Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №6/2008

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Самостоятельная работа
с учебником как способ активизации
познавательной деятельности

Нет стремления более естественного,
чем стремление к знанию.
Мишель де Монтень

Одной из важных задач обучения является формирование у учащихся навыков и стремления к самостоятельной работе по расширению и углублению научных знаний, развитию умственных способностей и творческих задатков. Этим обусловливается необходимость таких методов обучения, как самостоятельная работа учеников с учебной и научной литературой. К.Д.Ушинский считал, что только самостоятельная работа учащихся создает предпосылки для глубокого овладения знаниями, развития мышления и умственных способностей учащихся.

Что же следует понимать под самостоятельной учебной работой? Известный дидакт Б.П.Есипов писал: «Самостоятельная работа учащихся, выполняемая в процессе обучения, – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных и физических (или тех других вместе) действий».

Сущность метода работы с учебником как метода овладения новыми знаниями и осмысления их заключается в том, что овладение новыми знаниями осуществляется самостоятельно каждым учеником путем вдумчивого изучения программного материала по учебнику и осмысления содержащихся в нем фактов, примеров и вытекающих из них теоретических обобщений (правил, понятий, выводов), при этом одновременно с усвоением знаний приобретается умение работать с учебной литературой.

Чтобы самостоятельная работа учащихся с учебником по овладению новыми знаниями давала обучающий эффект, при ее организации необходимо:

• подбирать для самостоятельной работы только такой материал, который соответствует познавательным возможностям учащихся и уровню их подготовки;

• провести с учащимися основательную беседу, поставить перед ними цель работы, ввести в курс новой темы и четко обозначить те вопросы, которые им надлежит усвоить;

• определить порядок самостоятельной работы, предусмотрев в ней приемы активного воспроизведения и осуществления самоконтроля;

• обеспечить учащихся, если это требуется для усвоения изучаемого материала, соответствующими наглядными пособиями или техническими средствами;

• после окончания самостоятельной работы с учебником провести закрепление и уточнение усвоенного материала.

Использование в учебном процессе метода самостоятельной работы с учебником иллюстрируется на примере одного из уроков по неорганической химии.

Общая характеристика химических элементов подгруппы кислорода.
Аллотропия кислорода и серы

Цели урока. Расширить понятие о химическом элементе, простом веществе, сформировать понятие «аллотропия», углубить теоретические представления о периодическом законе и периодической системе элементов Д.И.Менделеева, развивать общеучебные умения самостоятельной работы, совершенствовать умения сравнивать, анализировать, выявлять причинно-следственные связи между строением и свойствами, формировать Я-концепцию (я умею, я могу, я хочу).

Материальное обеспечение урока. Учебник «Химия-9» Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана; план работы над темой; таблица «Периодическая система элементов»; образец серы.

Девиз урока. «Знание есть сила, сила есть знание».

ХОД УРОКА

Ориентировочно-мотивационный этап

В начале урока учитель объявляет тему, определяет цели, знакомит учащихся с планом работы по изучаемой теме. В течение урока ученики самостоятельно изучают новый материал в соответствии с планом.

Операционно-исполнительский этап

П л а н  р а б о т ы

1. По периодической системе химических элементов определите, какие элементы образуют подгруппу кислорода, найдите их в таблице. Отметьте в конспекте.

2. Приведите в конспекте электронные и графические формулы атомов кислорода и серы. В случае затруднения обратитесь к учебнику (с. 23).

3. Подумайте, в чем сходство и различие элементов подгруппы кислорода с точки зрения электронного строения их атомов.

4. В тетради запишите вывод об изменении металлических и неметаллических свойств элементов в ряду О, S, Se, Te, Po и укажите причину.

5. Отметьте в конспекте высшие и низшие степени окисления этих элементов.

6. По учебнику (с. 23–24) прочитайте материал о важнейших степенях окисления кислорода, сделайте краткие записи.

7. Если вы желаете изучить вопрос более глубоко, обратитесь к учебнику (с. 24) и прочитайте соответствующий материал о степенях окисления серы.

8. Приведите в конспекте общую формулу летучих водородных соединений и высших оксидов с указанием характера оксида.

9. Внимательно прочитайте материал § 8. Запишите в конспекте определение аллотропии и аллотропных видоизменений.

10. Отметьте в конспекте, какие аллотропные видоизменения характерны для кислорода, запишите уравнение реакции превращения кислорода в озон, отметьте его признак – поглощение энергии.

11. Составьте краткий конспект о физических свойствах кислорода и озона, о сравнении их химических свойств.

12. Сопоставив данные справочной табл. 1 (см. с. 48), дайте ответ на вопрос, в чем сходство и различие кислорода и озона.

Таблица 1

Физические свойства кислорода и озона

Простое вещество Состав молекулы Агрегатное состояние Плотность,
кг/м3
Температура плавления, °С Температура кипения, °С
Кислород О2 Газ 1,428 –218 –183
Озон О3 Газ 2,142 –193 –112

13. Что вам известно о таком явлении, как «озоновая дыра»? Каковы его последствия?

14. Прочитайте материал § 10. Сделайте краткие записи и рисунки, характеризующие аллотропные модификации серы (кристаллическая (ромбическая, моноклинная) и пластическая). Обратите внимание на возможность превращения одной модификации в другую.

15. По справочной табл. 2 (см. с. 48) ознакомьтесь с некоторыми характеристиками аллотропных видоизменений серы.

Таблица 2

Характеристики аллотропных видоизменений кристаллической серы

Аллотропные
видоизменения
серы
Состав Тип кристаллической
решетки
Плотность,
кг/м3
Температура плавления, °С Температура кипения, °C
Ромбическая S8 Молекулярная 2070 112,8 444,6
Моноклинная S8 Молекулярная 1960 119  

16. Сделайте записи о физических свойствах серы.

17. Ознакомьтесь с образцом кристаллической серы.

П р и м е ч а н и е. В случае затруднения обратитесь к учителю.

Рефлексивно-оценочный этап

С целью первичной проверки знаний и умений, закрепления изученного материала в конце урока (или по ходу урока) можно провести фронтальный опрос, предложив ответить на вопросы.

1. Перечислите элементы подгруппы кислорода, определите их положение в периодической системе элементов.

2. Объясните закономерности в изменении металлических и неметаллических свойств на основе учения о строении атома.

3. Какие высшие и низшие степени окисления проявляют эти элементы и почему?

4. Сравните состав, строение и свойства озона и кислорода, кристаллической и пластической серы. На основе этих примеров поясните сущность аллотропии.

5. Что вам известно о таком явлении, как «озоновая дыра»? Каковы его последствия? (Возможно заслушивание сообщения ученика о данном явлении.)

6. К каким явлениям – физическим или химическим – относится переход одного аллотропного видоизменения в другое? Объясните.

7. Возможно ли явление аллотропии для галогенов? (Вспомните их электронное строение.) Дайте обоснованный ответ.

Подобная организация учебного процесса развивает мыслительные способности учащихся, заставляет их быть внимательными при чтении текста, учит конспектировать, анализировать, сравнивать, выделять главное, превращает из пассивных слушателей в активных участников урока.

А.Х.АМИРОВА,
преподаватель химии
Екатеринбургского суворовского училища