Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №20/2007

РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ

Продолжение. См. № 11, 12, 13, 14, 16, 17, 18, 19/2007

ГЛАВА 4. МЕТАЛЛЫ И НЕМЕТАЛЛЫ.
ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ. СТЕПЕНЬ ОКИСЛЕНИЯ.
ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ
(продолжение)

КИСЛОТЫ И ОСНОВАНИЯ

Урок 39. Кислоты

1. Какие вещества называют кислотами? Каковы особенности состава и строения кислот?

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

2. Как называют вещества, позволяющие определять присутствие кислоты в растворе?

…………………………………………………………………………….

3. Назовите два индикатора кислот. Какова их окраска в воде и в растворах кислот?

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

4. Как называют атом или группу атомов в формуле кислоты, стоящие за атомами водорода
(HCl, H2SO4)?

…………………………………………………………………………….

5. Что означает понятие «осно'вность кислоты»?

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

6. Приведите формулы и названия: а) двух бескислородных кислот; б) трех-пяти кислородсодержащих кислот.

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

7. Добавляя к названию центрального элемента формулы окончание «ная» и слово «кислота», назовите следующие кислородсодержащие кислоты:

а) HNO3; б) H2SO4; в) H3PO4; г) HClO4.

…………………………………………………………………………….

8. Напишите уравнения реакций (с соответствующими коэффициентами) получения кислородсодержащих кислот взаимодействием оксидов неметаллов с водой:

9. Каковы требования техники безопасности при работе с едкими кислотами?

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

Меры предосторожности при работе с едкими кислотами
Меры предосторожности
при работе с едкими кислотами

10. Напишите уравнения реакций кислот: а) соляной НСl с магнием; б) разбавленной серной H2SO4 с цинком; в) азотной HNO3 с мелом СаСО3; г) соляной HCl с цинковой обманкой ZnS.

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

Прибор для получения и сбора сероводорода методом вытеснения воды
Прибор для получения и сбора сероводорода
методом вытеснения воды

Урок 40. Основания

1. Назовите соединения: LiOH, Ca(OH)2, Ba(OH)2, Fe(OH)3.

…………………………………………………………………………….

2. Какие вещества относят к основаниям?

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

3. Как называют растворимые в воде основания?

…………………………………………………………………………….

4. Как называют вещества, позволяющие определить присутствие в растворе оснований?

…………………………………………………………………………….

5. Как изменяется окраска индикаторов в растворах щелочей?

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

6. Пользуясь таблицей растворимости, напишите формулы двух растворимых и двух нерастворимых оснований, а также одного малорастворимого основания.

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

7. В следующем перечне выберите формулы оснований и назовите эти основания:

NaOH, H2SO4, Mg(OH)2, CaO, Al(OH)3, NaHSO4, KOH.

…………………………………………………………………………….

8. По цвету и характеру осадка определите, в каком стакане находится каждый из следующих нерастворимых гидроксидов: а) Al(OH)3; б) Fe(OH)3; в) Сu(OH)2.

…………………………………………………………………………….

Нерастворимые основания белого, голубого и красно-бурого цвета
Нерастворимые основания белого,
голубого и красно-бурого цвета

9. Реакцией оксидов металлов с водой можно получить растворимые и малорастворимые в воде основания. Напишите уравнения реакций соединений, в которых образуются основания:

10. Что показывает римская цифра в названиях ряда нерастворимых оснований:
гидроксид железа(III) Fe(OH)3, гидроксид меди(II) Cu(OH)2, гидроксид хрома(III) Cr(OH)3?

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

11. Поясните, в чем состоит едкость щелочей. Каковы основные правила техники безопасности при работе со щелочами?

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

12. Расставьте коэффициенты в схемах реакций оснований с кислотами:

Ва(ОН)2 + НNO3 Ba(NO3)2 + H2O,

Fe(OH)3 + H2SO4 Fe2(SO4)3 + H2O,

Al(OH)3 + HCl AlCl3 + H2O.

Урок 41. Реакция нейтрализации. Соли

1. Как называют реакцию между кислотой и основанием?

…………………………………………………………………………….

2. Изменяются или нет степени окисления атомов при реакции нейтрализации? Ответ подтвердите двумя примерами.

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

3. Сформулируйте определение понятия «соль».

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

4. В приведенном списке подчеркните формулы солей и укажите причины, по которым остальные соединения нельзя отнести к солям:

CaCl2, CaO, Ca(OH)2, KCl, HCl, Na2SO4, K2CO3, PCl3, Ca3N2.

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

5. Какое строение (молекулярное или ионное) у солей? Укажите вид связи: а) между катионами и анионами; б) между атомами, входящими в состав сложных анионов, например, между атомами серы и кислорода в анионе .

