Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №4/2008

РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ

Продолжение. См. № 11, 12, 13, 14, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23/2007;
01, 02, 03/2008

ГЛАВА 7. СВОЙСТВА НЕМЕТАЛЛОВ (окончание)

НЕМЕТАЛЛЫ ГРУППЫ IVа УГЛЕРОД И КРЕМНИЙ

Урок 64. Оксиды углерода. Угольная кислота и ее соли

1. Как получить диоксид углерода реакциями разных типов: а) соединения; б) разложения;
в) замещения; г) обмена? Приведите уравнения реакций.

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

2. Как можно подтвердить, что выделяющийся газ – оксид углерода(IV)? Напишите уравнение реакции.

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

3. Напишите молекулярную и структурную формулы угольной кислоты. Какова основность угольной кислоты?

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

4. Как называют соли угольной кислоты, образующиеся в результате замещения: а) обоих атомов Н кислоты; б) только одного атома Н?

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

5. Приведите по две формулы средних и кислых солей угольной кислоты и назовите их.

…………………………………………………………………………….

6. Что можно сказать о растворимости карбонатов?

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

7. Приведите по две формулы карбонатов: а) растворимых в воде; б) нерастворимых;
в) разлагаемых водой (карбонаты алюминия и железа(III)).

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

8. В зависимости от соотношения реагентов NaOH и СО2 при их взаимодействии образуется либо кислая соль NaHCO3, либо средняя соль Na2CO3. Какая соль образуется в растворе, если пропустить 11,2 л СО2 через 500 мл раствора NaOH (концентрация 2,5 моль/л)? Определите массу соли.

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

Взаимодействие газа CO2 со щелочью NaOH
Взаимодействие газа CO2 со щелочью NaOH

9. Если углекислый газ пропустить через воду, окрашенную лакмусом в фиолетовый цвет, то окраска изменяется на красную. При нагревании раствора окраска вновь становится фиолетовой. Объясните причины каждого изменения окраски.

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

10. В двух пробирках находятся растворы соды Na2CO3 и сульфата натрия Na2SO4. Предложите два способа распознавания этих растворов. (Способы основаны на реакциях обмена с выделением газа или образованием осадка.)

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

11. Какими двумя способами гидрокарбонат натрия можно превратить в карбонат натрия? Напишите уравнения реакций.

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

12. 146 г смеси карбоната и гидрокарбоната натрия нагрели до прекращения уменьшения массы. Масса остатка составила 137 г. Сколько (в процентах) карбоната натрия содержалось в смеси?

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

Урок 65. Кремний. Оксид кремния. Силикаты. Стекло

1. Какова химическая активность кремния?

…………………………………………………………………………….

2. Напишите уравнения реакций кремния с: а) кислородом; б) хлором; в) магнием. Укажите роль кремния в этих реакциях – окислитель или восстановитель.

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

3. Напишите уравнения реакций, протекающих при сплавлении оксида кремния SiO2 с:
а) гидроксидом кальция; б) оксидом магния; в) карбонатом натрия. Относятся ли эти реакции к окислительно-восстановительным? Назовите образующиеся соли.

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

4. Коротко охарактеризуйте состав и свойства кремниевых кислот. Приведите уравнение реакции получения кремниевой кислоты.

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

5. Что представляет собой стекло?

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

6. Какие особенные свойства стекла обусловливают его разнообразное применение?

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

Изделия из стекла
Изделия из стекла

7. Уравнение реакции при варке оконного стекла можно записать так:

Сколько каждого из исходных веществ надо взять, чтобы получить 100 кг стекла?

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

8. Напишите уравнения реакций для цепочки химических превращений:

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ГЛАВАМ 5–7

1. Сравните физические свойства графита и алмаза. Чем объясняется разница в их свойствах?

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

2. Для приведенных уравнений реакций укажите, какие из них характеризуют: а) способ получения вещества; б) устойчивость к нагреванию; в) практическое применение; г) качественную (характерную) реакцию соединения.

3. Укажите, в каких соединениях углерода и кремния химическая связь ионная, а в каких – ковалентная полярная: СН4, SiH4, Al4C3, CaC2, Mg2Si, CO2, SiCl4.

…………………………………………………………………………….

4. В приведенных ниже схемах окислительно-восстановительных реакций укажите степени окисления элементов, у которых она изменяется. Расставьте коэффициенты.

5. Напишите правую часть и расставьте коэффициенты в уравнениях реакций обмена:

Al4C3 + H2O = ………………………………………….. ;

Na2CO3 + CaCl2 = ……………………………………… ;

CaCO3 + HCl =….……………………………………….. ;

Na2SiO3 + H2SO4 = ……………………………………… ;

NaHCO3 + Ca(OH)2 = …………………………………... .

6. Элемент группы IVa периодической системы образует газообразное соединение, в котором массовая доля водорода (Н) составляет 12,5%. Назовите этот элемент.

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

7. Рассчитайте, сколько килограммов оксида кремния и угля потребуется для получения 80 кг карбида кремния SiC по уравнению реакции:

SiO2 + 3C = SiC + 2CO.

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

8. Как называют обратимую реакцию соли с водой, в которой образуются кислая соль и щелочь или основная соль и кислота? Напишите уравнение таких реакций для карбоната натрия Na2CO3 и хлорида цинка ZnCl2.

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

9. Напишите уравнения реакций разных типов с участием угольной кислоты Н2СО3: а) реакцию нейтрализации; б) реакцию обмена с выделением газа (Н2S); в) реакцию обмена с выпадением осадка (Н2SiO3); г) окислительно-восстановительную реакцию (с Mg); д) реакцию соединения (с карбонатом кальция) с образованием кислой соли; е) реакцию разложения.

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

10. Сколько должно получиться стекла (по массе) из шихты (смеси) состава: 100 г оксида кремния SiO2, 38 г кальцинированной соды Na2CO3 и 30 г мела СаСО3? (П о д с к а з к а. Весь содержащийся в Na2CO3 и СаСО3 диоксид углерода улетит. Оставшиеся нелетучие оксиды, сплавляясь, образуют стекло.)

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….