор (зачитывает заявление). «Довожу до сведения следственных органов, что наука химия так широко распростирает руки свои в дела не только человеческие, но и во все абиотические процессы. Поэтому в скором времени все живые организмы нашей планеты могут исчезнуть из-за катастрофического загрязнения окружающей среды продуктами химического производства, и тогда огромная планета превратится в мертвую пустыню». Для дачи показаний приглашается потерпевшая. Расскажите суду, как все произошло?

Потерпевшая. Все, что случилось со мной, не случайность, а длительная закономерность. Все мои неприятности начались после того, как появилась наука химия. Я терпела ее произвол не один десяток лет. Из года в год она вынуждает меня накапливать в себе ядохимикаты и отравлять тем самым все живые организмы. В связи с этим в морях становится меньше рыбы, в лесах сокращается численность птиц и зверей, людям становится все труднее дышать загрязненным воздухом.

Прокурор. Потерпевшая, займите свое место в зале. Обвинение просит независимых экспертов представить объективную справку, подтверждающую состав преступления науки химия.

Главный эксперт. Химия зародилась еще в древности. Уже около 4000 лет до н.э. существовало химическое производство. В Древнем Египте люди умели выплавлять металлы (железо, медь, олово, свинец и др.) из руд, производили стекло, керамику, духи, краску. «Химия» в переводе с греческого языка – наука, связанная с отливкой металлов, т. е. «хюма» – «выливать». Но в то время химическое производство было слабо развито и заметного влияния на окружающую среду не оказывало.

Другое дело – сегодняшний XXI век. Нет, пожалуй, на Земле такого города, в котором бы не функционировало какое-нибудь крупное промышленное производство, в основе которого лежат химические реакции и выбрасываются в атмосферу, гидро- и литосферу очень опасные химические вещества. Кроме всех прочих загрязнителей окружающей среды, в них зафиксирован самый большой процент радиационного загрязнения. Химия – наука-волшебница, и даже самые невинные и безобидные вещества она может превратить в токсичные.

(Учащийся показывает таблицу с уравнениями химических реакций.)

2С + О2 = 2СО.

 

Загрязнение атмосферы химическими веществами
Загрязнение атмосферы химическими веществами

Угарный газ связывает гемоглобин крови, приводит к потере сознания.

С2Н4 + Н2О С2Н5ОН.

Этанол – социальный токсин, приносит много горя всему человечеству, вызывает зависимость, приводит к потере рассудка и т.д.

2 3.

Озон в повышенных концентрациях нарушает процесс фотосинтеза у растений, ускоряет многие биохимические процессы; оказывает раздражающее действие на бронхи.

Подобных примеров можно приводить сколь угодно много, и все они не снимают ответственности с этой жестокой науки. Прошу вас взглянуть на таблицу (см. с. 38). Здесь перечислены самые загрязненные города России, и как видите, их у нас немало, а это значит, что миллионы людей страдают от множества различных заболеваний, связанных с экологическими проблемами.

Таблица

Перечень городов Российской Федерации
с максимальным уровнем загрязнения атмосферы

