Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №3/2008

РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ

Школа: время реформ

КРИЗИС ШКОЛЬНОГО
ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
НАСТУПАЕТ ИЛИ УЖЕ НАСТУПИЛ?!

В преподавании практически всех предметов в российских средних школах, с моей точки зрения, остается много нерешенных проблем, но больше всего их сейчас в преподавании химии.

Наблюдается низкий уровень знаний по химии у выпускников: об уровне химических знаний я могу судить, в частности, по результатам многочисленных бесед с учащимися, закончившими 8-й или 9-й класс и желающими поступить в химический лицейский класс школы № 171 г. Москвы.

Сегодня в России осталось не так много школ, где преподавание химии ведется на современном уровне. Московская школа № 171 – одна из них. Здесь среди учителей немало преподавателей МГУ. Большинство выпускников лицейских классов по химии поступают в химические вузы. На снимке: д.х.н. С.С.Бердоносов с одиннадцатиклассниками 171-й школы в практикуме химфака МГУ

Сегодня в России осталось не так много школ, где преподавание химии ведется на современном уровне. Московская школа № 171 – одна из них. Здесь среди учителей немало преподавателей МГУ. Большинство выпускников лицейских классов по химии поступают в химические вузы. На снимке: д.х.н. С.С.Бердоносов с одиннадцатиклассниками 171-й школы в практикуме химфака МГУ

Падение у учащихся интереса к химии выражается, в частности, в заметном уменьшении в последние 10–15 лет конкурса среди абитуриентов, поступающих в вузы на химические специальности.

Можно говорить о возможности наступления кризиса в преподавании химии в школе или даже уже о наступлении такого кризиса.

Причины кризиса, по-моему, состоят в следующем.

1. В нашей стране фактически отсутствует направленная пропаганда химических знаний как среди населения в целом, так и среди молодежи в частности. Нет общегосударственных мероприятий, возбуждающих и развивающих интерес у учащихся к химии (таких, например, как ежегодные недели химии в США, организуемые Американским химическим обществом).

И это в то время, когда у населения наблюдается сильнейшая хемофобия. Эта хемофобия обусловлена многими причинами, но нельзя не отметить большой «вклад», который вносят в ее формирование СМИ (телевидение, газеты, различные глянцевые журналы). Из-за плохого изучения химии в школе многие работники телевидения и сотрудники газет и журналов сами плохо понимают азы современной химии и поэтому ошибочно излагают ее достижения и проблемы.

2. Резкое сокращение числа учебных часов на изучение химии в средней школе, которое уже произошло и намечено в ближайшем будущем. В настоящее время основной курс рассчитан на 2 года (8-й и 9-й классы) по 2 часа в неделю. Включение в программу 10-х и 11-х классов химии как учебного предмета планируется только в ограниченном числе школ, там, где будут выбраны немногочисленные «профили», в которых более или менее серьезное изучение химии сохранится.

В результате химию будут изучать менее 15% учащихся 10-х и 11-х классов, хотя совершенно не ясно, специалисты каких профессий будут востребованы в нашей стране через 15–20 лет.

Можно отметить еще и тот факт, что среди выпускных экзаменов в школах химия в настоящее время встречается весьма редко, а это приводит к низкому уровню химических знаний многих выпускников средних школ.

3. Непродуманным был переход в 1990-х гг. от линейной четырехгодичной к концентрической системе изучения химии в средних школах нашей страны. В биологии, математике и физике этого перехода не произошло.

4. Уменьшение часовой нагрузки учителей-химиков привело к уменьшению их и так небольшой зарплаты. Это привело к оттоку многих наиболее активных учителей из школы. Наблюдается быстрое старение учителей-химиков, среди них велик процент пенсионеров. Как я могу судить по многочисленным встречам с учителями химии разных регионов России, среди учителей химии довольно мало мужчин.

