Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №2/2008

Я ИДУ НА УРОК

Неорганические соединения
вокруг нас

Урок–пресс-конференция • 8–9 классы

Время на занятие – 2 урока по 45 мин.

Цель. Соединить теоретические знания учащихся по теме «Классы неорганических соединений» с практическим применением таких соединений в жизни.

Эпиграф. «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие... Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются пред очами нашими успехи ее прилежания» (М.В.Ломоносов).

Оборудование и реактивы. У  х и м и к о в: три стаканчика, три стеклянных палочки, пипетки, асбестовая сетка, бумажная салфетка, песок в стакане, тигельные щипцы, тигель, колба; фенолфталеин, вода, стружки детского и хозяйственного мыла, стиральный порошок, KMnO4 (крист.), глицерин, дихромат аммония, лучина, спички, спирт.

У  д о м о х о з я е к: пипетка, две чашечки Петри (в одной – вода, в другой – раствор щавелевой кислоты); два кусочка хлопчатобумажной материи, раствор KMnО4, кипяченая вода, сахар, лимон, сода.

У  а г р о н о м о в: стакан с землей, стеклянная палочка, ложка, стаканчик, коллекция «Минеральные удобрения»; универсальный индикатор со шкалой кислотности, раствор CuSО4, СаO (тв.), вода в стакане.

У  х у д о ж н и к о в: стеклянные палочки, два стаканчика, кисточки, цветная бумага; четыре стеклянных стаканчика – три оксида (PbO, Cr2O3, ZnO) и малахит CuСО3•Cu(ОН)2, вода в стакане, растворы FeCl3, K4[Fe(CN)6] (желтая кровяная соль), FeSO4, K3[Fe(CN)6] (красная кровяная соль), CuSO4.

У  г е о л о г о в: коллекции «Карбонаты», «Цветные камни», «Минералы и горные породы».

ХОД УРОКА

Столы в классе сдвинуты полукругом. У представителей каждой профессии своя эмблема, на столах таблички с надписями: химики, экологи, строители, историки, художники, биологи, врачи, агрономы, домохозяйки, геологи.

Учитель. Мы закончили изучение темы «Классы неорганических соединений». У вас имеется определенный теоретический и практический запас знаний. На практических занятиях вы работали со многими неорганическими соединениями. Но это здесь, в кабинете химии.

А где еще мы можем встретиться с этими веществами? Везде. На кухне и в столовой, при ремонте квартиры и стирке белья, в аптеке и больнице, на полях и в космосе. Наша жизнь, наши здоровье и настроение тесно связаны с бесчисленными неорганическими веществами и химическими процессами вокруг нас и в нас самих.

У каждого из вас свои интересы, увлечения: кому-то больше нравится химия, кому-то – биология или экология, кто-то с рюкзаком идет в поход, кто-то пишет картины, готовит еду. Задумывались ли вы над тем, с какими неорганическими соединениями вам приходится сталкиваться в своем творчестве, работе?

Сегодня мы собрались в пресс-центре за «круглым столом», чтобы каждый из вас, знатоков в определенном деле, специальности, поделился знаниями в этом вопросе. При необходимости можете задавать друг другу волнующие вас вопросы.

Химики. Мы знаем четыре класса неорганических соединений: кислоты, основания, соли и оксиды.

Кислотыэто электролиты, которые при диссоциации распадаются на катионы водорода и анионы кислотных остатков. Например:

HCl H+ + Cl.

Основания при диссоциации образуют катионы металлов и анионы гидроксильных групп ОН. Например:

KOH K+ + OH.

Соли бывают трех видов: нормальные, кислые, основные.

Нормальные соли – это электролиты, которые при диссоциации распадаются на катионы металлов и анионы кислотных остатков. Например:

NaNO3 Na+ +

Кислые соли – это электролиты, которые при диссоциации образуют катионы металла и водорода и анионы кислотных остатков. Например:

LiHSO4 Li+ + H+ +

Осно'вные соли – это электролиты, которые при диссоциации образуют катионы металлов и анионы гидроксильных групп и кислотных остатков. Например:

MgOHCl Mg2+ + OH + Cl.

Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых кислород. Оксиды в воде не диссоциируют и поэтому электролитами не являются. Примеры формул оксидов: Na2O, CaO, Cu2O, CO2.

Историк. Первая химическая книга в России была написана в 1629 г. на латинском языке. Автор книги – алхимик (сын известного английского математика) Артур Дее, или, как его знали в Москве, Артемий Иванович Дий.