Город Основные загрязняющие вещества
Абакан Бензопирен, пыль, формальдегид
Ангарск Бензопирен, пыль, формальдегид
Архангельск Метилмеркаптан, формальдегид, метиловый спирт
Барнаул Бензопирен, формальдегид, пыль
Братск Бензопирен, метилмеркаптан, сероуглерод
Волжский Метилмеркаптан, формальдегид, сероуглерод
Грозный Формальдегид, бензопирен, диоксид азота, фенол
Екатеринбург Бензопирен, оксид азота, диоксид азота
Зыряновск Бензопирен, диоксид азота, свинец, марганец
Иркутск Бензопирен, формальдегид, диоксид азота
Калининград Бензопирен, сероуглерод
Каменск-Уральский Бензопирен, фтористый водород
Кемерово Бензопирен, свинец, формальдегид, аммиак, диоксид азота, сероуглерод
Комсомольск-на-Амуре Бензопирен, свинец, формальдегид, пыль, фенол
Красноярск Бензопирен, пыль, оксид азота, фтористый водород
Липецк Формальдегид, бензопирен, фенол, пыль
Магнитогорск Бензопирен, сероуглерод, пыль, диоксид азота
Москва Пыль, диоксид азота, оксид азота, фенол, формальдегид, аммиак
Нижний Тагил Бензопирен, формальдегид, фенол, аммиак
Новокузнецк Бензопирен, формальдегид, пыль
Новосибирск Бензопирен, формальдегид, диоксид азота
Новотроицк Бензопирен, фенол, пыль
Омск Бензопирен, формальдегид, аммиак, ацетальдегид
Оренбург Бензопирен, пыль, диоксид азота
Пермь Бензопирен, формальдегид, фтористый водород
Ростов-на-Дону Бензопирен, формальдегид, сажа, пыль
Самара Формальдегид, фтористый водород, пыль
Тюмень Бензопирен, формальдегид, пыль
Улан-Удэ Бензопирен, формальдегид, фенол, пыль
Усолье-Сибирское Бензопирен, формальдегид, диоксид азота
Усть-Каменогорск Бензопирен, свинец, формальдегид, диоксид серы, никель
Хабаровск Бензопирен, формальдегид, аммиак, диоксид азота
Челябинск Бензопирен, формальдегид, диоксид серы
Череповец Бензопирен, сероуглерод, формальдегид, аммиак
Чита Бензопирен, формальдегид, пыль
Шелехов Бензопирен, фтористый водород
Южно-Сахалинск Бензопирен, формальдегид, сажа, пыль

Судья. Спасибо, суд примет к сведению документы экспертизы. А теперь суд переходит к заслушиванию показаний свидетелей. Суд предупреждает, что вы должны говорить правду и только правду. За дачу ложных показаний свидетели будут привлечены к ответственности. Вызываем свидетеля обвинения.

1-й свидетель обвинения. Промышленные предприятия (нефтеперерабатывающие, коксохимические, азотно-туковые заводы, металлоперерабатывающие и др.) выбрасывают в атмосферу огромное количество веществ, чужеродных природе.

Так, в окрестностях крупного цементного завода концентрация цементной пыли в воздухе 20 мг/м3, это в несколько раз превышает предельно допустимую концентрацию. В России ежегодно образуется 7 млрд тонн промышленных отходов, в том числе более 3 млрд тонн отходов горнодобывающей отрасли промышленности, сотни миллионов тонн шлаков и золы тепловых и металлургических предприятий. А на территории России расположено более 24 тыс. крупнейших заводов и фабрик.

В зонах ТЭС также складывается очень сложная ситуация, ставящая под угрозу здоровье людей. Ежегодные выбросы этих станций исчисляются миллионами тонн: в окружающую среду попадают оксиды азота, серы, углеводороды и др.

Химическая отрасль промышленности выпускает пестициды, которые передаются по цепи питания и в конечном итоге попадают в организм человека, вызывая самые тяжелые последствия, в том числе вредные мутации.

В настоящее время около 20% населения проживает в зонах экологического бедствия и еще 40% в экологически неблагоприятных условиях. В городах нашей страны загрязнение окружающей среды достигает очень высокого уровня. Качество воды во всех крупных реках оценивается как неудовлетворительное. Растет доля младенческой смертности и число детей с врожденными уродствами и болезнями. Люди, живущие в промышленных районах, «приговорены» к отравлениям, стрессам и наследственным изменениям. И виновата во всем этом химия.

Судья. Для дачи показаний вызывается свидетель защиты. Клянитесь говорить правду и только правду, в противном случае вы можете быть привлечены к ответственности.

Свидетель защиты. Высочайший суд! Я считаю, что все обвинения, выдвинутые против химии, совершенно необоснованны. Да, я согласен с тем, что химия – особая наука, умеющая творить чудеса. Но обращаю внимание суда на то, что людям, использующим химические соединения или управляющим крупнейшими предприятиями, следовало бы хорошенько изучить все свойства используемых веществ, их реакционную способность, воздействие на организм и на окружающую среду. Возможно, тогда не было бы таких серьезных проблем. Я считаю, что экологически близорукие и недостаточно химически грамотные руководители крупных промышленных предприятий виновны в загрязнении окружающей среды гораздо больше, чем сама химия. Они должны использовать современные безотходные технологии производства, замкнутые циклы, улавливающие устройства, позволяющие избежать газообразных выбросов в атмосферу.

Судья. Спасибо, суд примет это к сведению. Вызывается второй свидетель обвинения.

