Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №3/2008

РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ

Продолжение. См. № 11, 12, 13, 14, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23/2007;
02/2008

ГЛАВА 6. РАСТВОРЫ (окончание)

Урок 58. Гидролиз солей

1. Какие значения рН отвечают кислой среде раствора, а какие – щелочной?

…………………………………………………………………………... .

2. Сформулируйте определение понятия «гидролиз соли».

……………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………... .

3. Что означает знак «» в записи реакций гидролиза?

…………………………………………………………………………... .

4. Какие соединения подвергаются гидролизу?

…………………………………………………………………………... .

5. Укажите, какие из перечисленных солей подвергаются гидролизу, а какие нет: K2S, K2CO3,
KCl, Ba(NO3)2, ZnSO4, AgNO3.

……………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………... .

6. Гидролиз – это обратимая реакция обмена соли МаХв с водой, в результате которой получаются малодиссоциирующие соединения. Напишите краткие ионные уравнения гидролиза солей: K2S, K2CO3, ZnSO4 и укажите среду (кислая или щелочная) их растворов.

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………... .

7. Известно, что при гидролизе средних солей обычно образуются кислые соли (NaHCO3, Ca(HCO3)2) и основные соли (ZnOHCl, AlOHSO4), формулы которых используют при записи молекулярных уравнений гидролиза. Например:

Na2CO3 + H2O NaHCO3 + NaOH,

ZnCl2 + H2O ZnOHCl + HCl.

Составьте молекулярные и краткие ионные уравнения гидролиза следующих солей: Cu(NO3)2, FeCl3, Al2(SO4)3.

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

8. Сульфиды алюминия и бария в воде полностью гидролизуются с образованием соответствующих оснований и сероводорода. Напишите молекулярные и ионные уравнения гидролиза. (Формулы Al2S3 и BaS следует использовать как при записи молекулярного, так и ионного уравнений.)

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………... .

Соединения, подвергающиеся необратимому гидролизу: а – BaS; б – CaC2; в – Mg3N2; г – AlCl3
Соединения, подвергающиеся необратимому гидролизу:
а – BaS; б – CaC2; в – Mg3N2; г – AlCl3

9. Какая среда у растворов солей: Na2SO3, Al(NO3)3, KNO3? Объясните причины различной кислотности растворов в каждом случае.

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………... .

10. Напишите молекулярные уравнения, отвечающие приведенным кратким ионным уравнениям реакций:

Cu2+ + H2O CuOH+ + H+, ……………………………………… ;

S2- + H2O HS- + OH-, …………………………………………. ;

+ H2O + OH-, ……………………………………… .

11. Напишите формулы четырех солей, которые содержат: а) катион K+, среда щелочная;
б) катион K+, среда нейтральная; в) анион Br-, среда нейтральная; г) анион Br-, среда кислая.

…………………………………………………………………………... .

Урок 59. Изменения рН растворов в химических реакциях

1. Какие из перечисленных ниже солей будут подвергаться гидролизу: CuSO4, Na2SO4, BaS, K2S, Li2SO3? Напишите молекулярные и краткие ионные уравнения реакций гидролиза.

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

2. Какой рН растворов (кислый, нейтральный или щелочной) сульфата алюминия, гидроксида бария и продуктов их взаимодействия по уравнению реакции:

Al2(SO4)3 + 3Ba(OH)2 = 2Al(OH)3 + 3BaSO4?

…………………………………………………………………………….

3. На нейтрализацию раствора, содержащего 10,5 г азотной кислоты, израсходовано 14,25 г гидроксида двухвалентного металла. Определите химическую формулу гидроксида.

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

Титрование с индикатором фенолфталеином (ФФ)
Титрование с индикатором фенолфталеином (ФФ)

4. Определите массовую долю (в %) азотной кислоты в растворе, если на нейтрализацию 100 г этого раствора расходуется 5,6 г гидроксида калия.

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

5. Сколько молей фосфорной кислоты прореагирует с 250 г 4%-го раствора гидроксида натрия при условии, что образуется дигидрофосфат натрия NaН2РО4?

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

6. В каком соотношении по массе необходимо смешать карбонат бария и 20%-й раствор соляной кислоты для их полного превращения в хлорид бария?

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

7. Смешали 10 мл раствора НСl с молярной концентрацией 0,01 моль/л и 10 мл раствора KОН с концентрацией 0,008 моль/л. Определите значение рН полученного раствора. Какова молярная концентрация KCl в этом растворе?

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

8. К 100 мл 2%-го раствора кислоты НВr прилили 100 мл 2%-го раствора NаОН. Какую реакцию будет иметь получившийся раствор – кислую, нейтральную или щелочную? Рассчитайте концентрацию веществ в образовавшемся растворе. Плотности растворов считать равными единице.

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

ГЛАВА 7. СВОЙСТВА НЕМЕТАЛЛОВ

Урок 60. Общая характеристика неметаллов

1. Сколько известно элементов-неметаллов? Приведите химические символы и названия пяти неметаллов.

