Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №4/2008

В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ

Модульное обучение химии
как способ повышения мотивации

Жизнь – бесконечное познанье,
возьми свой посох и иди.

М.Волошин

Наверное, нет ни одной школы в нашей стране, где бы не ставилось основной целью создание условий для самореализации личности каждого ученика, удовлетворения его образовательных потребностей в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями. Необходимо подготовить обучающихся к творческому, интеллектуальному труду, социализировать с учетом реальных потребностей рынка труда.

В современных условиях возрастает объем информации и знаний, поэтому преподаватели средней школы просто обязаны кардинально поменять взаимоотношения ученика и учителя в учебном процессе. К сожалению, как показывает практика, в настоящее время учебный процесс в массовой школе (особенно в глубинке) продолжает сохранять объяснительно-иллюстративный характер, что приводит к усилению противоречия между потребностями ученика в самореализации и традиционной малоактивной системой обучения. Одно из ведущих положений теории деятельности – эффективное обучение. Оно предполагает такую организацию, при которой ученик сам оперирует учебным содержанием, и только в этом случае знания усваиваются осознанно и прочно.

Никто не станет оспаривать мнение, что ученик должен учиться сам, а учитель осуществлять мотивационное управление его учением, т. е. заинтересовать, организовать, а также координировать, консультировать и контролировать учебную деятельность.

Достичь желаемого возможно, применяя такие современные технологии обучения, как, например, модульное обучение.

Именно модульное обучение, возникшее как альтернатива традиционному, интегрирует все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Из программированного обучения заимствуется идея активности ученика – четкие действия в определенной логике; постоянная проверка своих действий самоконтролем, индивидуальный темп учебно-познавательной деятельности. Из теории поэтапного формирования умственных действий используется самая ее суть, отраженная в названии.

Кибернетический подход обогатил модульное обучение идеей гибкого управления деятельностью.

Психология обогатила обучение рефлексивным подходом. Накопленные обобщения теории и практики дифференциации, оптимизация обучения, принцип проблемности – все это интегрируется в основах модульного обучения, в принципах и правилах его построения, отборе методов и форм осуществления процесса.

О модульном обучении в педагогических изданиях сказано и написано очень много, поэтому мы не будем повторять уже известное, отметим лишь, что основными мотивами внедрения в учебный процесс модульной технологии могут быть:

• гарантированность достижения результатов обучения;

• паритетные отношения учителя и учеников;

• возможность работы учащихся в парах, в группах;

• возможность общения с товарищами;

• возможность выбора уровня обучения;

• возможность работы в индивидуальном темпе;

• раннее предъявление результатов обучения;

• «мягкий» контроль в процессе освоения учебного содержания.

Модульные занятия отличаются от обычного урока тем, что они соответствуют логике процесса усвоения знаний и представляют собой полный цикл: описание, объяснение, проектирование. Обычные же уроки состоят из: проверки домашнего задания, изучения нового материала, его закрепления и нового задания на дом.

Рейтинг успеваемости и модульное обучение

В педагогике различают внешнюю и внутреннюю мотивацию. Для создания внешней мотивации учитель располагает целым рядом средств. Например, химия как предмет привлекает в первую очередь лабораторными и практическими работами, что способствует развитию познавательного интереса учащихся к предмету. Как показали исследования, 54% восьмиклассников и 46% девятиклассников нашей школы назвали химию наиболее интересным предметом именно «из-за опытов».

Формирование внутренней мотивации – проблема значительно более сложная, но именно этот процесс создает основу для успешного продвижения от незнания к знанию.

Психологи выделяют четыре вида внутренней мотивации:

– мотивация на результат (ориентация ученика на получение результата деятельности);

– мотивация на процесс (заинтересованность ученика в самом процессе деятельности);

– мотивация на оценку (заинтересованность ученика в получении хорошей оценки);

– мотивация на избежание неприятностей.

Наиболее значимы для успешной познавательной деятельности два первых вида мотивации. Но мы считаем, что никоим образом учителю нельзя не брать во внимание ориентацию ученика на оценку. Ведь в конечном итоге и нашу работу, учительскую, характеризуют по оценкам учащихся. И родители наших учеников, и завуч, и директор школы получают представление об уровне знаний своих «чад» и учеников по оценке в дневнике. Анкетирование, проведенное в нашей школе, показало, что более половины учеников старших классов (36% – 8-й класс; 54% – 9-й класс;
58% – 10-й класс; 55% – 11-й класс) посещают школу с целью получения хороших отметок. Вывод, как говорится, напрашивается сам собой.

