Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №24/2007

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Карточка-индикатор
для проведения практических работ,
связанных с определением
рН растворов

Методическая разработка

Лабораторные опыты по определению среды в растворах солей, проведенные в пробирках, не очень эффектны и поэтому не вызывают должного интереса у учащихся. В связи с этим предлагаю свой опыт проведения подобных экспериментов, крайне простой, удобный и очень наглядный, вызывающий большой интерес у учеников. Предлагаемая карточка-индикатор разработана для проведения урока научно-исследовательского типа по теме «Гидролиз солей».

Карточка-индикатор для лабораторных
и практических работ по теме
«Взаимодействие солей с водой. Гидролиз»

Возможны следующие виды работ в зависимости от подготовленности и мотивированности класса.

1) Для менее подготовленного класса: определить среду растворов солей и с помощью наводящих вопросов учителя сделать соответствующие выводы о возможности взаимодействия солей с водой и о предполагаемых продуктах этой реакции. Причем учитель дает задание сначала определить среду не всех предложенных солей, а только части. После того как учащиеся обобщили результаты и сформулировали выводы, учитель предлагает теоретически определить среду растворов солей, ранее не определенных, и подтвердить эти выводы практически.

2) Определить среду растворов конкретных солей и самостоятельно попытаться найти закономерность в полученных результатах (это уровень научного микроисследования).

3) В мотивированном классе или для отдельных учащихся на факультативных занятиях дополнительно может быть предложена задача: установить, растворы каких веществ выданы, только по результатам определения рН этих растворов. Можно предложить учащимся для определения до 10 пронумерованных пробирок с растворами солей, формулы которых соответственно прилагаются отдельным списком, и ребята отмечают, под каким номером какая соль выдана.

Предлагаемый вариант рабочей карточки для проведения лабораторной или практической работы по теме «Гидролиз» крайне прост в исполнении и удобен в использовании: на кусочек картона или библиотечную карточку наклеиваются скотчем полоски универсальной индикаторной бумаги (рис.). Для проведения работы требуется набор реактивов, который имеется в любой школе, и шкала цветности универсального индикатора. Если нет готовых образцов шкалы в достаточном количестве, то их можно изготовить самостоятельно, используя уже имеющийся (каждый набор с универсальным индикатором имеет стандартную шкалу). Набор реактивов может быть несколько иным, чем предложено на данном образце, – по желанию учителя и исходя из возможностей кабинета химии. В зависимости от цели работы можно использовать меньшее или большее число реактивов.

Рис. Карточка-индикатор
Рис. Карточка-индикатор

Методика проведения эксперимента

Для определения рН раствора на индикаторную бумагу наносится капля раствора с помощью пипетки. Если склянки не снабжены пипетками (что очень вероятно, т.к. пипетки быстро выходят из строя), то бутылочку с раствором соли достаточно слегка встряхнуть, открыть и смоченную в процессе встряхивания пробку нижней частью приложить к индикатору.

Сразу же следует отметить полученное значение в строке рН (таблица), т.к. индикатор при высыхании может немного изменить окраску. В качестве контрольного опыта (чтобы учащийся мог сравнить интенсивность окраски) на карточку наносят также по капле кислоты, воды и щелочи. В целях соблюдения техники безопасности склянки с кислотой и щелочью должны быть обязательно снабжены пробками с пипеткой или учащимся должны быть выданы стеклянные палочки и стаканы с водой для нанесения реактивов на индикатор.

Д о с т о и н с т в а предложенной карточки-индикатора заключаются в следующем:

– экономия времени как ученика, так и учителя или лаборанта, т.к. не требуется использования какого-либо другого оборудования, не нужно мыть пробирки;

– колоссальная экономия реактивов;

– исключительная наглядность;

– возможность использования для работы в независимости от сложности поставленной цели урока.

Таблица

Карточка-индикатор

Формула рН Среда
H2SO4
H2O
NaOH
   
KCl
CuSO4
AlCl3
Na2SO4
Na2CO3
BaCl2
K2SiO3
NaNO3
Na2S
FeCl3
   

В заключение можно предложить учащимся выполнить небольшое исследование в домашних условиях – определить рН растворов, с которыми они встречаются в повседневной жизни, сделать выводы.

Для этого готовится такая же карточка, но без формул солей, вместо них учащиеся записывают вещества, которые они исследовали. Этот вид работы может быть и не связан напрямую с гидролизом, но по результатам работы ученик с помощью учителя может сделать массу открытий для себя. Карточка-индикатор создает дополнительные возможности для проектной деятельности.

Т.В.САБИРОВА,
учитель химии школы № 1149
(Москва)