2-й свидетель обвинения. Уважаемый суд, только что свидетель защиты пытался переложить всю вину с больной головы на здоровую. Обратите внимание на то, что именно благодаря химикам стали возможны многие процессы производства синтетических моющих средств, которые являются опасными загрязнителями водоемов, ухудшают свойства воды, снижают ее самоочищающую способность, нарушают процессы кислородного обмена, токсично действуют на фауну – животный мир. А кто придумал топливо для двигателей внутреннего сгорания автомобилей? В их выхлопных газах содержатся альдегиды, соли тяжелых металлов (свинца, кадмия) и другие вредные вещества.

Судья. Спасибо, суд учтет ваши показания. Прошу пригласить в зал ученика 10-го класса для дачи показаний.

Ученик. Уважаемый суд, я слышал выступления обеих сторон судебного разбирательства, поэтому на данный момент у меня сложилось двоякое отношение к химии. Конечно, химия как учебный предмет очень сложная наука. Она отнимает много сил и времени у каждого школьника. Мы все порядком настрадались на ее уроках, где приходится всегда быть в напряжении. Сами поймите, стоит немного недолить вещества в пробирку, и реакция не начинается, а если добавить немного больше, она уже протекает совсем не так. Сплошные неприятности.

Но ради справедливости надо заметить, что нам, ученикам, все эти занятия были крайне интересны. Благодаря урокам химии мы получаем не лоскутное, а целостное представление об окружающем мире. Мы приобретаем исследовательские навыки, которые очень пригодятся нам в дальнейшей жизни. Мы учимся наблюдать, сравнивать, проводить логическую цепь рассуждений. А  сколько всего интересного мы узнаём о химических веществах и их влиянии на живые организмы! Я пришел к выводу, что химию следует очень детально и настойчиво изучать, чтобы в дальнейшем избежать серьезных проблем. Я понял, что сама химия нисколько не виновата  во всех тех преступлениях, в которых ее обвиняют. На мой взгляд, во всем виноваты люди, не знающие ее.

Прокурор. Протестую, Ваша честь! Школьник пытается вынести оправдательный приговор, на то он не имеет право.

Судья. Протест принят. Слово предоставляется адвокату обвиняемого.

Адвокат обвиняемого. Уважаемый суд, прошу принять к сведению тот факт, что благодаря науке химии человечество получило возможность избавиться от множества опасных заболеваний, а работники сельского хозяйства добиваются рекордных урожаев многих видов культурных растений. Химия помогает одевать и обувать людей, создает все новые и новые материалы для легкой отрасли промышленности. Она с каждым годом все увереннее входит в наш быт. Современный человек уже не представляет свою жизнь без продуктов химической отрасли (демонстрирует полимеры, парфюмерные товары, косметические средства, медикаменты). Пожалуй, во всем мире нет такой отрасли народного хозяйства, которая бы не использовала продукты органического и неорганического синтеза. Я верю в справедливость суда и надеюсь, что он примет правильное решение.

Все изображенное здесь получено с помощью химии
Все изображенное здесь получено с помощью химии

Судья. Закончилось слушание дела об ответственности химии за губительное воздействие на окружающую среду. Для вынесения приговора суд удаляется на совещание.

Судьи уходят.

Секретарь. Встать, суд идет!

Судья. Судебная коллегия под председательством главного судьи (Ф.И.О.) в присутствии присяжных заседателей, изучив обстоятельно документы экспертизы и заслушав показания свидетелей по данному вопросу, выносит приговор. Для оглашения приговора суда прошу всех встать!

Именем закона об охране природы суд постановляет:

1) ввиду отсутствия состава преступления по отношению к окружающей нас природе науку химию оправдать;

2) за выдающиеся заслуги химии перед человечеством считать ее самой важной наукой;

3) вину в загрязнении окружающей среды возложить на безграмотных руководителей промышленных предприятий.

Приговор может быть обжалован в вышестоящих инстанциях.

Секретарь. Судебное заседание объявляется закрытым.

Гости расходятся.

Учитель проводит с участниками обсуждение деловой игры, анализирует работу учащихся, отмечает положительные и отрицательные моменты, выясняет причины неувязок, если они есть, предостерегает от ошибок впредь, благодарит школьников и выставляет им оценки за работу.

Н.М.САМСОНОВА,
учитель химии
(с. Нарышкино, Нижегородская обл.)