Терапевт. В моей профессии постоянно приходится сталкиваться с самыми разными медикаментами, в состав которых входят соли, оксиды, кислоты, основания.

Так, сульфат натрия (или глауберова соль) Na2SO4•10H2O – кристаллы горьковато-соленого вкуса. В медицине применяется как слабительное средство и как противоядие при отравлении солями бария и свинца.

Карбонат калия (или поташ) K2СО3 применяется как составная часть пилюль Бло.

Гидроксид кальция (гашеная известь) Са(ОН)2 используется для дезинфекции.

Сульфат магния (горькая соль) MgSO4•7Н2О применяется внутрь как слабительное, а также при лечении столбняка и других судорожных состояний. При гипертонии его вводят в вену, а как желчегонное – в двенадцатиперстную кишку.

Хлорид кальция СаCl2 применяют как успокаивающее средство при лечении неврозов, при бронхиальной астме, туберкулезе. Широкое применение эта соль получила в качестве противоаллергического и противовоспалительного средства.

Сульфат цинка ZnSO4•7Н2О входит в состав глазных капель как противовоспалительное средство при конъюнктивитах.

Хлорид цинка ZnCl2 применяется в пастах как прижигающее средство, в растворах – при язвах, а также как антисептик.

Сульфат марганца MnSО4 применяется для лечения атеросклероза.

Cульфат железа(II) (железный купорос) FeSO4•7Н2О используется при лечении малокровия, входит в состав лекарства «Ферроплекс» для повышения содержания гемоглобина в крови.

Хлорид железа(III) FeCl3•6Н2О применяется в медицине как дезинфицирующее и кровоостанавливающее средство.

Сульфат бария BaSO4 применяется в гастроскопии.

Борная кислота Н3ВО3 используется как дезинфицирующее средство, а 3%-м раствором промывают глаза и полость рта.

В больнице нам постоянно требуется 0,5%-й раствор KMnО4 (перманганат калия) для промывания горла, а почти всегда есть только 6%-й раствор KMnО4. Чтобы приготовить 1 кг 0,5%-го раствора KMnО4 из 6%-го раствора этого вещества, необходимо решить самую обычную химическую задачу. В ней надо узнать, сколько следует взять Н2О и 6%-го KMnО4 для приготовления 0,5%-го раствора KMnО4. Как решать подобные задачи, домохозяйки тоже должны знать, потому что им часто требуется столовый 9%-й уксус, а продается 70%-я уксусная кислота. Мы решаем задачу методом «креста»:

Цифра 0,5 на пересечении линий в методе «креста» – требуемая концентрация раствора. Слева от нее цифры 6 и 0 – соответственно исходный 6%-й раствор KMnО4 и вода (растворитель). Цифры справа от центральной 0,5 – тоже 0,5 и 5,5. Они получаются путем вычитания по диагонали из большей цифры меньшей: 0,5 – 0 = 0,5 и 6 – 0,5 = 5,5. Значения 0,5 и 5,5 – это весовые части, в которых необходимо взять соответственно 6%-й раствор KMnО4 и воду для приготовления целевого 0,5%-го раствора. Найдем эти весовые части в граммах.

Обозначим через х массу необходимой воды, а через y – массу 6%-го раствора KMnО4. Найдем их значения, зная массу 0,5%-го раствора (6 частей):

х = 5,51000 /6 = 916,7 г,

y = 0,51000 /6 = 83,3 г.

Ответ. m(6%-го KMnО4) = 83,3 г, m(H2O) = 916,7 г.

Вопрос биологам. Соединения бария ядовиты, однако сульфат бария принимают внутрь (до 200 г) при рентгеновском исследовании желудка. Как вы можете это объяснить?

Биологи. Ядовиты те соединения бария, которые растворимы в воде с образованием ионов бария. ВаSO4нерастворимая соль сильной кислоты, поэтому она не растворяется в слабой кислоте HCl (желудочный сок):

BaSO4 + HCl нет реакции.

Дерматолог. Мне в своей работе часто приходится на практике применять лекарства, в состав которых входят неорганические вещества.

Например, слабые растворы сульфата меди используют при лечении острых воспалительных заболеваний кожи. При ожогах кожи белым фосфором ее обильно смачивают 5%-м раствором сульфата меди(II).

