Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №22/2007

В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ

Индикаторы своими руками

Конспект урока

Место урока в образовательном процессе. Урок проводится в 7-м классе в пропедевтическом курсе химии при изучении раздела «Химические вещества вокруг нас».

Основные идеи урока. Развитие интереса к предмету посредством выполнения лабораторного исследования через проведение ярких, неопасных и доступных опытов; демонстрация связи химии с жизнью, возможность проведения исследования в домашних условиях.

Лабораторное оборудование и реактивы. Н а с т о л а х у ч а щ и х с я: ступка, пестик, фарфоровая чашечка, пипетка, стеклянная палочка, белый экран, ярко окрашенные цветки растений, ягоды или плоды, салфетка; два набора пробирок с растворами кислот и щелочей (в одном наборе растворы подписаны, в другом – пронумерованы), вода, спирт.

ХОД УРОКА

Понятие об индикаторах

Ребята, обратите внимание на лабораторное оборудование и реактивы, которые находятся у вас на столах. Перечислю предложенное вам оборудование: пробирки с растворами, ступка, пестик, фарфоровая чашечка, пипетка, стеклянная палочка. А еще у вас находятся цветки растений и ягоды. Вас это не удивляет? Какое отношение к химии имеют эти части растения? Что общего можно заметить у плодов и цветков? (Яркая окраска.)

Оказывается, еще в древности люди замечали, что некоторые части растений изменяют свою окраску под действием различных сред. А какая среда может быть у растворов? (Кислотная, нейтральная, щелочная.) Считают, что впервые английский ученый Р.Бойль еще в середине XVII в. предложил использовать экстракты растений для определения кислот и щелочей. На уроках вы уже знакомились с веществами, изменяющими окраску в зависимости от среды. Как они называются? (Индикаторы, от латинского слова «указатель».) Какими индикаторами вы пользовались? (Лакмус, метилоранж, фенолфталеин.)

Так зачем у вас на столах цветки и плоды? Мы научимся их использовать в качестве индикаторов.

Сформулируем тему нашего урока, исходя из цели научиться готовить индикаторы из растительного сырья и исследовать изменение их окраски в различных средах. (Выслушиваются мнения учащихся.)

Записываем тему урока: «Индикаторы своими руками».

Приготовление индикаторов,
исследование изменения их окраски в различных средах

Прежде чем приступить к выполнению работы, мы должны вспомнить правила техники безопасности при работе с химическими реактивами и оборудованием. (Учащиеся перечисляют правила техники безопасности: не пробовать на вкус, не разливать, делать опыт по указанию учителя и т.д.)

Красящие вещества растений называются антоцианы, они находятся в клеточном соке. Мы должны перевести их в раствор. Подумайте и предложите, как это можно сделать. (Высказывания учащихся.) В ступке пестиком будем растирать цветы или ягоды, добавив немного спирта (растворителем может быть ацетон, бензин, одеколон). Процесс извлечения компонента называется экстракцией, а приготовленный раствор – экстрактом (вытяжка). Запишите в тетрадь эти новые понятия.

Приступаем к выполнению работы, готовим экстракт. Полученный экстракт набираем в пипетку и помещаем несколько капель в пробирку с кислотой, еще несколько – со щелочью и водой. Изменение окраски отмечаем в табл. 1.

Таблица 1, таблица 2

Учащиеся работают группами по два человека. Готовят один-два индикатора, исследуют изменение окраски. Затем каждая группа демонстрирует изменение окраски, все учащиеся вносят данные в таблицу.

Вывод. Красящие вещества растений изменяют окраску в кислой среде в оттенки красного цвета, а в щелочной среде – в зеленые, синие, желтые. (Записываем вывод в тетрадь.)

Распознавание растворов

У вас на столах имеются пронумерованные пробирки. Определите, под какими номерами находятся растворы кислот и щелочей. (Учащиеся проводят опыт. Затем происходит его обсуждение.)

По изменению окраски под действием индикаторов можно легко определить среду раствора.

Приготовленные индикаторы долго хранить нельзя, они разрушаются в воде. Продлить их действие можно, пропитав экстрактом фильтровальную бумажку, а затем высушив ее. Хранить такие бумажки следует в закрытой упаковке. (Демонстрирую заранее приготовленные «свекольные» бумажки.)

Домашнее задание. Желающие могут провести дома целое исследование. Мы порой и не подозреваем, что квартира (особенно кухня) – целая химическая лаборатория.

Индикаторы вы приготовить сумеете. А что будете проверять? Во-первых, уксус (с разрешения родителей!), во-вторых, растворы соды, мыла и т.д.

Вот такие таблицы (табл. 2) вы можете заполнить, проводя исследование дома. (Раздаю таблицы учащимся.) На следующий урок принесите таблицы, обсудим ваш эксперимент.

Если нет цветков и ягод, то можно взять варенье из окрашенных ягод, свекольный сок. Также можете приготовить индикаторные бумажки. Может быть, кому-то эта работа очень понравится, и можно будет продолжать исследование более глубоко. На этом наш урок закончен.

Т.А.ДУБОК,
учитель химии средней школы № 2
(с. Томское, Томская обл.)