Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №2/2008

РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ

Продолжение. См. № 11, 12, 13,  14, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23/2007;
01/2008

ГЛАВА 6. РАСТВОРЫ (продолжение)

Урок 53. Кислоты и основания в водных растворах

1. К каким веществам – молекулярного или немолекулярного строения – относятся кислоты HCl, HNO3, H2SO4?

…………………………………………………………………………... .

2. Какой тип химической связи между атомом Н и другими атомами в молекулах кислот (соляной, азотной, серной): Н–Сl, H–ONO2, (H–O)2SO2?

…………………………………………………………………………... .

3. Почему некоторые вещества молекулярного строения – HCl, HNO3, Н2SO3 – относят к электролитам?

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………... .

4. Все ли молекулы кислот при растворении в воде распадаются на ионы? От чего это зависит?

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………... .

5. Какие кислоты относят к сильным электролитам, а какие к слабым?

……………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………... .

6. Какова особенность диссоциации в воде всех кислот?

…………………………………………………………………………... .

7. Почему раствор хлороводорода в бензоле С6Н6 (неполярном растворителе) не проводит электрический ток?

…………………………………………………………………………... .

…………………………………………………………………………... .

…………………………………………………………………………... .

8. Напишите уравнения ступенчатой диссоциации (последовательного отщепления одного за другим атомов водорода) многоосновных кислот: H2SO4, H2S, H3PO4.

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………... .

9. От каких факторов зависит сила кислородсодержащих кислот?

…………………………………………………………………………... .

……………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………... .

10. Как можно узнать о присутствии ионов водорода Н+ в водном растворе?

……………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………... .

11. В растворе уксусной кислоты СН3СООН содержится в виде ионов 0,001 г водорода и 0,1 моль недиссоциированной кислоты. Какова степень диссоциации уксусной кислоты в этом растворе? (Значение величины рассчитывают как отношение числа диссоциированных молекул (n) к числу растворенных молекул (N), т.е. = (n/N)•100%.)

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………... .

12. Рассчитайте концентрацию ионов Al3+ и SO42- (в моль/л) в растворе сульфата алюминия, содержащем 0,1 моль/л этой соли, считая степень диссоциации = 100%.

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

Урок 54. Реакции в растворах между сильными электролитами – реакции между ионами

1. Назовите вид уравнения реакции обмена в каждом случае:

HNO3 + KOH = KNO3 + H2O,

H+ + + K+ + OH- = + K+ + H2O,

Н+ + ОН- = Н2О.

……………………………………………………………………………

2. Напишите краткие ионные уравнения реакций образования нерастворимых соединений: а) BaSO4; б) AgCl; в) Fe(OH)3; г) AlPO4.

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………... .

3. По кратким ионным уравнениям составьте молекулярные уравнения реакций:

Са2+ + = СаСО3, ………………………………………….

…………………………………………………………………………... ;

Pb2+ + 2Cl- = PbCl2, ……….………………………………………….

…………………………………………………………………………... ;

2Ag+ + S2- = Ag2S, ……………………………………………………

…………………………………………………………………………... ;

2H+ + = H2O + CO2, ……………………………………….…..

…………………………………………………………………………… .

4. Соли летучих (газообразных) кислот (Н2S, НCl) или неустойчивых кислот (Н2СО3, Н23) реагируют с более сильными кислотами с выделением газообразных продуктов. Напишите правые части в уравнениях приведенных ниже реакций, расставьте коэффициенты и составьте к ним краткие ионные уравнения.

K2S + Н2SO4 (разб.) = ………………….. ,

…………………………………………… ;

NaCl (кр.) + Н2SO4 (конц.) = ……………. ,

…………………………………………… ;

Na2CO3 + HNO3 = ………………………. ,

…………………………………………… ;

K2SO3 + HCl = …………………………... ,

…………………………………………... .

