Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №4/2008

ПЕРЕПИСКА С ЧИТАТЕЛЕМ

 

Из опыта работы
народного учителя России

В июне 2007 г. Президент России В.В.Путин поздравил учителя химии школы № 39 г. Астрахани Гневину Нину Анатольевну с присвоением ей почетного звания «Народный учитель России». 39 лет честно и добросовестно проработала Нина Анатольевна на ниве народного образования в средней школе № 39. Высочайший профессионализм, трудолюбие, скромность, любовь к детям по достоинству оценены не только учащимися, коллегами, но и правительством: Гневина является лауреатом Всероссийского конкурса «Учитель года-1991», ей присвоено звание «Заслуженный учитель школы РСФСР», а теперь и звание «Народный учитель России». От души поздравляем Нину Анатольевну Гневину с присвоением ей столь почетного звания.

Нина Анатольевна училась в Астраханском педагогическом институте на естественно-географическом факультете (отделение биология–химия) с 1963 по 1968 г. Уже в первые студенческие годы она проявила себя как яркая, творческая личность, что в дальнейшем позволило ей стать мастером педагогического дела. Институт закончила с отличием. Свою трудовую деятельность она начала в 1968 г. в средней школе № 39 г. Астрахани, где трудится и по сей день.

Спонсор публикации статьи компания "Регион Золота" в Санкт-Петербурге. Золото, серебро, бриллианты, платина, часы, золотые, серебряные и платиновые монеты, ювелирные бренды - скупка на выгодных условиях. Бесплатная оценка золотых изделий онлайн, самые высокие цены на золото в центре города, приём всех изделий в любом состоянии. Узнать подробную информацию, посмотреть цены и получить консультацию онлайн Вы сможете, перейдя по ссылке: www.zoloto-pokupka.ru.

С ее появлением в школе интерес учащихся к предмету химии стал постоянным и устойчивым. Старшеклассники посещают факультативные занятия и элективные курсы, в выборе предметных экзаменов предпочтение отдают химии, участвуют и побеждают в олимпиадах по химии. Ее выпускники поступают в химические вузы Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России. Многие из них стали кандидатами и докторами химических наук. А сегодня выпускники приходят к ней, чтобы сказать добрые слова и поздравить с высоким и заслуженным званием. Все, кто с ней рядом работает, знают: Нина Анатольевна звания не искала – это оно счастливо нашло достойнейшего обладателя.

Формирование интереса к предмету, как правило, связано с организацией учебного труда учащихся на уроках. В кабинете химии средней школы № 39 г. Астрахани учащиеся ощущают себя открывателями, экспериментаторами. Они активно включаются в учебно-познавательную деятельность, думают, ищут и находят ответы на самые сложные вопросы, которые ставит перед ними учитель.

Многолетний опыт работы Нины Анатольевны подтвердил, что совершенствовать учебно-воспитательный процесс можно лишь при наличии учебно-материальной базы, которая постоянно пополняется и обновляется: изготавливаются приборы и модели, оформляются стенды, планшеты, альбомы, рисунки, таблицы, пишутся сценарии деловых и ролевых уроков. В кабинете имеется картотека необходимого оборудования и дополнительной литературы, разработаны карты-инструкции для проведения лабораторных и практических работ, накоплен богатый, разнообразный дидактический материал, в том числе и карточки-задания разной степени сложности. На базе химической библиотеки в кабинете организуется медиатека, включающая в себя книжные фонды, видеотеку, фонотеку, диатеку (слайды, диафильмы), дискотеку (фонд компьютерных программ, базы данных по передовому педагогическому опыту российских и зарубежных школ).

Химический кабинет Гневиной работает по принципу многофункциональной ориентации. Это означает, что учебно-материальная база кабинета химии – это совокупность материальных средств и условий, на основе которых формируется социально-педагогическая среда, отвечающая целям и задачам обучения, воспитания и развития учащихся. Таким образом, учебно-материальная база химического кабинета, в формировании которой принимает участие ученик, заставляет его учиться мыслить, включаться в активное творчество на уроке химии, т. е. создаются условия для их самовыражения, развития способностей, установок личности на самообразование, самовоспитание, исполнительность, критичность мышления и гуманистическое отношение к людям.

При таком подходе в первую очередь решаются мировоззренческие проблемы, формируется методология познавательной деятельности.

Каждый педагог знает, что ключ к хорошему образованию скрывается во взаимодействии ученика и учебной среды – в частоте, разнообразии, качестве и интенсивности этого взаимодействия, что методы и организационные формы обучения формируют процесс обучения.

Десятки открытых уроков, проведенных Гневиной для учителей, директоров, завучей школ города и области, сделали ее опыт достоянием учителей России. Интересно, что структура творческого мышления строится ею на переносе ранее усвоенных знаний и умений в незнакомую ситуацию; на видении новых проблем в обыденной ситуации; на комбинировании разных способов решения. Она учит на своих уроках моделировать, выдвигать гипотезы, принимать решения, строить аргументацию. И все это вместе с эмоциональными переживаниями составляет содержание методики обучения химии учителя Гневиной.