Нитрат серебра («ляпис») обладает прижигающим действием. Он взаимодействует с белками тканей. Ему свойственно бактерицидное действие, как и всякой растворимой соли серебра. Эту соль широко применяют в практике. Также нитрат серебра применяют в виде карандашей для прижигания бородавок, грануляций. Разбавленные растворы используют как вяжущее и противомикробное средство для примочек. В прошлом «нитрат серебра» использовали для прижигания язв и называли лунным каустиком. Напомню, что алхимики связывали серебро с луной, а слово «каустик» в переводе с греческого означает жгучий, едкий.

Соединения хрома(VI) (хромовые кислоты и их соли) весьма токсичны. При попадании на кожу они могут приводить к развитию экзем и дерматитов, а при действии на пораженные участки кожи соединения хрома(VI) вызывают образование язв. Эти свойства необходимо учитывать, поскольку соединения хрома(VI) входят в состав многих красок.

Гидроксид кальция с каким-нибудь маслом используют в виде мази при кожных заболеваниях, а оксид цинка входит в состав цинковых мазей, широко используемых в дерматологии.

Раствор коллоидного серебра («колларгон») применяют для промывания гнойных ран и мочевого пузыря при хронических циститах, а также в виде глазных капель.

Стоматолог. Зуб состоит из трех частей: из коронки – видимая часть зуба, покрытая эмалью, из корня – часть, погруженная в десну, и шейки – место перехода коронки в корень. Самой прочной тканью является эмаль. Ее состав близок к минералу гидроксиапатиту Ca5ОН(РО4)3.

Оксид мышьяка As2O3 используется в стоматологической практике для удаления нервной ткани. Для этого на обнаженную пульпу зуба наносят кусочек пасты величиной с булавочную головку. Содержащийся в ней As2O3 диффундирует в пульпу, и через 24–48 ч нерв погибает.

Широко распространенные зубные цементы (цинк-фосфатные) в основном состоят из ZnO с добавками MgO, SiO2, Al2O3, Вi2О3. В качестве жидкости затвердевания используют ортофосфорную кислоту.

Слюна содержит ионы Са2+ иОни препятствуют растворению эмали зуба, но, откладываясь в мягком налете в виде малорастворимой соли, приводят к его минерализации.

Зубные порошки состоят из абразивного материала: чаще всего это мел СаСO3, реже СаНРО4, а иногда их смеси. Эти абразивы получают химическим осаждением, например, в соответствии с уравнением:

Са(NО3)2 + Na2СО3 = СаСО3 + 2NaNО3.

Природный мел использовать нельзя, т.к. в нем содержатся твердые частицы от панцирей морских организмов. Считают, что упрочнению эмали способствуют также фторидные ионы. Поэтому в небольших количествах в некоторых странах их вводят в питьевую воду. Они же включаются в состав некоторых зубных паст.

Хирург. В хирургической практике для гипсовых перевязок при переломах костей используется жженый гипс. Жженый гипс (алебастр) 0,5CaSO4•H2O получается при прокаливании природного гипса CaSO4•2H2O при температуре 150–180 °С. При замешивании алебастра с водой он быстро твердеет, превращаясь опять в кристаллический гипс:

CaSO4•0,5H2O + 1,5H2O = CaSO4•2H2O.

На этом свойстве основано его применение в медицине.

Часто к нам в реанимацию попадают больные с 6ольшими потерями крови. В этих случаях мы используем 0,85%-й раствор поваренной соли, который называется физиологическим раствором.

Историк. В средние века окреп союз химии и медицины. Химия училась излечивать людей от тяжких недугов. Так родилось новое направление – иатрохимия. Одним из известнейших химиков и врачей был Парацельс (Филипп Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм).

Домохозяйки. Каждый день и каждый час мы встречаемся с неорганическими соединениями, не выходя из дома. Заходим на кухню и видим пищевую соду NаНСО3это гидрокарбонат натрия, кислая соль. Она используется: а) для выпечки кондитерских изделий; б) для полоскания горла, промывания глаз, при ожогах, для ингаляций; в) в качестве абразивного материала для мытья посуды; г) для смягчения воды; д) для приготовления шипучих напитков. (Демонстрируется опыт получения газированного напитка в результате добавления в стакан с кипяченой водой лимона и пищевой соды.)

Карбонат аммония (NH4)2CO3разрыхлитель. Он входит в состав пекарского порошка. Действие этого разрыхлителя, а также пищевой соды основано на выделении газов, которые поднимают тесто:

Неверно делают те хозяйки, которые при приготовлении теста отдельно на ложке гасят соду уксусом, т.к. происходит реакция:

NaHCO3 + СН3СOOH = СН3СOONa + CO2 + H2O,

+ H+ = H2O + CO2

При этом углекислый газ, который должен поднимать тесто, улетучивается. Вам совет: добавляйте соду и кислоту прямо в тесто, чтобы реакция пошла там, и ваш пирог будет великолепен.