И поскольку в современной школе пятибалльная система оценок давно устарела (это наше субъективное мнение), то именно рейтинговая оценка деятельности учащихся является, на наш взгляд, наиболее достоверно отражающей ситуацию.

В первый год изучения химии (8-й класс) рейтинговая шкала оценки очень проста: каждый правильный ответ оценивается в один балл, при неточности в ответе – 0,5 балла, в конце урока все баллы суммируются и подводится итог. Так же оценивается и домашнее задание. Итоговая оценка за урок ставится в сравнении с результатами товарищей по классу. Так, например, очень способный Саша К. набирает по 30–35 баллов за тему, а старательная, но менее способная Лена Н. (не всем же быть потомками Менделеева!) всего 10. Естественно, неудовлетворительную оценку ставить никак нельзя, если ребенок добросовестно трудился весь урок.

В старших классах (9–10-й классы) рейтинговая шкала несколько видоизменяется. Учащимся предлагается после изучения теории (самостоятельно или под руководством учителя) вариант проверочной работы, которая содержит разные «по стоимости» задания, от очень простых
(3 балла) до очень сложных (5–7 баллов). Здесь самое главное для ученика – выбрать «шапку по себе», выполнить то задание, которое он может сделать сам. Как правило, ученики выбирают задания чуть сложнее, чем могли бы сделать, но это и есть мотивация к более глубокому изучению материала. В зависимости от правильности выполнения заданий (можно ведь и трехбалльное упражнение сделать на «2») выводится итоговая оценка и по теме, и за конкретный урок.

В своей практике мы используем «Экран успеваемости класса», в котором заработанные учеником баллы заносятся в сводную ведомость. Он вывешивается на специальном стенде в кабинете химии, что позволяет дополнительно стимулировать учеников.

Оценивая введение рейтинговой оценки знаний учащихся, мы пришли к следующим выводам.

1) Каждый ученик работает по мере своих возможностей.

2) Учитель почти не ставит неудовлетворительных оценок, что благоприятно сказывается на психологическом климате урока.

3) Соблюдается принцип индивидуальности обучения, что соответствует требованиям современной школы.

4) У учителя больше возможности «вести за собой передовых, а не толкать отстающих».

5) У учащихся формируется мотивация на успех.

Следует отметить, конечно же, и трудности, возникающие в работе учителя, в системе рейтинговой оценки знаний. Это большой объем проверяемых тетрадей – работы необходимо собирать и проверять после каждого урока, иначе данная технология не имеет смысла.

Анализируя опыт и значение модульной технологии обучения, можно сказать, что сегодня это – средство формирования новой педагогической культуры, которое позволяет перенести обучение на субъект-субъектную основу, в результате чего происходит развитие творческих способностей участников педагогического процесса.

Необходимыми становятся не столько сами знания, сколько понимание, где и как их можно применить. Еще важнее знание о том, как информацию по учебным предметам добывать, интегрировать и передавать другим. Поэтому мы не устаем каждый урок провозглашать следующий лозунг: «Главное не знать наизусть, а знать, где найти!»

Нельзя не сказать и о проблемах, связанных с внедрением данной технологии. Это в основном недостаточная подготовка учителей и их мотивация на освоение новых прогрессивных технологий обучения, большие материальные затраты на ксерокопирование текстов модульных уроков (один модульный урок занимает несколько листов), а также недостаточная подготовка учащихся к самостоятельной работе. Работая по данной технологии более 5 лет, мы пришли к выводу, что самое главное для педагога – не утонуть в рутине, на каждый урок готовить «изюминку», обязательно учитывать особенности классного коллектива – каждый год дети разные, поэтому приходится из года в год что-либо менять в модульных уроках. На результативности любого, необязательно модульного, урока сказывается даже то, какой это урок по счету – первый или шестой.

За высокую эффективность приходится платить необходимостью менять себя, и мы абсолютно согласны с Джемисоном Макензи, так верно подметившим, что переход в наших классах от традиционных моделей обучения «мудрец на подмостках» к личностно ориентированным стратегиям и деятельности типа «советчик под рукой» требует длительного процесса профессионального развития.

Модуль урока по теме «Основания»
8 класс

Оборудование и реактивы. Пробирки, нумерованные пробирки с растворами; растворы: KOH, NaOH, фенолфталеин.

