Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №6/2008

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

 

ПОСВЯЩЕНИЕ В ХИМИКИ

ХИМИЧЕСКИЙ МАРАФОН • 8 класс

Подготовка. Заранее выбрать две команды из 5–6 человек и дать домашнее задание:

• придумать название и девиз команды;

• подготовить приветствие;

• изобразить скульптуры на тему «Жертвы химических опытов (взрыва, любопытства, кислоты, щелочи, дегустации…)» и придумать тексты к ним;

• нарисовать газету на химическую тему.

Жюри. Ученики старших классов.

План игры

1. Приветствие команд.

2. Проспект эрудитов.

3. Проспект капитанов.

4. Кафе «Химики-лирики».

5. Экспериментальный проспект.

6. Скульптурная галерея «Жертвы химических опытов».

7. Парк химических аттракционов.

8. Поле чудес.

9. Конкурс химических газет.

ХОД ИГРЫ

1-й ведущий.

Что? Почему? Зачем? И где?
Живут в земле, в огне, в воде.
Вот в первый раз огонь добыт.
(А почему огонь горит?)
Зерно под солнцем проросло.
(Зачем растению тепло?)

2-й ведущий.

Дым легкий, а скала тверда.
Что значит лед, а что – вода?
Что? Почему? Зачем? И где?
Мы все узнать хотим.
Соль растворяется в воде,
А мел нерастворим.

1-й ведущий.

Бумага не сгорит дотла:
В печи останется зола.
А если медь в печи нагреть,
То станет тяжелее медь
С окалиною вместе.
Не верите – так взвесьте.

2-й ведущий.

Открытий путь – нелегкий путь,
Но человеку – не свернуть.
Что? Почему? За ним следят,
Чтоб шел вперед, а не назад.
Вот почему из года в год
Наука движется вперед.

1-й ведущий. Химия – это наука о веществах и их превращениях, настолько необыкновенных, что для непосвященных они кажутся чудесами.

2-й ведущий. Секрет ее магии – знание химического ремесла.

1-й ведущий. Сегодня – праздник посвящения в химики. Прежде чем получить это почетное звание, вам придется пройти испытания на профессиональную пригодность. Ваши знания и умения оценят мастера – лучшие химики старших классов.

2-й ведущий. Представляю вам наше уважаемое жюри.

1-й ведущий. В конкурсе участвуют команды 8-го «Г» и 8-го «Б» классов. Предоставляю им слово для приветствия.

(Приветствия команд. Оцениваются в 3 балла.)

2-й ведущий. Благодарим команды за приветствия и начинаем наш марафон.

1-я  о с т а н о в к а.  Проспект эрудитов

Разминка (10 баллов).

Каждой команде задаются вопросы, отвечает любой член команды после 3 секунд размышления.

1-й ведущий (вопросы 1-й команде).

1. То, из чего состоят тела… (Вещество.)

2. В центре атома находится… (Ядро.)

3. Наука о веществах и их превращениях – … (Химия.)

4. Определенный вид атомов – … (Элемент.)

5. Ученый, открывший закон сохранения массы веществ, – … (Ломоносов.)

6. Рождающий воду – … (Водород.)

7. Вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород, – ... (Оксиды.)

8. Условная запись химической реакции – ... (Уравнение.)

9. Валентность атома водорода... (I.)

10. Вещества, молекулы которых состоят из атомов одного элемента... (Простые.)

2-й ведущий (вопросы 2-й команде)

1. Мельчайшая, химически неделимая частица вещества – ... (Атом.)

2. Разновидности атомов элемента, имеющие одинаковый заряд, но разную массу, – … (Изотопы.)

3. В ядре атома находятся протоны и… (Нейтроны.)

4. Ученый, открывший закон постоянства состава, – ... (Пруст.)

5. Рождающий кислоты – … (Кислород.)

6. Свойство атомов элемента присоединять определенное число атомов других элементов – … (Валентность.)

7. Число, показывающее количество атомов элемента в молекуле, – … (Индекс.)

8. Валентность атомов кислорода... (II.)

9. Явления, при которых образуются новые вещества... (Химические.)

10. Вещества, молекулы которых состоят из атомов разных химических элементов… (Сложные.)

«Слоеный пирог» (6 баллов, по 2 за каждое уравнение; время – 1 мин)

1-й ведущий. Сейчас мы проверим кулинарные способности наших участников. Кто быстрее и по всем правилам химического искусства испечет слоеный пирог?

(Команды получают рисунки слоеного пирога, на каждом слое которого зашифровано уравнение.) Ваша задача – дописать уравнения реакций и расставить коэффициенты.

1-я к о м а н д а:

а) А1 + … = Al2S3;

б) … + О2 = СuО;

в) K + О2 = … .

2-я к о м а н д а:

a) Na + …= Na2S;

б) …+ О2 = Al2О3;

в) Са + N2 = … .