Не обойдемся мы и без поваренной соли – хлорида натрия NaCl. Эта соль дополняет вкус любого блюда.

Оксиды цинка (ZnO) и алюминия (Al2O3) защищают нашу посуду от дальнейшего окисления и перехода ионов Al3+ и Zn2+ в пищу.

Заглянем в чайник, а там толстый слой накипи. Ее можно удалить, если добавить раствор лимонной или уксусной кислоты и прокипятить. Но после этого чайник необходимо ополоснуть.

Вопрос химикам. Что такое накипь и какие реакции лежат в основе ее удаления?

Химик. Накипь – это нерастворимые соли CaCO3 и МgСО3. В воде содержатся гидрокарбонаты магния и кальция, которые обуславливают временную жесткость воды. При нагревании они распадаются на МgСО3 и CaCO3, которые выпадают в осадок:

Mg(HCO3)2 = MgCO3 + H2O + CO2,

Ca(HCO3)2 = СaCO3 + H2O + CO2.

Накипь можно удалить кислотой:

MgCO3 + 2H+ = Mg2+ + H2O + CO2.

Домохозяйки. А вот и аптечка! Что же там есть? Нашатырный спирт 4OH, борная кислота H3BO3, перманганат калия KMnO4. Это средства для смазывания ожогов, кровоостанавливающего и дезинфицирующего действия.

Вопрос химикам. Недавно произошло чрезвычайное происшествие, и никто не признает в этом своей вины. Загорелась салфетка, на которой стояли пузырьки с лекарствами. Возможно ли возгорание?

Химик. Салфетка загорелась оттого, что лекарства находились в неплотно закрытых склянках, и, возможно, просыпались или пролились на салфетку. В этом мы убедимся на о п ы т е.

На бумажную салфетку насыпем перманганат калия и капнем глицерин. Салфетка загорится, т.к. перманганат калия является сильным окислителем.

Советую пятна от «марганцовки» выводить щавелевой кислотой. (Демонстрирует о п ы т выведения пятен от KMnO4 на хлопчатобумажной ткани раствором щавелевой кислоты.)

Домохозяйки. Заходим в ванную. В состав мыла входит NaОH – гидроксид натрия. Чем больше его, тем лучше отстирывается белье, но хуже для кожи рук. Некоторые стиральные порошки содержат карбонат натрия. Они обеспечивают удаление загрязнений различных типов, освежают и защищают краски тканей. Кальцинированная сода Na2CO3 хорошо стирает и отбеливает.

Краска для волос содержит соли свинца, серебра, меди, висмута. 3%-м раствором пероксида водорода обесцвечивают волосы. При этом происходит реакция разложения:

H2O2 = H2O + O.

Атомарный кислород разрушает пигменты волос.

Вопрос химикам. Как определить, каким мылом лучше пользоваться, чтобы кожа на руках не шелушилась?

Химик. Мыло сушит кожу, потому что в нем содержится щелочь.

Демонстрационный о п ы т. В стружки детского мыла, хозяйственного мыла и стирального порошка нальем немного воды и размешаем, капнем раствор фенолфталеина. (В домашних условиях вместо фенолфталеина можно взять слабительное «Пурген».) В стакане с детским мылом раствор стал слабо-розового цвета – среда почти нейтральная. В стакане с хозяйственным мылом розовый раствор – среда слабощелочная. В стакане со стиральным порошком малиновый раствор – среда сильнощелочная. Итак, мы установили, что мыть руки лучше всего детским мылом. Оно не сушит и не раздражает кожу.

1-й эколог. В последние десятилетия все чаще говорят о парниковом эффекте. Сущность этого эффекта в том, что слои воздуха, обогащенного СО2, хорошо пропускают солнечную радиацию (т. е. ультрафиолет) и в то же время задерживают тепловое излучение Земли (инфракрасные волны), что приводит к повышению температуры в нижних слоях атмосферы. За последние 100 лет концентрация СО2 в атмосфере увеличилась в 1,2 раза. За счет поглощения молекулами СО2 теплового излучения произошло повышение температуры в северном полушарии на 0,2–0,6 °С. Расчеты показывают, что удвоение содержания СО2 в атмосфере приведет к среднему повышению температуры на планете на 2–3 градуса. Уровень моря поднимется, суша окажется затоплена на 4–8 м. Начнут таять ледники. Изменится циркуляция вод Мирового океана. Зоны вечной мерзлоты превратятся в торфяники, выделяющие новые порции СО2 и метана (второго парникового газа).

