Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №17/2007

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

 

Уроки химии в системе
модульной технологии

В 2006/07 учебном году преподавание химии в 8-м классе нашей школы ведется по программе и учебнику Н.Е.Кузнецовой. Учебная нагрузка – 2,5 ч в неделю. Предлагаемая работа содержит разработки модульных схем уроков химии в 8-м классе по темам «Химические реакции», «Смеси». Модульная схема выдается на уроке на каждый стол учащимся. Схема состоит из небольших блоков – учебных элементов (УЭ). В каждом элементе указаны цель, содержание работы, вид учебной деятельности учащихся.

Такие схемы помогают обеспечить индивидуальный подход к учащимся, оказать им дозированную помощь, организовать работу в парах, группах, самостоятельное освоение материала, взаимопроверку. Для рационализации работы разрабатываются серии из двух-трех логически взаимосвязанных уроков по теме. Это позволяет рационально отпечатать схемы, организовать работу на уроке и дома.

Закон сохранения массы веществ

Оборудование и реактивы для демонстрационных опытов. Сосуд Ландольта, пробирки, спиртовка, весы; медь, оксид меди, железо, растворы хлорида бария и сульфата натрия.

Учебный элемент Познавательная часть модуля Деятельность
учащихся
УЭ-0 Изучив данный модуль, вы:

• закрепите знания о веществах и умения делать расчеты по формулам;

• углубите знания о сущности химических явлений;

• узнаете закон сохранения массы веществ как проявление закона сохранения массы и энергии;

• поймете значение закона для развития химической науки и для объяснения явлений

Внимательно прочитайте текст §18 по учебнику Н.Е.Кузнецовой «Химия-8»
УЭ-1 Цель. Коррекция умений решать задачи по формулам (после выполнения проверочной работы).

1. Запишите в тетради формулу вещества: 1-й вариант – азота;
2-й вариант – кислорода; 3-й вариант – хлора.

2. Определите молярную массу своего вещества.

3. Рассчитайте число молекул, содержащихся в 3 моль вещества.

4. Рассчитайте массу 3 моль вещества.

5. Рассчитайте массу одной молекулы.

(Представитель каждого варианта записывает ответы на доске, объясняет результаты.)

Работайте индивидуально.

Проверьте себя, оцените по количеству верно выполненных заданий

УЭ-2 Цель. Проверить усвоение материала о сущности химических процессов.

Составьте устный рассказ о сущности химических явлений с использованием опорных словосочетаний. Приведите примеры химических явлений.

Словосочетания для рассказа: химическое явление (реакция), разрушение молекул на атомы, образование молекул, выделение и поглощение энергии, тепловой эффект, экзотермические реакции, эндотермические реакции. Сделайте вывод о сущности химических реакций.

Изменяется ли масса веществ при химических реакциях? Дайте аргументированный ответ

По желанию работайте индивидуально или в парах
УЭ-3 Цель. Изучить точки зрения разных ученых по данной проблеме, определить свою точку зрения по данному вопросу. Слушайте, наблюдайте, конспектируйте
Эпикур, IV в. до н.э. – атомы переходят из одного состояния в другое Наблюдение за превращением: медь оксид меди(II) сульфат меди(II) медь
Роберт Бойль, середина XVIII в. – предположение о существовании «огненной материи», которая вызывает изменение массы Рассказ об опыте Бойля по изменению массы ртути при прокаливании в открытой реторте.

Наблюдение за опытом горения свечи (на весах)

М.В.Ломоносов, середина XVIII в. – о сохранении массы веществ при химических явлениях.

(Как понимать слова Ломоносова о сохранении массы?)

Рассказ об опыте Ломоносова по сохранению массы ртути при прокаливании ее в закрытой реторте.

Наблюдение за опытом образования осадка BaSO4 в сосуде Ландольта (на весах)

При подведении итогов формулируется закон сохранения массы веществ, которому подчиняются химические реакции.

Почему у Р.Бойля произошло изменение массы? Противоречит ли это выведенному закону?

УЭ-4 Цель. Проверить усвоение знаний и их использование на практике – применение закона сохранения массы.

Ответьте устно на вопросы.

1. Какие процессы изображают схемы?

2. Какова их сущность?

3. При каких условиях они протекают? (– кислород,
– водород)

Работайте с классом, устно.
Исходное состояние Результаты процессов (каких?) Работайте в тетради, под руководством учителя

   

4. Запишите сущность химического процесса с помощью формул и коэффициентов
УЭ-5 Цель. Усвоить понятие об уравнении реакции.