Получение газообразного хлороводорода
Получение
газообразного хлороводорода

5. Почему в предыдущем задании указана концентрация серной кислоты и не указаны концентрации азотной и соляной кислот?

……………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………... .

6. Напишите полные и краткие ионные уравнения реакций между растворенными в воде: а) гидроксидом натрия и сульфатом меди(II); б) нитратом серебра и хлоридом железа(III); в) сульфидом натрия и хлоридом цинка.

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………... .

7. Напишите полные и краткие ионные уравнения реакций, представленных следующими схемами, расставьте коэффициенты:

а) Ca(NO3)2 + K2CO3 CaCO3 + KNO3,

……………………………………………………………………….. ,

……………………………………………………………………….. ;

б) Ag2SO3 + K3PO4 Ag3PO4 + K2SO3,

……………………………………………………………………….. ,

……………………………………………………………………….. ;

в) HNO3 + Ba(OH)2 Ba(NO3)2 + H2O,

……………………………………………………………………….. ,

……………………………………………………………………….. ;

г) FeCO3 + HCl FeCl2 + H2O + CO2,

……………………………………………………………………….. ,

……………………………………………………………………….. .

8. Напишите краткие ионные уравнения реакций, происходящих при попарном сливании растворов веществ: NaOH, HNO3, K2CO3, Fe2(SO4)3, BaCl2.

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………... .

Урок 55. Задачи на составление ионных уравнений реакций

1. Напишите краткие ионные и молекулярные уравнения реакций обмена, в которых получаются следующие соли железа(II): а) сульфид; б) карбонат; в) силикат; г) фосфат.

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

Минералы железа: а – пирит FeS2; б – сидерит FeCO3; в – оливин (Mg, Fe)2SiO4
Минералы железа:
а – пирит FeS2; б – сидерит FeCO3; в – оливин (Mg, Fe)2SiO4

2. По правой части уравнений реакций (с коэффициентами) напишите их левые части:

…………………………. = Ва3(РО4)2 + 6KОН,

…………………………. = СаСО3 + 2KNО3,

…………………………. = 3ВаSO4 + 2AlCl3,

…………………………. = СuS + 2Н2О.

3. Фтороводород НF реагирует с диоксидом кремния SiO2 с образованием газообразного тетрафторида кремния SiF4 и воды. Сколько моль SiF4 можно получить из 10 моль НF при количественном выходе продуктов реакции?

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

4. К раствору, содержащему 0,1 моль NaCl и 0,1 моль NaBr, прибавили избыток нитрата серебра. Сколько граммов осадка образовалось?

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

5. К 10 мл раствора галогеноводородной кислоты НХ прибавили раствор нитрата серебра до прекращения образования осадка. В результате выпало 0,0188 г светло-желтого осадка. Какая кислота была в растворе? Какова ее молярная концентрация?

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

6. При действии на 10 г карбоната неизвестного металла избытком соляной кислоты получили 2,24 л углекислого газа. Определите формулу карбоната.

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………... .

7. Напишите уравнения реакций для цепочки химических превращений:

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………... .

8. Закончите уравнения реакций:

а) ZnSO4 + … = ZnCl2 + … ;

б) MgSO4 + … = Mg(NO3)2 + … ;

в) H2SO4 + … = K2SO4 + … ;

г) H2SO4 + … = K2SO4 + SO2 + … .

9. Какие из перечисленных ниже соединений реагируют друг с другом? Напишите уравнения возможных реакций.

Соединения: HCl (р-р), H2SO4 (разб.), Ba(OH)2, Cu(NO3)2, Na2S.

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

10. В 1 л одного раствора содержится 18,9 г азотной кислоты, а в 1 л другого – 8,4 г гидроксида калия. В каком соотношении надо смешать растворы для получения нейтральной среды?

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

Урок 56. Характеристика водных растворов с помощью рН

1. Что такое рН раствора? Охарактеризуйте понятие.

