Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №5/2008
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Тренинговые игры

См. также № 5/2007

Т е м а  «Первоначальные химические понятия»

«Штурвал»

Задание. Впишите в клетки названия четырех химических элементов, в которых центральная буква «Л».

Ответ. Калий, гелий, селен, тулий.

«Кто лишний?»

Задание. Даны знаки химических элементов: N, O, Al, P, Fe, C, S, Cu, H, Hg. Даны названия химических элементов: ртуть, фосфор, калий, железо, азот, углерод, натрий, кислород, медь, сера, водород, магний. Сопоставьте приведенные знаки и названия химических элементов и определите, что лишнее.

Ответ. Al, калий, натрий, магний.

«Кодированный ответ»

Задание. Выберите из предложенного перечня смеси, химические соединения, химические элементы. Запишите ответ цифрами во второй колонке.

1. Магний.

2. Молоко.

3. Железо.

4. Воздух.

5. Оксид ртути.

6. Вода.

7. Кислород.

8. Сульфид цинка

9. Почва.

10. Водород

Смеси: …………………………

……………………….………

Химические соединения:

……………………….………

Химические элементы:

……………………….………

Ответ. Смеси – 2, 4, 9; химические соединения – 5, 6, 8;
химические элементы – 1, 3, 7, 10.

Т е м а  «Кислоты. Соли»

«Крестики-нолики»

Задание. Один ученик пишет соли-сульфаты, другой – соли-хлориды, стараясь первым захватить линию (диагональную, вертикальную или горизонтальную).

     
  NaCl  
K2SO4    

Т е м а  «Обобщение сведений
о важнейших классах неорганических соединений»

«Светофор»

Задание. Назовите вещество, класс неорганического вещества.

На магнитной доске прикрепляются цветовые сигналы:

а) синий кружок – основания;

б) зеленый кружок – оксиды;

в) желтый кружок – соли;

г) красный кружок – кислоты.

Каждый учащийся изготавливает светофор, состоящий из двух деталей, скрепленных в центре.

Первая деталь разделена на четыре сектора, каждый из которых окрашен в цвет, соответствующий тому или иному классу неорганического вещества. Вторая деталь легко вращается вокруг оси, открывая то один, то другой сектор.

Учитель показывает ученику карточку с формулой химического вещества. Ученик называет его и открывает на «светофоре» нужный цвет. При наличии ошибок производится их коррекция.

«Найди нужную букву»

Задание. По таблице определите свойства, характерные для каждого оксида (табл. 1). Обведите правильные ответы кружочками. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы получите слово название класса неорганических веществ.

Таблица 1

Химические свойства оксидов

Химические свойства Оксиды
SiO2 NO2 CaO CuO
1. Взаимодействуют со щелочами Щ Е К И
2. Взаимодействуют с кислотами С Л Л О
3. Взаимодействуют с водой; в полученном растворе фенолфталеин окрашивается в малиновый цвет К С Ч Т
4. Взаимодействуют с водой; в полученном растворе лакмус окрашивается в красный цвет И И Д Ы

Ответ. Щелочи.

«Потерянное число»

Задание. Выпишите из таблицы номера клеток, соответствующих характерным для каждого основания химическим свойствам (табл. 2). Проверьте: сумма цифр правильных ответов должна быть равна относительной молекулярной массе азотной кислоты.

Таблица 2

Химические свойства оснований

Химические свойства NaOH Cu(OH)2 Ca(OH)2 Al(OH)3
1.  Взаимодействуют с растворами солей 1 2 3 4
2. Взаимодействуют с кислотами 5 6 7 8
3. Разлагаются при нагревании 9 10 11 12

Ответ. 1 – 1, 3; 2 – 5, 6, 7, 8; 3 – 10, 11, 12; сумма – 63.

Т е м а  «Реакции ионного обмена»

«Химические шашки»

Правила игры

1. Участвуют два игрока.

2. Учитель назначает судью-консультанта.

3. Побеждает игрок, взявший в плен наибольшее количество шашек.

4. Если возникла возможность взять шашку соперника в плен, вы должны проанализировать возможность взаимодействия вещества, формула которого нанесена на вашей шашке, с веществом на шашке соперника.

Если взаимодействие возможно, составьте уравнение реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном видах и покажите консультанту.

Если сделана ошибка или взаимодействие между веществами невозможно, то ваша шашка перепрыгивает через шашку соперника.

Порядок игры

Разыграйте очередность хода. Сделайте ход в направлении поля соперника (как в классических шашках). Передайте следующий ход сопернику. По окончании игрового времени приготовьтесь к проверке учителем.

Т е м а  «Альдегиды и карбоновые кислоты»

«Химический кроссворд»

Задание. Заполните пустые клетки формулами веществ, расставляя необходимые коэффициенты, чтобы получить уравнения реакций.

Ответ.

 

 

 

 

 

* * *

Ребусы – это рисунки, изображения, символы, которые нуждаются в разгадке, расшифровке.

Задание. Расшифруйте текст (на рис. справа), и вы узнаете об одном из источников загрязнения окружающей среды. Предложите меры защиты.

Ответ. Опасным видом воздействия на биосферу является радиоактивное излучение.

* * *

Шарады – это загадки, ответы на которые разгадывают по частям.

Пример.

Первый мой слог означает крушение,
Крохотен слог мой второй.
Рождаюсь лишь только в зеленых растениях.
Подумайте, кто я такой?

  Ответ. Крах – мал.

В.Е.АЛЕКСЕЕВА,
учитель химии школы № 30
с углубленным изучением отдельных
предметов (г. Киров)