Для усвоения материала она использует сочетание различных дидактических методов обучения: информационно-рецептивного или объяснительно-иллюстративного, проблемного изложения, эвристического, исследовательского, проектного.

В рамках этих методов обучения Нина Анатольевна отдает приоритет достижению прочности усвоения в результате прямого и косвенного повторения (методика использования схем-конспектов на уроках химии), преобладанию методов проблемного обучения. Используемые ею методы заведомо предполагают индивидуализировано напряженный темп работы, разнообразную и одновременно достаточную для каждой группы степень трудности.

При этом все методы приобретают конкретную форму в соответствии с ее методическим почерком, искусством и изобретательностью, контекстом и логикой развертывания хода обучения.

Разнообразие организационных форм уроков (индивидуальная, парная, групповая, коллективная, самостоятельная работа) предоставляет широкий простор для свободы выбора, проявления учащимися личностных качеств, творческой активности в монологе, в диалоге, дискуссии при решении проблем. Используемые учителем методы и организационные формы обучения формируют успешный учебный процесс.

Воспитание познавательного интереса к изучению химии связано со многими факторами, главными из которых, по мнению Гневиной, являются: прочное усвоение наиболее важных опорных знаний; органичное соединение опорных понятий из ранее изученного материала с новыми знаниями путем постоянного закрепления пройденного.

Эта концепция изложена ею в «Сборнике методических материалов» (в 2 ч., Астрахань, АИУУ, 1993 г.).

Использование опорных схем-конспектов дает возможность значительно сократить время, необходимое для усвоения определенного объема учебного материала. При составлении схем-конспектов учитель и ученики руководствуются программой, учебником, методической и научно-популярной литературой. Выделяют главные, узловые вопросы темы урока и размещают их так, чтобы это способствовало лучшему осмыслению и запоминанию. Некоторые схемы-конспекты красочно оформляются в виде плакатов и в дальнейшем используются на уроках как наглядные пособия.

На первом этапе в процессе урока составляется схема-конспект на классной доске. Учащиеся внимательно слушают объяснения учителя, активно включаются в познавательную деятельность в соответствии с поставленной целью и задачами урока. Демонстрационные опыты или лабораторная работа выполняются с обязательным включением элементов исследования. Такой путь познания хотя и требует значительно больше времени, чем обычный рассказ-информация, однако, как показал опыт, методически вполне оправдан.

Схемы-конспекты способствуют лучшему запоминанию учебного материала. Ученики дают обстоятельные полные ответы на основные вопросы раздела, без затруднения «раскрывают» схемы, отражающие генетическую связь между классами неорганических и органических веществ, успешно справляются с решением расчетных задач и самостоятельно составляют схемы-конспекты для изучения новых тем программного материала.

Как показал анализ опыта работы Нины Анатольевны, применение схем-конспектов в практике работы учителя – одно из средств повышения эффективности уроков, способствующее систематизации знаний учащихся, развитию их мышления, воспитанию познавательной активности и организации учебной работы школьников.

При обучении учащихся Гневина большое внимание уделяет не только накоплению знаний, но и их глубокому осмыслению и творческому применению. С этой целью уже с первых уроков химии она широко внедряет самостоятельную работу учащихся, тем самым воспитывает у них стремление к постоянному поиску знаний.

Для обучения учащихся поисковой работе ею используется система методических приемов. Прежде всего – это выработка у учащихся навыков к построению логической цепи рассуждений при выполнении письменных и устных упражнений и при решении экспериментальных задач. Один из способов обучения этому – использование системы усложняющихся упражнений в написании уравнений реакций по схемам-превращениям одних веществ в другие. Отличительной чертой в выполнении таких заданий является то, что учитель постоянно напоминает, что за формулами и уравнениями всегда нужно видеть конкретные вещества с характерными для них свойствами. При выполнении заданий такого рода учащиеся вырабатывают умение совершать действие по плану. Управление мыслительной деятельностью осуществляется путем комментирования учащимися предложенных заданий.

Для формирования и развития у школьников умений систематизировать изучаемый материал, обобщать ранее приобретенные знания учитель включает в учебный процесс такие приемы, которые позволяют учащимся сочетать умение рассуждать «про себя» («в уме») с умением выражать систематизированный материал в виде схем, таблиц, графиков, диаграмм.

Приучая школьников к самостоятельному решению проблем, Гневина на каждом уроке показывает им путь от постановки проблемы к выдвижению гипотезы, нахождению решения и проверке его правильности на примере тем: «Закон сохранения массы веществ», «Периодический закон Д.И.Менделеева».

Наличие интереса к химии – необходимое, но недостаточное условие для приобретения учащимися умения пополнять свои химические знания. Этому способствуют самостоятельные работы с учебной литературой на уроке. Учитель по мере рассмотрения учебных тем предусматривает ряд заданий, выполнение которых требует привлечения справочного материала.