……………………………………………………………………………

2. Как значение рН раствора связано с молярной концентрацией ионов Н+?

……………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………... .

3. Каковы молярные концентрации ионов Н+ и ОН в чистой воде при 22 °С?

……………………………………………………………………………

4. Закончите определение: ионным произведением воды называют …

……………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………… .

5. Для определения рН щелочного раствора удобно пользоваться величиной рОН. Значение рОН равно показателю степени молярной концентрации ионов ОН в растворе, взятому с обратным знаком. Например, для 10–3 моль/л раствора KОН рОН = 3. Из постоянства ионного произведения воды следует, что рН + рОН = 14. Отсюда рН = 14 – рОН = 14 – 3 = 11.

Рассчитайте молярные концентрации ионов ОН в растворах с смол, равной: а) 10–2,5 моль/л;
б) 10–5 моль/л.

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

6. Как на практике определяют значение рН раствора?

……………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………... .

7. Определите концентрацию гидроксид-ионов в растворе, значение рН которого равно 11.

…………………………………………………………………………... .

8. Определите рН раствора, в 1 л которого содержится 2 г гидроксида натрия. (Щелочь NaOH в растворе диссоциирует полностью.)

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………... .

9. По значениям рН можно судить о качестве продуктов, экологическом состоянии среды, здоровье людей. Так, значение рН лимонного сока – 2,22,4, уксуса (3–5%-я уксусная кислота) – 3,0, томатного сока – 3,5, молока – 6,36,6, питьевой воды – 6,58,0, морской воды – 8,3. Что можно сказать о лимонном соке с рН = 3,0, томатном соке с рН = 3,0, молоке с рН = 6,0, дождевой воде с рН = 2,4?

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………... .

Растворы с разными значениями pH
Растворы с разными значениями pH

Урок 57. Распознавание веществ по их химическим свойствам

1. В растворе обычно встречаются кислоты, основания и соли. Какие составные части повторяются у веществ разных классов? Рассмотрите вещества разных классов попарно.

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………... .

2. В трех пробирках находятся растворы соды Na2CO3, азотной кислоты и гидроксида натрия. Как установить, какое вещество содержится в каждой пробирке? (П о д с к а з к а. Сначала надо добавить во все пробирки раствор лакмуса (индикатор). Там, где раствор приобретает красную окраску, содержится …………… . Затем в чистые пробирки налить понемногу два других раствора (Na2CO3 и NaOH), окрашенных лакмусом в синий цвет, и добавить к ним по каплям красный раствор.) Напишите уравнения реакций.

……………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………... .

3. Дана смесь трех твердых веществ – сульфатов бария, натрия и алюминия. Как из этой смеси выделить каждое вещество в чистом виде? Опишите ход разделения и составьте уравнения химических реакций.

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………... .

4. Даны следующие вещества: диоксид углерода, вода, гидроксид кальция и гидроксид калия. Какие соли (средние и кислые) и при каких условиях можно получить из этих веществ? Напишите уравнения реакций.

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………... .

5. Банки с порошками сульфида железа(II), сульфата меди(II), карбоната кальция и хлорида бария оказались без этикеток. Предложите метод распознавания этих веществ, если в вашем распоряжении имеются чистые пробирки, вода и соляная кислота. Напишите уравнения протекающих реакций. (Рассмотрите цвет порошков, их растворимость в воде, реакции с кислотой НСl и между собой.)

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………... .

6. Даны растворы следующих веществ: Na2S, HCl, KNO3, NaOH, Na2CO3, AgNO3, FeSO4. При взаимодействии каких веществ (попарно) выделяется газ или образуется осадок? Укажите такие пары веществ без записи уравнений реакций.

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

7. С какими из перечисленных ниже веществ будет реагировать хлорид меди(II): фосфат калия, гидроксид натрия, серная кислота, нитрат серебра, железо, диоксид кремния, нитрат калия? Напишите уравнения реакций.

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………... .