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

Твердые неметаллы: а – алмаз (углерод) С; б – кремний Si; в – сера (самородная) S
Твердые неметаллы:
а – алмаз (углерод) С; б – кремний Si; в – сера (самородная) S

2. Укажите основные особенности электронного строения атомов неметаллов (за исключением водорода Н, гелия Не и бора В).

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

3. Напишите три уравнения реакций с участием простых веществ-неметаллов, в которых неметаллы выступают как окислители и восстановители.

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

4. Укажите вид химической связи в соединениях между атомами: а) металлов и неметаллов; б) двух неметаллов.

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

5. Приведите химические формулы соединений, в состав которых входили бы неметаллы со следующими степенями окисления: –4, –3, –2, –1, +1, +2, +3, +4, +6.

…………………………………………………………………………….

6. Атомы какого элемента-неметалла способны образовывать соединения в степени окисления –3, +1, +2, +5?

…………………………………………………………………………….

7. Какие элементы-неметаллы относят к элементам-органогенам? Какова их роль в жизни живых существ?

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

8. Напишите химические формулы и названия соединений неметаллов, зашифрованных следующим образом: Э2Э*, ЭЭ2**, ЭЭ*, ЭЭ3**, ЭЭ*ЭЭ3**, Э2Э*ЭЭ4 (Cимволы Э, Э* и Э** отвечают атомам разных элементов-неметаллов. П р и м е р. Э2Э* – N2O (оксид азота(I).)

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

НЕМЕТАЛЛЫ ГРУППЫ IVа УГЛЕРОД И КРЕМНИЙ

Урок 61. Общая характеристика элементов С и Si.
Аллотропия углерода

1. Какова молярная масса простого вещества углерода?

…………………………………………………………………………….

2. В каких соединениях углерода и кремния с одинаковой общей формулой ЭaЭB* (где Э* – какой-то третий элемент) степени окисления атомов С и Si одинаковы по абсолютной величине, но противоположны по знаку? (См. ряд электроотрицательности элементов.)

…………………………………………………………………………….

3. Что такое аллотропные модификации элементов? Какие аллотропные формы известны для углерода?

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

4. В чем сходство и различие строения графита и алмаза?

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

5. Где применяют графит и алмаз?

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

6. Напишите формулы оксидов, хлоридов, гидридов и соединений с магнием для углерода и кремния. (При составлении формул используйте степени окисления элементов С и Si +4 и –4.)

…………………………………………………………………………….

Урок 62. Древесный уголь как адсорбент. Адсорбция

1. Сформулируйте определение понятия «адсорбция».

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

2. Дайте определение термину «адсорбент».

…………………………………………………………………………….

3. Приведите три примера адсорбентов.

…………………………………………………………………………….

Поглощение паров брома активированным углем
Поглощение паров брома активированным углем

4. Укажите, от каких факторов зависит эффективность адсорбции (масса вещества, переходящего на поверхность адсорбента).

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

5. Приведите три известных вам из повседневной жизни примера десорбции – перехода адсорбированного вещества с поверхности адсорбента в воздух.

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

6. Как, по-вашему, влияет повышение температуры на эффективность адсорбции?

…………………………………………………………………………….

7. Опишите устройство и назначение противогаза.

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

Комплектация противогаза
Комплектация противогаза

8. Какую роль играет фильтр в сигаретах? Приведите 2–3 примера адсорбции в происходящих вокруг нас процессах.

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

Урок 63. Неорганическая химия простых веществ, отвечающих элементу углерод

1. Напишите уравнения реакций угля с неметаллами: а) кислородом О2; б) водородом Н2;
в) серой S (все эти реакции протекают при нагревании). К какому типу принадлежат эти реакции?

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

2. Напишите уравнения реакций и схемы перехода электронов при образовании карбида кальция СаС2 и карбида алюминия Al4C3 из простых веществ. Какова роль элемента углерода в этих реакциях – окислитель или восстановитель?

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

3. Напишите уравнения реакций восстановления углем металлов из их оксидов: ZnO, Pb3O4, Sb2O3. Восстановление проводят при нагревании.

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

4. Уголь можно получить из сахара (сахарозы С12Н22О11) действием серной кислоты, которая связывает воду сахара. Сколько граммов угля можно получить из 34,2 г сахара?

……………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………….

Получение угля из сахарной пудры
Получение угля из сахарной пудры

5. Сажу – разновидность графита – получают сжиганием природного газа метана СН4 при недостатке воздуха. (Продукты реакции – С и Н2О.) Сколько литров метана потребуется сжечь для получения
1 кг сажи, если выход 75%?

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

6. При сжигании угля в замкнутом объеме воздуха газовая смесь обогащается углекислым газом. Сколько (в процентах) кислорода будет в таком воздухе, когда содержание СО2 в нем достигнет 2,5% (по объему)? (Считайте содержание кислорода в воздухе равным 21% по объему.)

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

7. Взаимодействие угля с водяным паром и углекислым газом лежит в основе газификации твердого топлива (угля):

Какой из этих способов, по вашему мнению, предпочтительней? Каковы его преимущества перед другим?

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….