Изменение климата могут вызвать озоновые дыры, т.е. утончение атмосферного озонового слоя, который находится на расстоянии 20–30 км от поверхности Земли. Соединения углерода с хлором и фтором вступают в фотохимические реакции, разрушая озон. Это позволяет беспрепятственно проходить на Землю УФ-лучам, сжигающим все живое.

2-й эколог. Состав атмосферы удивительно постоянен, точнее, был постоянным на протяжении последних десяти тысяч лет. Сейчас же противоречие между цивилизацией и природой достигло предела.

1-й эколог. Чем мы дышим? Мы дышим воздухом. Воздух представляет собой смесь газов: азота (78% по объему) и кислорода (21%). Всего лишь 1% должен приходиться на примеси – благородные газы, водяные пары, углекислый газ СО2. Так должно быть, но в результате деятельности человека воздух меняет состав. Основными загрязнителями становятся аммиак NH3, сероводород Н2S; синильная кислота HCN, азотная кислота HNO3, фосфорная кислота H3PO4; оксиды: угарный газ СО, оксиды азота NO и NO2, сернистый газ SO2, серный ангидрид SO3.

2-й эколог. Каковы оcновные источники образования этих веществ? Вещества-загрязнители воздуха образуются при сжигании топлива. Ежедневно в мире сжигается 3 млрд т каменного угля, 2 млрд т нефти, 800 млрд м3 природного газа; на это расходуется 15 млрд т кислорода.

Так, бензин и солярка сгорают в результате работы двигателей автомашин. При сжигании автомобилями 1 т горючего образуется 12–24 кг оксидов азота, 0,3–5 кг аммиака и углеводородов и 40–50 кг оксида углерода(II).

Реактивный самолет после взлета оставляет шлейф, равный по объему выхлопным газам семи тысяч автомобилей.

При выплавке металлов из серных руд образуется сернистый газ SO2:

2ZnS + 3O2 = 2ZnO + 2SO2.

На состав воздуха влияет в том числе естественный природный цикл Земли, вулканические газы, бактериальная деятельность, разложение органических веществ, деятельность океанов.

Ежегодно в атмосферу поступает 90 млн т оксидов азота и 46 млн т серной кислоты, что составляет 30 млн т азота и 15 млн т серы. Если бы выбрасываемые в атмосферу оксиды серы равномерно распределялись над всей сушей нашей планеты и возвращались на нее с осадками в виде серной кислоты, то на протяжении года каждый квадратный километр суши получил бы 300 кг серной кислоты.

В крупных промышленных городах бывает густой туман, токсичный от наличия в нем ядовитых газов. Смог появляется в результате того, что образующийся в автомобильных двигателях оксид азота(II) на воздухе окисляется до оксида азота(IV):

2NO + O2 = 2NO2.

Оксид 2 под действием солнечных лучей разлагается на NO и атомарный кислород:

Атомарный кислород, вступая в реакцию с кислородом воздуха, образует озон. Суммарное уравнение этих реакций:

Атомарный кислород и озон реагируют с несгоревшими углеводородами, образуя ядовитые вещества, раздражающие слизистые оболочки глаз и дыхательных путей.

Миллионы тонн оксидов серы и азота соединяются с дождевой водой, образуя «кислотные дожди», которые закисляют почву, усиливают коррозию металлов:

SO2 + H2O = H2SO3, CO2 + H2O = H2CO3,

SO3 + H2O = H2SO4,

4NO2 + O2 + 2H2O = 4HNO3.

Историк. Петром I в 1715 г. был издан указ о штрафах за самовольную порубку леса:
за дуб – 15 р., за иное дерево – 10 р. Кроме штрафа порубщику грозил еще и кнут.

Художник. Многие соли металлов так же, как и оксиды, являются пигментами художественных красок. Вообще, в пигменты художественных красок входят оксиды, соли, высокомолекулярные соединения (ВМС). Хромовую зелень, замечательную устойчивую краску, приготовил Л.Н.Воклен, после обнаружения в 1797 г. в сибирской красной руде неизвестного элемента – хрома. Хромофором этой краски является водный оксид хрома.

В конце XIX в. вместо ядовитых свинцовых белил в живописи и при малярных работах стали применять цинковые белила на основе оксида цинка. Над их созданием химикам пришлось немало потрудиться, т. к. даже незначительные примеси железа или кадмия придают краске желтоватый оттенок.