1. Мы написали уравнение реакции. Что оно выражает? Что обозначают индексы, коэффициенты?

2. Прочитайте в учебнике Н.Е.Кузнецовой «Химия-8» 2-й абзац и далее на с. 63–64. Соответствуют ли ваши выводы закону?

3. Установите соответствие:

Обсудите сначала в парах, потом – со всем классом.

 

Дополнительное задание.

Выполните в тетради самостоятельно

1) Закон постоянства состава вещества а) Составление уравнений реакций
2) Атомно-молекулярное учение б) Составление химических формул
3) Закон сохранения массы и энергии в) Понимание сущности химических реакций
УЭ-6 Домашнее задание. По учебнику § 18, упр. 2, 4, 5, с. 65. По задачнику задания 2-1, 2-2, задача 1-87

Типы химических реакций (два урока)

Темы следующих уроков: «Уравнения химических реакций» и «Расчеты по уравнениям реакций».

Оборудование и реактивы для демонстрационных опытов. Cпиртовка, спички, держатель, пробирки; медь, малахит, железо, раствор хлорида меди(II).

Урок 1

Учебный элемент Познавательная часть модуля Деятельность учащихся
УЭ-0 Изучив данный модуль, вы:

• узнаете больше о химических реакциях;

• закрепите умения составлять уравнения реакций и выполнять расчеты;

• изучите классификацию химических реакций, научитесь использовать ее для определения реагентов и продуктов реакций

Внимательно прочитайте текст §20 по учебнику
УЭ-1 Цель. Актуализация и проверка знаний о законах химических процессов, уравнениях химических реакций.

1. Охарактеризуйте следующие понятия: химические явления, химические реакции, исходные вещества, продукты реакции, реагенты, уравнение реакции.

2. Каким законам подчиняются химические реакции?

3. Индивидуальные ответы по домашним упражнениям.

Уравняйте следующие схемы с помощью коэффициентов, прочитайте уравнения реакций:

Работаем устно, вместе.

 

 

Индивидуальные ответы у доски с последующей проверкой домашнего задания

Ca + P Ca3P2 Fe + Cl2 FeCl3 K2O + H2O KOH
Al + O2 Al2O3 H2 + N2 NH3 B2O3 + H2O H3BO3
4. Представьте решение домашней задачи 1-87 (проверяется задание у двух учащихся)
УЭ-2 Цель. Закрепить умение решать задачи по уравнениям реакций. Задание «Кто правильнее и быстрее решит задачу по задачнику».

1-й вариант – № 2-28,

2-й вариант – № 2-29,

3-й вариант – № 2-30.

Каждая пара учащихся решает и заполняет одну строку таблицы (в своей тетради) и выносит результаты на общий лист.

Помощник учителя проверяет правильность выполнения задания, оценивает (у кого не получается – назначает консультанта), сверяет ответы с матрицей учителя, докладывает о результатах (отмечает выявленные затруднения)

Работаем самостоятельно в парах или в группах
УЭ-1 и УЭ-2 проходят одновременно (вместе с проверкой – не более 20 мин)
УЭ-3 Цель. Познакомиться с классификацией химических реакций по количеству и составу реагентов и продуктов реакции.

1. Изучите демонстрационную таблицу «Типы химических реакций», наблюдайте за демонстрационными опытами.

Работайте все вместе, участвуйте в обсуждении.
  2. Заполните таблицу в тетради, запишите уравнения реакций. Заполните таблицу в тетради, прокомментируйте свой ответ.

Проверьте правильность своей таблицы по учебнику, §20

Реагенты Продукты реакций Примеры Типы реакций
Простые или сложные, сколько молей по уравнению реакции Простые или сложные, сколько молей по уравнению реакции Запишите схемы и уравнения реакций в тетради Укажите типы реакций
…………… ………………. ………………... …………….
3. Демонстрационные опыты:

1) Cu + O2 = … ; 2) (CuOH)2CO3 = CuO + СО2 + … ;

3) CuCl2 + Fe = … ; 4) СuCl2 + NaOH = Cu(ОН)2 + … .

4. Прочитайте (а дома выучите) определения в задачнике на с. 24.

Устно выполните упр. 2-17 из задачника19

УЭ-4 Домашнее задание: § 20; выучить определения из задачника на с. 24. Задача 2-34. Из упр. 2-14 – 2-17 выписать по два уравнения реакций каждого типа, расставить коэффициенты
Урок 2
Учебный элемент Познавательная часть модуля Деятельность
учащихся
УЭ-1 Цель. Проверить усвоение знаний о типах химических реакций.