Существует много возможностей для развития самостоятельности учащихся при проведении химического эксперимента, при выполнении классных, домашних и внеклассных самостоятельных работ.

При организации внеклассных занятий по химии учитель помнит, что на развитие у учащихся умения самостоятельно пополнять свои знания особенно положительно влияет выполнение заданий творческого характера.

Учащиеся всегда с большим интересом проводят работу, приближающуюся по своему характеру к научному исследованию, она побуждает их к активности, организации данного вида труда: составлению предварительного плана поисков, углубленной работе с литературой, выполнению условий проведения экспериментов, самостоятельному вдумчивому оформлению полученных результатов (доклады, написание рефератов, разработка сценариев внеклассных мероприятий, участие в конкурсах и научно-практических конференциях и т.д.).

Другой важный ориентир педагогической деятельности Гневиной – реализация важнейшего дидактического принципа – связь обучения с жизнью (профилизация). Это, безусловно, способствует глубине и осознанности приобретаемых знаний и практических умений. Система преподавания, сложившаяся за многие годы, помогает Нине Анатольевне не только увлечь химией учеников, но и расширить возможность профильного обучения и нравственно-этического, экологического, экономического и социального воспитания. Учебник на ее уроках используется наиболее эффективно в качестве источника новой информации либо как средство, организующее деятельность школьников при подготовке к практической работе, семинару, обобщающему уроку, учебной экскурсии. Наряду с учебниками широко привлекаются различные книги для чтения по химии, научно-популярная и справочная литература, материалы периодической печати.

Опытный учитель практикует такие формы учебных занятий, как школьная лекция, урок-семинар, консультации, уроки-экскурсии, интегрированные уроки, уроки-конференции. Нина Анатольевна – учитель творческий. И каждый ее урок – яркий пример совместного творчества детей и учителя.

Формы внеклассной работы не менее разнообразны: это работа по изготовлению наглядных пособий, конструированию приборов и моделей, проведение химических олимпиад, тематических вечеров, предметных дней, недель, месячников.

Своим опытом работы и методическими идеями она щедро делится на открытых уроках, совещаниях, педсоветах, конференциях, читает лекции на курсах повышения квалификации учителей химии, руководителей школ города и области, участвует в конкурсах «Учитель года», публикуется в журнале «Химия в школе».

Открытые уроки Гневиной отличаются умением проблемно излагать учебный материал, экспромтом провести эвристическую беседу, организовать полемику и обеспечить руководство ею; отобрать и выстроить проблемные познавательные и конструктивные задачи в определенной системе.

Любовь к предмету, терпимость к инакомыслию учащихся, удовлетворенность их вопрошающей активностью, вера в возможности учащихся – вот залог ее педагогического успеха. Она умеет создать интеллектуальную, творческую атмосферу в классе, владеет методами мозгового штурма. Методическая изобретательность этого учителя в области учебно-воспитательных приемов, методик и форм обучения поистине не имеет границ. Но любую новацию, самую оригинальную, она умеет соразмерить с ее местом в учебном процессе. Нина Анатольевна всегда доброжелательна, справедлива, она защищает и опекает своих учащихся, не допуская предвзятого отношения ни к одному из них.

Гневина работает по системной модели, которая составляет основное содержание педагогического сознания и формирует педагогическое мышление, выполняет несколько функций: объяснительную, детерминирующую, прогностическую и, наконец, критериально-оценочную, определяющую критерии успешности воспитывающего обучения в каждый его момент. Таким образом, системная модель развивает систематическую рефлексивную деятельность учителя и учащихся, что представляется одним из важнейших условий эффективности и качества обучения, воспитания и развития.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что у народного учителя Н.А.Гневиной ключевыми особенностями содержания обучения химии являются:

а) мировоззренческая значимость химических знаний;

б) химический язык как система разноуровневого описания химических объектов;

в) химический эксперимент как полифункциональное средство моделирования изучаемых явлений и объектов;

г) единство всех аспектов учебного содержания: теоретического, прикладного, описательного и мировоззренческого.

Чтобы стать истинным педагогом, по образному выражению П.П.Блонского, надо сделать три шага: «Можно быть педагогом, сделавшим только первый шаг: изучив свой предмет. Это минимум, не зная которого, никого ничему не научишь. Лучше быть педагогом, сделавшим второй шаг: изучив теорию воспитания и обучения детей. Но только тот педагог в самом истинном смысле слова, кто сделал и третий шаг: кто добыл очень серьезное образование, кто внимательно изучил педагогический опыт российской и зарубежной школ, кто хорошо знает психологию, физиологию, философию, социологию, логику». Нина Анатольевна сделала этот третий шаг и заслужила звание «Народный учитель России». Пожелаем ей творческих успехов на педагогическом поприще.

Материал подготовила Т.К.КОСТИНА,
к.х.н., доцент кафедры
естественно-математического образования
Астраханского института
повышения квалификации и переподготовки

Рейтинг@Mail.ru