Яркая окраска некоторых природных соединений серы привлекала внимание художников еще в глубокой древности. К числу издавна применявшихся пигментов относятся киноварь, реальгар, аурипигмент. Красная, красно-коричневая и малиновая киноварь была известна еще ассирийцам и египтянам. Искусственная киноварь впервые была приготовлена в Древнем Китае. В качестве пигмента киноварь чаще всего используется для приготовления масляных и акварельных красок. Сульфид ртути(II) можно получить прямым соединением серы с ртутью в виде вещества черного цвета или действием сероводорода на растворы солей ртути(II).

Карбонат и сульфат кальция в виде мела, толченого известняка и гипса обычно используют для приготовления основы живописи – грунта.

В начале XIX в. в петербургском «Технологическом журнале» можно было прочитать: «Живопись имеет одну только синюю краску, на чистоту и прочность которой можно положиться, – это ультрамарин». Ультрамарин приготавливается из лазуревого камня.

(Рассказывает по схеме «Неорганические пигменты».)

Сурик – смешанный оксид свинца P3O4 – имеет цвет от светло-оранжевого до красного.

Железный сурик – природный оксид железа Fe2О3 с примесью глины и кварца – темно-вишневый, но некоторые сорта бывают ярко-желтого цвета.

Серный цвет – мелкодисперсный порошок серы, образующейся при быстром охлаждении паров серы.

Д е м о н с т р а ц и о н н ы е  о п ы т ы.

1) Получение берлинской лазури из FeCl3 и K4[Fe(CN)6] (желтая кровяная соль).

2) Получение турнбулевой сини из FeSО4 и K3[Fe(CN)6] (красная кровяная соль).

3) Приготовление водных суспензий ZnO, PbО, Cr2О3 и малахита.

4) Синтез сульфата бария из BaCl2 и H2SO4.

Химик. Оксид хрома(III) можно получить в результате разложения дихромата аммония:

(Демонстрируется о п ы т «Вулканчик».)

В чашку с оранжевым веществом (дихромат аммония) капнем спирта и поднесем горящую лучину. Происходит энергичная химическая реакция, напоминающая извержение вулкана. Вещество, вылетающее из чашки, и есть Cr2О3.

Историк. В 1839 г. на Урале была обнаружена огромная глыба малахита массой 250 т. Из нее в Эрмитаже был создан уникальный малахитовый зал.

В 1778 г. Карл Вильгельм Шееле, изучая соединения мышьяка, открыл пигмент, названный «зеленая Шееле» – мышьяковистокислую медь.

1-й агроном. Я расскажу вам о минеральных удобрениях. Удобрения – это вещества органического и неорганического происхождения, при внесении в почву улучшающие условия развития сельскохозяйственных растений. Удобрения способствуют увеличению урожая, а также и улучшению его качества.

Минеральные удобрения – это вещества, содержащие три важнейших питательных элемента – азот N, фосфор P, калий K и способные в почвенном растворе диссоциировать на ионы.

Удобрения бывают простыми и комплексными. Простые удобрения содержат только один основной питательный элемент. К простым удобрениям относятся, например, азотные. Азот входит в состав белков. При его недостатке растения плохо растут, их листья становятся бледно-зелеными и даже желтеют. Азотные удобрения особенно нужны растениям в весенний период. К простым удобрениям также относятся фосфорные удобрения. Фосфор содержится в нуклеиновых кислотах, которые участвуют в окислительно-восстановительных процессах, протекающих в растениях. Фосфор особенно нужен растениям при росте и развитии репродуктивных органов. К простым удобрениям относятся и калийные удобрения. Калий ускоряет процесс фотосинтеза и содействует накоплению углеводов.

Комплексные – это более ценные удобрения, содержащие два или все три важнейших питательных элемента. (Демонстрирует коллекцию «Минеральные удобрения».)

2-й агроном. Я расскажу о фунгицидах, средствах борьбы с болезнями сельскохозяйственных культур. Раньше наиболее распространенным средством против возбудителя килы капусты (заболевание корневой системы) служила каломель Hg2Cl2. Поскольку в этом веществе содержится ртуть, оно было запрещено. Сейчас используют серо- и азотсодержащие фунгициды. Очень распространен фунгицид, состоящий из смеси гидроксида меди с хлоридом меди, но самым эффективным средством является бордоская жидкость: суспензия
Cu(OH)2•CaSO4.