«Кто быстрее?» (10 баллов: 5 – определение степени окисления (с.о.), 5 – названия веществ; время – 1 мин)

2-й ведущий. Определить степени окисления элементов, назвать вещества.

1-я к о м а н д а:  Al2S3, P2O5, CrO3, NaBr, Ca3N2.

2-я к о м а н д а:  MgCl2, Cu2O, N2O5, Fe2S3, Na3N.

2-я  о с т а н о в к а. Проспект капитанов

Капитанам задают по 2 вопроса: на конкретные знания и на смекалку (6 баллов; время – 30 с на каждый вопрос).

1-й ведущий (1-му капитану).

а) Какие явления называются физическими? Привести примеры. (По 1 баллу за каждый пример, максимально 5 баллов.)

б) Что можно приготовить, но нельзя съесть? (1 балл.)

2-й ведущий (2-му капитану).

а) Какие явления называются химическими? Привести примеры. (По 1 баллу за каждый пример, максимально 5 баллов.)

б) Сырой не едят и вареный выбрасывают? (1 балл.)

3-я  о с т а н о в к а. Кафе «Химики-лирики»

1-й ведущий. Поэтом можешь ты не быть, но, может, все же попытаться? За 1 минуту сочините четверостишие, используя рифмы. (5 баллов.)

1-я к о м а н д а: дом – бром, явление – объяснение.

2-я к о м а н д а: свинец – птенец, штатив – факультатив.

4-я   о с т а н о в к а. Экспериментальный проспект

2-й ведущий. А сейчас мы проверим ваши практические навыки. (5 баллов; время – 3 мин.)

1-я к о м а н д а: собрать прибор для фильтрования и очистить воду от примесей речного песка.

2-я к о м а н д а: собрать прибор для выпаривания и выделить из раствора поваренную соль.

Прежде чем приступить к выполнению опытов, вспомните соответствующее правило техники безопасности. (1 балл.)

5-я  о с т а н о в к а. Скульптурная галерея «Жертвы химических опытов»

1-й ведущий. Изобразите памятники «Жертвы химических опытов» – домашнее задание.
(15 баллов, по 5 баллов максимально за каждую скульптуру.)

1-я к о м а н д а: а) жертва взрыва; б) здесь пил... ; в) жертва щелочи.

2-я к о м а н д а: а) жертва любопытства; б) жертва дегустации;  в) жертва кислоты.

Карикатура на опыты с газами в Королевском институте (начало XIX в.)
Карикатура на опыты с газами
в Королевском институте (начало XIX в.)

Ведущие (по очереди). Да, ужасная картина. Но этого не случится, если вы всегда будете соблюдать правила выживания в химической лаборатории.

1) Если откупорили что-либо – закупорьте.

2) Если включили – выключите.

3) Если разобрали – соберите.

4) Если не можете собрать – позовите умельца.

5) Если не разбирали – не вздумайте собирать.

6) Если пользуетесь чем-либо – держите в чистоте и порядке.

7) Если хотите воспользоваться тем, что принадлежит другому, – спросите разрешения.

8) Если не можете чего-либо понять – почешите в затылке.

9) Если у вас что-то взорвалось – проверьте, остались ли вы живы.

10) Если не знаете, как это действует, – не трогайте.

11) Если не усвоили этих правил – не входите в лабораторию.

1-й ведущий. Ваши испытания закончились. Пока жюри подводит итоги, мы с вами отправимся на «поле чудес», где вы увидите, чему научились ваши старшие товарищи.

6-я  о с т а н о в к а. Поле чудес

Ученики старших классов демонстрируют опыты.

Опыт 1. Получение газировки и химического молока.

Опыт 2. Зажигание огня без спичек.

Опыт 3. Изменение окраски индикаторов.

Опыт 4. Кровь без раны.

Опыт 5. Вулкан.

2-й ведущий. Для подведения итогов слово предоставляется нашему уважаемому жюри.

Жюри объявляет результаты по выполнению заданий марафона и конкурса газет.

1-й ведущий. В сегодняшнем марафоне вы показали, что любите химию и имеете прочные знания, а потому достойны почетного звания «Химик».

В заключение каждому участнику вручается специальный указ о присвоении звания «Химик» и приз.

Л и т е р а т у р а

Ефимовский Е.С. Ракета и травинка. Л.: Детская литература, 1984; Штремплер Г.И. Химия на досуге. М.: Просвещение, 1993; Комякова В.А., Комякова С.Ю. Посвящение в химики. Урок-праздник. Химия (ИД «Первое сентября»), 1998, № 19; Иванова Л.П. Эта удивительная химия: КВН. Химия (ИД «Первое сентября»), 1998, № 35; Горбачева Н.М. КВН «Посвящение в химики». Химия (ИД «Первое сентября»), 1998, № 8.

Н.А.ПАВЛОВА,
учитель школы № 1151
(Зеленоградский округ, Москва)