Задание. Расставить коэффициенты в уравнениях реакций, указать их типы, прочитать эти уравнения реакций (двое учащихся отвечают у доски, другие пишут в тетрадях).

Индивидуальные задания на доске:

Na2O + H2O NaOH,

Fe + H2O Fe3O4 + H2,

NaOH + H2SO4 Na2SO4 + H2O,

Au2O3 Au + O2.

Задания, выполняемые в тетради:

Al + FeO Al 2O3 + Fe,

KClO3 KCl + O2

Индивидуальные ответы у доски по уравнениям реакций.

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа в тетради

УЭ-2 Цель. Научиться определять недостающие реагенты и продукты реакций.

Задание 1. Расставьте коэффициенты в схемах реакций. Соотнесите уравнения и типы химических реакций.

1) HNO3 + Fe2O3 Fe(NO3)3 + H2O

2) Ca3(PO4)2 CaO + P2O5

3) Al + TiCl4 AlCl3 + Ti

4) SO3 + H2O H2SO4

5) H2O2 H2O + O2

а) Соединение

б) Разложение

в) Замещение

г) Обмен

Выполните задания в тетрадях с последующей проверкой (двое учащихся работают на доске за створками).
  Задание 2. Соотнесите левые и правые части уравнений реакций. Расставьте коэффициенты, укажите типы реакций. Задания со звездочкой(*) – для тех, кто успел ответить раньше других. Их решение можно представить на оценку
Ca + O2 = P2O5 + CaO
Ca + Al2O3 = Ca3(PO4)2 + Н2О
Са (ОН)2 + Н3РO4 = CaO + Al
Ca3(PO4)2 = CaO
Задание 3*. Допишите уравнения реакций.

Соединение: Na + Br2 … .

Разложение: H2CO3 CO2 + … .

Замещение: … + CuCl2 … + AlCl3.

Обмен: HBr + Fe2O3 … + … .

Задание 4*. Исправьте ошибки в записи уравнений реакций:

2NO + 2O2 = 2NO2, FeCl2 + 3Cl2 = 2FeCl3 .

Задание 5*. Запишите уравнения реакций химических процессов:

а) между алюминием и кислородом (реакция соединения);

б) между водородом и оксидом вольфрама(VI) (реакция замещения);

в) разложения аммиака NH3 на два простых вещества

УЭ-3 Домашнее задание. Контрольная работа из задачника со с. 29, 1-й вариант

Методы познания химии

Оборудование и реактивы для лабораторных опытов. Cтакан с водой, магнит, чистые пробирки; порошок железа, древесные опилки, соль, раствор соляной кислоты.

Учебный элемент Познавательная часть модуля Деятельность учащихся
УЭ-0 Изучив данный модуль, вы:

• закрепите знания важнейших химических понятий;

• получите представление о том, что такое метод;

• углубите знания об использовании теоретических и практических методов в химии;

• выясните роль химического языка в ходе познания различных объектов;

• научитесь применять химический язык при описании объектов и явлений

Внимательно изучите содержание модуля (его назначение)
УЭ-1 Цель. Сравнить важнейшие понятия в разных науках – физике и химии.

1. Сравните понятие «вещество» в химии и физике. Что нового о веществе вы узнали при изучении химии?

2. Сравните атомно-молекулярное учение с позиций химии и физики. Как используется это учение для объяснения физических и химических явлений?

3. Как формулируется закон сохранения массы и энергии в химии и в физике?

4. Тест. Дайте обоснованный ответ, что из перечисленного лишнее:

а) капля, масло, снежинка, айсберг;

б) горение бензина, испарение, скисание молока;

в) запах, молекула, агрегатное состояние;

г) водород, кислород, вода

Работайте устно, с классом.

 

 

Работайте индивидуально

УЭ-2 Цель. Определить, что такое «метод», какие методы используются в химии.

1. Какие методы применял Шерлок Холмс для установления истины? Что такое «метод»?

2. Какие методы познания вы применяли на уроках биологии, географии, физики, химии?

3. Ознакомьтесь с содержанием § 22 (с. 72, абзац 3).

Соответствует ли определение метода вашей точке зрения?

Какие методы применяют в химии?

4. Что нового о методах познания в химии вы узнали на уроке?

Работайте устно, с классом.

Работайте с учебником.