Интегрирующая цель. Овладев содержанием данного модуля, вы будете знать, что такое основания, состав оснований, классификацию оснований, применение и свойства некоторых конкретных оснований – NaOH, KOH, Ca(OH)2, что такое «индикатор» и «качественная реакция», будете уметь составлять формулы оснований по названию и называть основания по формуле, определять среду в растворе по изменению цвета индикатора.

УЭ*-1. Входной контроль

Ц е л ь. Определить исходный уровень знаний учащихся об оксидах и других бинарных соединениях.

Выполните упражнения (работайте в тетрадях для контрольных работ).

1. Из приведенного перечня веществ выпишите: формулы оксидов металлов (I вариант) и формулы оксидов неметаллов (II вариант):

P2O5, CuF, Cu2O, HNO3, SO3, NaOH, Ag2O, H2SO4, SiO2, SCl2, NaI, CO2, BaO, FeO, HF, NO2, N2O3, NH3, HNO2, K2O, Cu(OH)2, CrO3, HPO3.

2. Дайте полное название трем любым выбранным оксидам.

УЭ-2

Ц е л ь. Самостоятельно получить знания о составе, строении, классификации оснований; закрепить полученные знания.

Последовательность действий

1) Запишите в рабочей тетради дату и тему урока.

2) Откройте § 19 (учебник «Химия. 8 класс» О.С.Габриеляна, М.: Дрофа, 2005) и внимательно прочитайте текст.

3) Обсудите в группе следующие вопросы.

• Какие сложные вещества называются основаниями?

• Охарактеризуйте состав оснований, т. е. назовите атомы и ионы, из которых состоят основания.

• От чего будет зависеть количество гидроксигрупп в составе основания?

• Как даются названия основаниям?

• Как классифицируют основания? На какие группы их делят и как они называются?

4) В рабочую тетрадь коротко запишите конспект.

• Определение оснований.

5) Выполните упражнения для закрепления полученных знаний (а, в, д – I вариант; б, г, е –
II вариант).

а) Составьте химические формулы оснований для следующих металлов: Li, Cr(III), Cr(II), Mg, Ni. Назовите все вещества.

б) Составьте химические формулы оснований для следующих металлов: K, Fe(II), Fe(III), Mn, Sr. Назовите все вещества.

в) Составьте формулы оксидов, соответствующих основаниям: NaOH, Ва(ОН)2, Fе(ОН)3, Mn(ОН)2. Всем веществам дайте названия.

г) Составьте формулы оксидов, соответствующих основаниям: LiOH, Co(OH)2, Cr(OH)3, Zn(OH)2. Всем веществам дайте названия.

д) Каким из перечисленных оксидов: SiO2, CuO, PbO, NO2, P2O5, Al2O3 – соответствуют основания? Запишите формулы этих оснований и дайте им названия.

е) Каким из перечисленных оксидов: CO2, NiO, ZnO, NO, P2O3, Fe2O3 – соответствуют основания? Запишите формулы этих оснований и дайте им названия.

УЭ-3

Ц е л ь. Подробнее ознакомиться с некоторыми щелочами, их свойствами, применением; получить понятие о качественных реакциях и индикаторах.

Последовательность действий

1) Изучите § 19 до конца. Рассмотрите выданные вам образцы щелочей NaОН и KОН. Почему при работе с ними необходимо соблюдать правила техники безопасности?

2) Запишите в тетрадь информацию о некоторых щелочах (NаОН, KОН, Са(ОН)2) в следующую таблицу.

Таблица

Щелочи

Название Физические свойства Применение
. . .

3) Ответьте в тетради на вопросы.

• Какие реакции называют качественными?

• Что такое индикаторы?

4) Проделайте следующий опыт: определите, в какой из выданных вам пробирок с растворами содержится щелочь с помощью индикатора фенолфталеина. Ответ запишите в тетради и объясните.

УЭ-4. Подведение итогов урока

1. Прочитайте еще раз цели урока.

2. Удалось ли вам их достичь? В какой степени?

3. Что мешало и что помогало вашей успешной работе на уроке?

4. Посчитайте количество набранных вами баллов и поставьте себе оценку за урок.

5. Домашнее задание. § 19, упр. 1–6.


* УЭ – учебный элемент

Ю.П.КОЗЛОВИЧ,
учитель химии и биологии,
директор средней школы № 16
(пос. Хани, Республика Саха
(Якутия))