Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №4/2008

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

О развитии критического мышления
через чтение и письмо (РКМЧП)
как о технологии

Как мы воспринимаем информацию? Как перерабатываем, присваиваем ее? Перерабатывая предшествующий опыт, ощущаем недостаточность информации. Знакомимся с новым, сопоставляем с тем, что было известно. То, что понятно и «приятно», запоминаем, откладываем в «сундучок» своих знаний. Это базовая модель восприятия информации. Почему бы не положить ее в основу обучения?! Вот и получилась базовая модель РКМЧП. Технология РКМЧП основывается на получении, восприятии и передаче информации, поэтому она универсальна.

Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует таким стадиям урока:

• подготовительный – стадия вызова;

собственно восприятие нового – смысловая стадия (или стадия реализации смысла);

присвоение информации – стадия рефлексии.

Первая стадия – вызов

Присутствие этой стадии на каждом уроке обязательно. Она позволяет:

– актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

– вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

– побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия – осмысление

Эта стадия решает другие задачи. Она позволяет ученику:

– получить новую информацию;

– осмыслить ее;

– соотнести с уже имеющимися знаниями.

Третья стадия – рефлексия

Здесь основным является:

– обобщение полученной информации, осмысление ее места среди уже познанного;

– присвоение учеником нового знания, новой информации;

– формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

В технологии критического мышления существует множество методических приемов для реализации целей разных фаз базовой модели урока. К ним, в частности, относятся следующие приемы.

Прием «Составление маркировочной таблицы»

Одной из возможных форм контроля эффективности «чтения с пометками» является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, хочу узнать подробнее, узнал(а) новое, что соответствует аббревиатуре ЗХУ (таблица).

Таблица

Знаю Хочу узнать Узнал
. . .

Называется тема урока, и учащимся предлагается заполнить колонку «Знаю», куда они вносят сведения, уже известные им по этой теме.

В колонку «Хочу узнать» предлагается внести свои спорные мысли и вопросы, возникшие в ходе обсуждения темы урока. Затем обучающиеся читают новый текст, пытаясь найти ответы на поставленные ими вопросы. После чтения текста предлагается заполнить колонку «Узнал». Дается совет расположить ответы напротив поставленных вопросов. Обучающимся предлагается сравнить, что они знали раньше, с информацией, полученной из текста.

Прием «Составление кластера»

Кластер (пучок) – схема, применяемая в том случае, если изучаемое явление обладает целым рядом равнозначных признаков. Целесообразно выполнять данную работу на листе ватмана для более эффективного использования рабочего пространства кабинета.

а) Выделение (учителем) ключевого понятия.

б) Составление кластера, отражающего представление школьника об изучаемой теме.

в) Изучение нового материала.

г) Исправление кластера в соответствии с новыми знаниями.

«Кластер». Вариант схемы
«Кластер». Вариант схемы

 

Урок по теме
«Положение металлов в периодической системе Д.И.Менделеева, строение их атомов. Физические свойства металлов» (9 класс)

Цели. Рассмотреть положение металлов в периодической системе, особенности строения их атомов; повторить и обобщить сведения о металлической химической связи и металлической кристаллической решетке; изучить общие физические свойства металлов; рассмотреть варианты классификации металлов; продолжить изучение зависимости свойств веществ от строения их атомов.

Тип урока. Урок-исследование.

Используемые приемы и стратегии. Прием «Парная мозговая атака», стратегия «ЗХУ», прием «Кластер».

Оборудование. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, коллекции «Металлы и сплавы», модели металлических кристалличеcких решеток.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

Стадия вызова

Пара обучающихся составляет список того, что они знают или думают по теме урока (не более
5 мин).

Стадия осмысления

Обучающимся предлагается составить в тетради таблицу «ЗХУ».

В колонку «Знаю» обучающиеся вносят сведения, известные им о металлах.

Затем следует «загадочная пауза». обучающимся предлагаются загадки о металлах:

Он в теченье многих лет был причиной многих бед. (Au)

Был металл серебристо-белым, в соединении стал мелом. (Са)

Красит пламя в желтый цвет, в воду кинь – его уж нет. (Na)

К восьмой группе отнесен, в честь России назван он. (Ru)

«Камнем» прозван он людьми, но попробуй-ка возьми. (Li)

Из него солдатик твой, не болеет он «чумой». (Sn)

Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). Фото Л.Ларионовой
Развитие критического мышления
через чтение и письмо (РКМЧП).
Фото Л.Ларионовой

Изучение коллекций металлов, моделей кристаллических решеток.

В колонку «Хочу узнать» предлагается внести спорные мысли и вопросы, возникшие при обсуждении темы на стадии вызова.

Затем обучающиеся читают новый текст в учебнике, пытаясь найти ответы на поставленные ими вопросы. После чтения текста заполняют колонку «Узнал» (ответы располагают напротив поставленных вопросов).

Стадия рефлексии

Обучающимся предлагается соединить то, что они знали раньше, с информацией, полученной на уроке, а затем составить кластер «Физические свойства металлов».

III. Закрепление

Учащихся просят ответить на следующие вопросы.

• Назовите особенности строения атомов металлов.

• Охарактеризуйте положение металлов в периодической системе.

• Какие электроны называются «свободными»?

• Что такое металлическая химическая связь?

• Перечислите особенности металлической кристаллической решетки.

• Назовите самый легкий и самый тяжелый металлы, а также самый легкоплавкий и самый тугоплавкий металлы. Какие металлы являются самыми мягкими и какой металл – самый твердый?

• Перечислите основные физические свойства металлов. Чем они обусловлены?

IV. Домашнее задание

Изучение соответствующих параграфов в учебнике и выполнение письменно заданий после параграфов.

Т.В.СУШКОВА,
учитель химии
(г. Ленинск-Кузнецкий,
Кемеровская обл.)