Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №17/2007

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

 

Разработка новых подходов
в обучении химии через решение
задач медиаобразования

Думаю, что многим термин «медиаобразование» уже знаком. Это относительно новое направление педагогики, ставшее очень актуальным на современном этапе развития общества. Задачи медиаобразования – формировать информационную культуру, знание закономерностей создания и циркуляции информации в обществе. Другими словами, научить новое поколение воспринимать и понимать информацию, осознавать последствия ее воздействия на психику, критически перерабатывать и владеть инструментом общения с помощью технических средств.

Подготовкой школьников к жизни в информационном социуме и занимается медиаобразование. В 1970-е гг. в мире сложилось два основных подхода к организации медиаобразования – специальный (введение в школах отдельного предмета) и интегрированный. В отечественной педагогике интегрированный подход разрабатывается научной школой Л.С.Зазнобиной. Каждый из вариантов медиаобразования подрастающего поколения имеет большое значение, но в условиях современной школы второй путь представляется более подходящим. Интегрированный подход позволяет сочетать задачи медиаобразования с задачами обучения основных наук.

Используя возможности предмета химии, я пытаюсь найти пути преодоления противоречий между школой и средствами массовой информации (СМИ). Необходимо на фактологической основе химии формировать информационные умения учащихся, чтобы сегодняшний школьник, оказавшись завтра в центре информационных потоков, не потерялся в них и не был раздавлен агрессией и скоростью развития информационной сферы жизни. Научился пользоваться знаниями, полученными в школе, а также выбирать необходимые сведения из сообщений СМИ для дальнейшего образования.

Как учитель химии, на каждом своем уроке я ставлю задачи медиаобразования, которые могут быть решены средствами именно этого урока. Например, при изучении темы «Полисахариды» (10-й класс) я учу школьников таким приемам работы с информацией:

• умение трансформировать свою информацию, видоизменять ее форму и объем, знаковую систему и носитель;

• умение находить требуемую информацию в различных источниках;

• умение понимать задания в различных формулировках и контекстах;

• умение находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению;

• умение переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и наоборот;

• умение аргументировать собственные высказывания, воспринимать альтернативные точки зрения и обосновывать аргументы «за» и «против».

Часто информация, которую учащиеся получают вне школы, содержит научные ошибки и неточности. Чтобы не было противоречий между научными знаниями, предлагаемыми ученику в школе, и тем, что он услышал или прочитал в СМИ, необходимо уметь видеть эти ошибки, а не слепо доверять авторам сообщений. Ребята учатся критически воспринимать информацию, просматривая на уроках фрагменты художественных фильмов, содержащие ошибки или неточности. Я ставлю перед ними проблему: что здесь неверно? Например, при изучении темы «Фосфор и его соединения» (9-й класс) использую фрагмент видеофильма «Собака Баскервилей». Мы обсуждаем, что трудно представить себе, как собака, обмазанная ядовитым веществом и кислотой, может еще что-либо сделать. Выясняем, что А.Конан Дойль в своем произведении не учел химических свойств фосфора.

Школьник должен уметь менять знаковую систему. Поэтому на уроках я предлагаю задания, в которых нужно перевести визуальную информацию в вербальную или наоборот. Например, при изучении темы «Типы химических реакций» предлагаю ученикам «нарисовать» химическую реакцию, соблюдая научную точность и используя примеры из жизни. Это творческое задание ребята выполняют по-разному. Рисовать хорошо умеют не все, поэтому принимаю и графические работы, и компьютерные рисунки. Важно, чтобы ученики уловили и в рисунке закодировали тип химической реакции (рис. 1–4).

Рис. 1. Соединение Рис. 2. Замещение
Рис. 1. Соединение
Рис. 2. Замещение
Рис. 3. Обмен Рис. 4. Разложение
Рис. 3. Обмен
Рис. 4. Разложение

На заданиях со свободным выбором ответа школьники приобретают умения интерпретировать информацию, фантазировать, представлять научный материал в творческой форме. Так, при изучении темы «Силикатная промышленность» (9-й класс) я предлагаю ребятам прием «Написание синквейна». Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Вот что получилось у моих учеников.

Стекло

Оконное, хрустальное.
Твердеет, загустевает, украшает.
Произведения из стекла встречаются в музеях.
Песок.

(Вавилин Кирилл, 9-й класс.)

Кирпич

Белый, красный.
Строит, украшает, сооружает.
Тепло в домах сохраняет.
Глина.

(Гатина Эллина, 9-й класс.)

Керамика

Фаянсовая, глиняная.
Украшает, заменяет, улучшает.
Из белой глины изготовляют различные изделия.
Кремний.

(Зангеев Валерий, 9-й класс.)

Цемент

Твердый, тяжелый.
Строит, затвердевает.
Материал, используемый для строительства.
Бетон.

(Богатырь Ирина, 9-й класс.)

Удобрения

Минеральные, органические.
Применяют, используют, удобряют.
Применение простых и комплексных удобрений дает хороший урожай.
Химия и сельское хозяйство.

(Захарова Арина, 11-й класс.)

Эрозия

Водная, ветровая.
Разъедает, понижает, приносит.
На образование плодородного слоя почвы уходят тысячелетия.
Беда для человечетва.

(Большанская Катя, 11-й класс.)

Мыло

Жидкое, твердое.
Применяют, используют, добавляют.
В жесткой воде теряет свою моющую способность.
Соли стеариновой кислоты.

(Бурлаков Павел, 11-й класс.)

* * *

Приемы, разработанные в процессе педагогического исследования и представленные сегодня, позволяют поддерживать интерес к предмету. Ученик видит реальную необходимость приобретения знаний, химические знания становятся осознанными, следовательно, повышается качество обучения.

И.А.ВАВИЛИНА,
учитель химии школы № 13
(г. Нерюнгри,
Республика Саха
(Якутия))