Д е м о н с т р а ц и о н н ы й  о п ы т. Чтобы приготовить бордоскую жидкость, к оксиду кальция добавляют воду, а затем – раствор сульфата меди. Уравнения протекающих реакций:

CaO + H2O = Ca(OH)2,

Ca(OH)2 + CuSO4 = Cu(OH)2 + CaSO4.

1-й агроном. Старейшим гербицидом (средство против сорняков) была соль NaClO3. Она относится к гербицидам сплошного действия, т.к. уничтожает все растения подряд. Первым из гербицидов избирательного действия была серная кислота.

Экологи рассказали о кислотных дождях, сильно закисляющих почву. Большинство растений любят нейтральные или слабокислые почвы, лишь некоторые растения любят кислые почвы. Как определить кислотность почвы?

Д е м о н с т р а ц и о н н ы й  о п ы т. Для того, чтобы определить кислотность почвы, возьмем образец земли и добавим туда воды. После этого опустим в почву полоску универсального индикатора. Если цвет индикатора стал темно-зеленым, значит, среда слабощелочная, если розовым – кислая.

Историк. Минеральные удобрения начали применять сравнительно недавно. Инициатором и активным поборником их использования в земледелии был немецкий химик Юстус Либих. В 1841 г. по его почину в Англии была построена первая суперфосфатная установка. Калийные удобрения начали производить в 1870-х гг.

Впервые бордоская смесь была использована в 1889 г. для борьбы с мучнистой росой виноградных лоз. Нетрудно догадаться, что это произошло во Франции в окрестностях города Бордо.

Геолог. Я геолог. Вы, наверно, знаете, что делают геологи: они разведывают месторождения полезных ископаемых. Наша работа не легка, как кажется на первый взгляд. Многие камни очень похожи, и нам, геологам, надо узнать, какова основа этих камней и где именно искать их.

Рассмотрим известняки. В основе их лежит карбонат кальция, но все же они разные. Например, мел. Без него мы не представляем, как будут вести уроки учителя. Мел очень хрупкий, и его легко сломать. А вот известняк плотный, по окраске похож на мел, но он тверже, и им невозможно писать на доске. Мрамор чаще всего служит для украшения зданий, полов в музеях и галереях, изготовления памятников.

Мы добываем и полудрагоценные камни. Это – халцедон, яшма, агат. Они все в основном состоят из SiO2.

Бирюза – природный минерал, имеющий состав 2Al2O3•P2О5•5H2O. Его голубая окраска обусловлена примесями солей меди(II).

Обратите внимание на обработанный доломит. Он представляет собой смешанный карбонат CaCO3•MgCO3. А вот доломит, который можно встретить на нашем карьере (демонстрация образцов).

Посмотрим на сульфаты. Вот гипс, состоящий из сульфата кальция и двух молекул воды, гипс пластичный (безводный сульфат кальция), или ангидрит.

Обратимся к галогенидам – это калийная соль, каменная соль и т.д. (Демонстрирует коллекции «Минералы и горные породы», «Карбонаты», «Цветные камни».)

1-й биолог. Неорганические вещества в живом организме находятся в различных формах. Большинство ионов металлов образуют соединения с биологическими объектами. Уже сегодня установлено, что многие ферменты (биологические катализаторы) содержат ионы металлов. Например, марганец входит в состав 12 различных ферментов, железо – в 70, медь – в 30, а цинк – более чем в 100. Естественно, соли металлов совершенно необходимы для нормального функционирования живых организмов.

В организме взрослого человека: 12,6 кг С, 7 кг Н, 4,5 кг О, 2,1 кг N, 1,4 кг Са, 530 г P, 11 г Mg. Встречаются такие ядовитые и экзотические элементы, как олово Sn, свинец Pb, золото Au, мышьяк As.

Кислород O2 образует при обычной температуре непрочное соединение с гемоглобином крови – оксигемоглобин. Оксигемоглобин переносит О2 во все ткани и клетки, где тот окисляет белки, жиры и углеводы, т. е. нашу пищу, образуя при этом Н2О, СО2 и энергию, необходимую для жизни.

Гемоглобин, содержащий железо, функционирует в составе эритроцитов (красных кровяных телец) не более 120 суток. Далее он выделяется из отслуживших свой срок эритроцитов и из организма. Таким образом, из организма человека в сутки выводится 25–26 мг железа. Следовательно, для синтеза гемоглобина организму в сутки нужно поставлять не менее 26 мг железа.

За 1 ч взрослый человек выдыхает 20 л (40 г) углекислого газа. При физической работе это количество увеличивается до 35 л. В то же время известно, что 6 объемов углекислого газа на
10 000 объемов воздуха считается пределом его допустимого содержания. Поэтому роль вентиляции в жилых и рабочих помещениях очень важна.

