Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №21/2007

В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ

Методы и формы
контроля знаний учащихся

Развивающее, гуманистически ориентированное обучение способствует появлению у учащихся потребности познавать новое, не только воспроизводить, а добывать и перерабатывать добытые знания. Несмотря на неизбежность аттестации учащихся в виде ЕГЭ и централизованного тестирования, промежуточную аттестацию знаний и умений по предмету желательно проводить как в традиционной форме (контрольные работы, зачеты и т.д.), так и в виде развивающих заданий, игр, исследовательских проектов.

Творческие задания позволяют не только проверить знания, но и сделать эту проверку интересной для учеников, даже для тех, кому в дальнейшем не потребуются знания по химии на профессиональном уровне. Видов и форм развивающих заданий существует множество. В своей работе я использую задания, предлагаемые О.С.Габриеляном и В.А.Корком, а также разработанные мною в процессе преподавания химии.

Ниже приведены примеры заданий для контроля знаний по химии в 8-м классе общеобразовательной школы.

1 «Крестики-нолики». Найдите выигрышный путь. Выигрышный путь может располагаться по вертикали, горизонтали, диагонали.

Выигрышный путь могут составлять элементы одного периода, вещества, относящиеся к одному классу соединений, вещества, образующие одну генетическую цепочку, металлы или неметаллы, вид химической связи и т.д.

H2SO4 HCl CuO
NaOH H3PO4 HBr
Cu(OH)2 KOH H2SO3

Ответ. H2SO4, H3PO4, H2SO3.

Li Mg Cl
S Al F
K N Br

Ответ. Cl, F, Br.

2 Логическое умозаключение. Я считаю, что все эти вещества: 1 – газы; 2 – жидкости; 3 – твердые вещества. Если вы не согласны, вычеркните ненужное.

1 CO P2O5 N2O5 O2 SO3
2 Br2 H2SO4 H2O NaOH HCl (р-р)
3 SiO2 CaO NaCl I2 Cl2

Ответ. 1 – P2O5 (тв.); 2 – NaOH (тв.); 3 – Cl2 (газ).

3 «Счетовод». Внимательно изучите таблицу. Найдите вещества в строке по вертикали и в строке по горизонтали, которые могут взаимодействовать друг с другом. Запишите в тетради уравнения реакций, а в соответствующей клетке на пересечении реагирующих веществ сумму всех коэффициентов (в том числе и единиц) в данной реакции. При невозможности осуществить реакцию в соответствующей клетке поставьте прочерк.

Данное задание позволяет учителю быстро осуществить проверку знаний химических свойств веществ разных классов, умение расставлять коэффициенты в реакциях.

Вещества HCl CuSO4 NaOH H2O
Zn (5) (4) (4)
SO3 (5) (3)
CaO (5) (3)
Al(OH)3 (8) (8)

4 Таблица-распределитель. Правильно распределите приведенные вещества по классам. Из полученных букв в выбранных клетках прочитайте фамилию ученого.

Формула Классы
неорганических соединений
Оксид Кислота Основание Соль
K2O М А Ш А
H2CO3 П Е Т Р
P4O10 Н И М А
CuSO4 П О С Д
NaOH Л И Е С
KCl А Н У Л
CO2 Е Л З А
H3PO4 Н Е Л С
MgSO4 Ч У М В

Ответ. Менделеев.

5 Лист-опросник «Что? Где? Какой?»

Заполните свободные клетки по имеющимся данным.

Это задание позволяет повторить изученный материал в интересной и нестандартной форме.

Что?
(вещество)
Где?
(входит в состав…)
Какой?
(особые приметы)
а Атмосферы Поддерживает горение и дыхание, тяжелее воздуха
б Желудочного сока Уничтожает болезнетворные микроорганизмы, способствует перевариванию белков
SiO2 Почвы в
CO2 г Не поддерживает горение, дыхание, тяжелее воздуха
Fe Железной руды (как элемент), сталей и сплавов д
е Атмосферы Газ без цвета, вкуса, запаха. Не поддерживает горение и дыхание, легче воздуха

Ответ. а – кислород; б – соляная кислота; в – оксид, твердый, нерастворим в воде, основная часть речного песка, используется в керамической отрасли промышленности; г – продукт разложения органических веществ, продукт горения, дыхания живых организмов; в воздухе содержится около 0,03%; д – притягивается к магниту, образует широкий диапазон сплавов с самыми разными свойствами; е – азот.

6 «Чужой». Найдите в ряду лишнее и объясните почему:

а) CuCl2, K2SO4, HCl, KNO3;

б) K, Na, Cu, Li, Rb;

в) S, Cr, O, P, N.

Ответ. а) HCl – кислота; б) Cu – не является щелочным металлом;
в) Cr – металл.

7 «Классификатор». Разделите предложенные ниже вещества на группы всеми возможными способами классификации:

Zn, CaSO4, CO2, Mg(OH)2, FeO, Fe2O3, H2SiO3, S, HCl, NaOH, CuSO4, K, Al(OH)3, LiOH, SO3, BaO, O2, HNO3, SiO2.

Ответ. 1) Простые: Zn, S, K, O2;
сложные вещества: Al(OH)3, LiOH, SO3,
BaO, CaSO4, CO2, Mg(OH)2, FeO, Fe2O3, H2SiO3,
HCl, NaOH, CuSO4, HNO3, SiO2;

2) основные классы неорганических веществ:
оксиды, основания, кислоты, соли;

3) растворимые: CaSO4, CO2, HCl, NaOH, CuSO4,
LiOH, SO3, BaO, O2, HNO3, K;
малорастворимые: CaSO4;
нерастворимые вещества: Zn, SiO2, Al(OH)3, Mg(OH)2,
FeO, Fe2O3, H2SiO3, S;

4) агрегатное состояние: газы – O2, SO3, HCl, CO2;
твердые вещества – Zn, CaSO4, Mg(OH)2, FeO, Fe2O3,
H2SiO3, S, NaOH, CuSO4, K, Al(OH)3, LiOH, SiO2;
жидкость – HNO3.

Г.Д.МАКСИМОВА,
учитель химии школы № 9
(г. Вязники, Владимирская обл.)