5. К ухудшению уровня химического образования в школе приводит фактическое исчезновение домашних заданий по химии. Учителям химии не доплачивают за проверку домашних тетрадей, и поэтому часто они не задают письменных домашних заданий и не проверяют работу учащихся дома.

6. Химия в средней школе все больше становится «меловым» предметом, из его преподавания исчезает эксперимент. Во многом это связано с тем, что в химических кабинетах школ практически не осталось лаборантов, а без них химический эксперимент в школе учителю вести тяжело.

«Убойным» для выпускников средней школы оказывается, например, такой вопрос: как без использования каких-либо реактивов определить, в каком из трех имеющихся сосудов находится концентрированная серная кислота, в каком – концентрированная соляная кислота, а в каком – концентрированная азотная кислота?

А в химии, как всем известно, очень многое зависит от умения грамотно обращаться с химическими реактивами, от наличия практического навыка работы с химическими веществами.

7. Из перечня допустимых в школе реактивов изъято большинство неорганических и органических соединений, которыми до настоящего времени могут оперировать учащиеся стран и Западной Европы, и США и которые еще 15–20 лет назад хранились и использовались в химических кабинетах наших средних школ. Выглядит непродуманным и ошибочным требование органов МВД последнего года отнести серную и соляную кислоты (впрочем, как и ацетон, и красный фосфор) к числу прекурсоров при изготовлении наркотиков и проводить работу с этими реактивами в условиях строгого документального контроля расхода каждого грамма вещества. Хорошо еще, что не отнесли к числу прекурсоров при изготовлении наркотиков воду!

8. Из-за отсутствия реактивов стало почти невозможно привлекать в химию учащихся, улучшать их знания химии за счет внеклассной кружковой экспериментальной работы.

Выхолащивается важность приобретения учащимися на уроках важнейших экспериментальных навыков, не обеспечивается воспитание «чувства вещества».

Экспериментальная работа в химических кружках подменена организацией викторин, тематических концертов и т.д. или кружков по решению задач (да и такая внеклассная работа проводится далеко не во всех школах). Предлагаемые учащимся расчетные задачи часто никак не связаны с реальной химией.

9. На преподавание химии отрицательно влияет насаждаемая тестовая система проверки знаний.

Могу отметить, что мне ни разу не встречались предлагаемые учащимся комплекты тестовых заданий самого разного уровня, в которых не было бы тех или иных химических ошибок, часто довольно грубых.

10. Падение интереса к химии среди молодежи связано не только с уровнем преподавания химии в школе, но и с низкой заработной платой инженеров-химиков, работающих на химических производствах, научных сотрудников в институтах РАН (в том числе и химического профиля) и в университетах. Бесперспективность решения жилищных проблем у молодых талантливых выпускников химических вузов приводит их к вынужденному отъезду за рубеж.

Очевидно, что для успешного развития России в ближайшие десятилетия крайне важно обеспечить высокий уровень преподавания химии в школе и привлекать в научно-исследовательскую и производственную деятельность хорошо подготовленных выпускников средних школ.

Хотелось бы надеяться, что естественно-научная и прежде всего химическая общественность нашей страны приложит все усилия для того, чтобы кризис химического школьного образования в наших школах был преодолен – и преодолен как можно быстрее.

Статья подготовлена при поддержке компании «РусЭксперт». Если Вам нужно получить допуск СРО или повысить квалификацию своих сотрудников, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «РусЭксперт». Перейдя по ссылке: «знаем всё о СРО», вы сможете, не вставая со своего кресла, получить подробную информацию о повышении квалификации Ваших работников с помощью курсов, организованных компанией «РусЭксперт». Компания «РусЭксперт» имеет штат профессиональных специалистов, не боящихся трудностей в обучении персонала.

С.С.БЕРДОНОСОВ,
доктор химических наук,
химический ф-т МГУ им. М.В.Ломоносова,
учитель химии средней школы № 171
(Москва)

Рейтинг@Mail.ru