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

6. Напишите по две формулы солей кальция: а) хорошо растворимых в воде; б) малорастворимых; в) нерастворимых. Приведите названия этих солей.

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

7. Напишите уравнения реакций получения солей взаимодействием металла и неметалла: а) натрия и хлора; б) алюминия и брома; в) серебра и серы. Назовите эти соли.

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

8. Какие соли называют купоросами, а какие – селитрами?

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

9. Реакция обмена между двумя растворимыми солями идет до конца, если в результате образуется хотя бы одна нерастворимая соль. Используя соли BaCl2, Na2SO4, Pb(NO3)2, AgNO3, напишите уравнения трех реакций обмена, протекающих до конца (с образованием осадка).

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

Образование осадка – один из признаков протекания реакции
Образование осадка – один из
признаков протекания реакции

10. По общей схеме: Р + Р = Н + Р (где Р – растворимые в воде соединения, Н – нерастворимые соединения) – протекают реакции обмена солей с кислотами и щелочами. В результате образуются нерастворимые соединения. Напишите правые части в схемах реакций и стрелкой отметьте нерастворимые соединения, расставьте коэффициенты:

AgNO3 + HCl .……………………………………. ,

Ni(NO3)2 + NaOH ..……………………………….. ,

Na2CO3 + Ca(OH)2 .……………………………….. ,

BaCl2 + H2SO4 …….……………………………….. .

11. Растворимые и нерастворимые карбонаты реагируют с сильными кислотами – азотной, серной и соляной. При этом образуются новые соли и угольная кислота Н2СО3, которая неустойчива и разлагается на воду и углекислый газ. Напишите три уравнения реакций карбонатов кальция, натрия и магния соответственно с азотной, соляной и серной кислотами.

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

12. У каких из веществ: Са3N2, Mg(NO3)2, Fe(NO2)2, Fe(NO3)3 массовая доля азота (N) одинаковая? Приведите численное значение для них (N).

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

Урок 42. Реакции кислот и щелочей:
использование на практике

1. В двух пробирках находятся растворы кислоты НCl и основания NaОН. Как отличить кислоту от щелочи? Предложите два способа. Напишите уравнения использованных реакций.

П о д с к а з к а. 1) Используйте индикаторы. 2) Качественная реакция на ион Н+– действие карбоната МСО3. Ион ОН- обнаруживают путем образования нерастворимого основания, например Mg(ОН)2, при добавлении растворимой соли (MgSО4).

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

2. Какие реакции (см. схемы ниже) протекают, а какие нет? Допишите схемы осуществимых реакций:

NaOH + HNO3 ……………………………….. ,

HNO3 + Na2CO3 ……………………………….. ,

NaOH + FeSO4 ……………………………….. ,

CaCO3 + NaOH ……………………………….. ,

HCl + Na2SO4 ……………………………….. .

3. Вещества каких классов образуются в реакциях обмена с участием кислот? Приведите примеры таких реакций.

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

4. Напишите уравнения реакций с участием щелочей, в которых образуются: а) соль и вода;
б) растворимая соль и нерастворимое основание; в) нерастворимая соль и нерастворимое основание.

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

5. Напишите правые части уравнений, в которых сильные кислоты вытесняют относительно слабые кислоты из их солей:

H2SO4 (конц.) + 2NaCl (крист.) = …………….. ,

HCl + NaNO2 = ………………..……………….. ,

HCl + Na2S = …………………..……………….. ,

H2CO3 + Na2S = ……………..………………….. ,

HNO3 + K2CO3 = ……………………………….. .

6. Сколько граммов соды Na2CO3 потребуется для нейтрализации 1260 г 100%-й азотной кислоты?

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

7. В реакциях многоосновных кислот (H2SO4, Н2СО3, Н3РО4) с основаниями в зависимости от соотношения реагентов могут образовываться либо средние (MgSO4, K2CO3, Na3PO4), либо кислые соли (KНSO4, NaHCO3, CaHPO4). Учитывая мольные соотношения исходных веществ, напишите правые части в уравнениях реакций:

H2SO4 + KOH = ……………… , H2CO3 + 2KOH = ……………… ,

H3PO4 + Ca(OH)2 = …………… , 2H3PO4 + Ca(OH)2 = ………….. ,

H2CO3 + NaOH = ………………………… .

8. Напишите уравнения реакций нейтрализации, в которых образуются следующие соли:
CaSO4, Al(NO3)3, Mg3(PO4)2.

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

9. Обратимая реакция

CaCO3 + CO2 + H2O Ca(HCO3)2

лежит в основе перераспределения кальция по поверхности планеты. Какое направление реакции способствует рассеянию кальция в природе, а какое – его концентрированию?