Знаете ли вы, что вопреки расхожему мнению, будто сероводород пахнет тухлыми яйцами, сами тухлые яйца и другие гниющие продукты пахнут сероводородом, образующимся при гниении.

2-й биолог. Важнейшие из неорганических веществ живого организма – минеральные соли. Из нерастворимых солей строятся кости позвоночных животных (фосфат кальция). Костная ткань представляет собой кристаллы гидроксиапатита, состав которого можно выразить формулой Са10(PO4)6(ОН)2. Карбонат кальция входит в состав раковин моллюсков, в оболочку птичьих яиц. Растворенные соли в каждой клетке составляют 1% от ее массы. Роль их в жизнедеятельности клетки чрезвычайно многообразна.

Самая известная соль – поваренная соль, хлорид натрия. Поваренная соль совершенно необходима для жизнедеятельности организма человека и животных. Недостаток этой соли приводит к функциональным и органическим расстройствам: могут возникать спазмы гладкой мускулатуры, иногда поражаются центры нервной системы. Длительное солевое голодание может привести к гибели организма. Суточная потребность в поваренной соли взрослого человека составляет 10–15 г. В условиях жаркого климата потребность в соли возрастает до 25–30 г. Это связано с тем, что хлорид натрия выводится из организма с по?том и для восстановления утрат в организм нужно вводить больше соли. Поваренная соль служит источником образования в желудке соляной (хлороводородной) кислоты, которая является составной частью желудочного сока. Суточное количество желудочного сока взрослого человека достигает 2 л. Его кислотность характеризуется значением рН, равным 1,5–2,0.

Соляная кислота также участвует в образовании гормона секретина и некоторых других гормонов, стимулирующих деятельность поджелудочной железы. Кроме того, она способствует переходу пищевых масс из желудка в двенадцатиперстную кишку и обезвреживанию микробов, попадающих в желудок из внешней среды. Однако хлорид натрия нужен организму человека или животного не только для образования соляной кислоты в желудочном соке. Эта соль входит в тканевые жидкости и в состав крови.

Строитель. Основным сырьем для производства цемента являются известняк и глина. Эти вещества тщательно перемешивают, и смесь обжигают в печах. При повышенной температуре между глиной и известняком происходят сложные химические реакции: образование силикатов и алюминатов кальция. Образовавшиеся в результате реакции вещества спекаются в виде отдельных кусков. После охлаждения их размалывают в порошок.

Остановимся теперь на так называемых воздушных вяжущих материалах, т.е. твердеющих только на воздухе. Наиболее ярким их представителем является негашеная известь – основный оксид, который при взаимодействии с водой дает малорастворимое основание – гидроксид кальция. Строители часто вместо термина «негашеная известь» используют более образный – «кипелка». Причиной этому является большой тепловой эффект образования гидроксида кальция из оксида, поэтому при взаимодействии с водой температура так возрастает, что жидкость закипает и разбрызгивается.

Для использования извести в качестве связующего ее гасят, готовят тесто, которое затем смешивают с песком в количестве от двух до четырех частей по объему. Твердение извести связано с физическими и химическими явлениями. Во-первых, происходит испарение механически примешанной воды. Во-вторых, гидроксид кальция кристаллизуется, образуя известковый каркас из сросшихся кристаллов Са(ОН)2 и окружающих их частиц песка. Кроме того, происходит взаимодействие гидроксида кальция с СО2 воздуха с образованием карбоната:

Са(ОН)2 + СО2 = СаСО3 + Н2О.

Стекло не является индивидуальным веществом, а представляет собой сплав нескольких веществ. Состав обычного оконного стекла можно выразить формулой: Na2О•СаО•6SiО2. Если при выплавке соду заменяют поташом K2СO3, то получают более тугоплавкое стекло. Если в качестве сырья берут поташ, оксид свинца(II) и песок, то получают хрустальное стекло.

Химик (заключительное слово). Классы соединений взаимосвязаны друг с другом. Генетическая связь классов неорганических соединений:

 

Возможны переходы от одних классов к другим:

1) 4Na + О2 = 2Na2О;

2) Na2О + Н2О = 2NaОН;

3) S + O2 = SО2;

4) SO2 + Н2O = Н2SO3;

5) 2NaОН + Н23 = Nа23 + 2Н2О.

О.Ю.БАЖЕНОВА,
учитель химии школы № 11
(г. Щелково, Московская обл.)

Рейтинг@Mail.ru