Запишите определение понятия «метод» в тетради

УЭ-3 Цель. Выяснить роль практических методов для познания химии.

1. Лабораторное наблюдение. Описание веществ.

В пробирках – порошок железа, древесные опилки, соль.

Исследуйте и опишите их свойства (агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость в воде, действие магнита). Сделайте вывод о свойствах веществ. Сравните, что у них общего и в чем различие.

2. Химический эксперимент.

Железные опилки поместите в пробирку, добавьте 1–2 мл раствора НСl. Опишите наблюдаемые признаки химической реакции.

Зарисуйте схему реакции, обозначив атомы кружочками разных цветов (моделирование). Запишите уравнение реакции

Работайте в паре, обсудите устно друг с другом.

 

Зарисуйте схему опыта и запишите в тетради уравнение реакции

УЭ-4 Цель. Определить значение химического языка в процессе познания.

1. Изучите материал учебника § 24 (с. 76, с 3-го абзаца).

2. Как алхимики описывали свои наблюдения?

3. Что выражают современные формулы и уравнения реакций?

Работайте с учебником.

Ответьте на вопросы

УЭ-5 Цель. Систематизировать знания о методах познания химии.

Тест. Установите соответствие между объектами и методами изучения химии (возможны разные ответы, докажите правильность своего выбора).

Работайте в паре.
1) Свойства вещества а) Качественный анализ
2) Химический эксперимент б) Математический анализ
3) Состав вещества в) Наблюдение, описание
4) Сущность химических процессов г) Анализ, синтез
д) Химический язык
Задача. При прокаливании 200 г карбоната кальция СаСО3 образовалось 112 г оксида кальция СаО и 44,8 л (при н.у.) углекислого газа СО2 (плотность газа () при н.у. равна
1,964 г/л). Не противоречат ли эти данные закону сохранения массы веществ? О каком методе познания идет речь?
Дополнительное задание. Работайте индивидуально
УЭ-6 Подведение итогов урока.

1. Прочитайте внимательно цели урока. Достигли ли вы целей? В какой степени?

2. Оцените работу на уроке («5» – очень хорошо, цель достигнута полностью, выполнено дополнительное задание, «4» – хорошо, но не очень, цель достигнута в основном, «3» – главное понял, трудно повторить).

Домашнее задание. Повторить по тетради

Чистые вещества и смеси

Оборудование и реактивы для лабораторных опытов. Лист бумаги, стакан с водой, магнит, стеклянная палочка; в пробирках – сера и железо.

Оборудование и реактивы для демонстрационного опыта. Спиртовка, спички, зажим для пробирки, магнит; смесь серы и железа (2 г и 3,5 г соответственно).

Учебный элемент Познавательная часть модуля Деятельность учащихся
УЭ-0 Изучив данный модуль, вы:

• сможете расширить свои знания о веществах и их нахождении в природе;

• получите представление о чистых веществах и смесях;

• научитесь их различать;

• продолжите развитие умений проводить лабораторные исследования

Внимательно изучите назначение предлагаемого модуля
УЭ-1 Цель. Проверить знания основных понятий о веществах.

Задание 1. Определите, что из перечисленного лишнее и почему:

а) гвоздь, железо, медь;

б) молекулы, атомы, кристаллы;

в) железо Fe, сульфид железа(II) FeS, сера S;

г) алюминий Al, фосфор Р, кислород О2

Задание 2. Отличаются ли друг от друга молекулы или атомы одного вещества? А разных веществ?

Работайте устно, с классом
УЭ-2 Цель. Раскрыть понятия «чистые вещества» и «смеси».

Лабораторное исследование. Исследуйте и опишите свойства веществ – серы и железа (агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость в воде, отношение к действию магнита). Сделайте вывод о сходстве и различиях свойств серы и железа.

Смешайте на бумаге серу и железо, пронаблюдайте за демонстрацией учителя. Что изменяется при нагревании смеси Fe и S? Объясните причину изменения.

Задание 1. Сравните чистые вещества и смеси, заполните в тетради таблицу.

При выполнении опытов работайте в паре. Начинайте исследование по команде учителя.

Заполните таблицу в тетради.

Характеристика вещества (смеси) Чистые вещества Смеси
Состав Постоянный ……………..
Физические свойства ………………… Непостоянные
Возможность разделения физическими методами Невозможно (?) ……………..
Задание 2. Сформулируйте определения чистого вещества и смеси.

Задание 3. Перечислите сначала чистые вещества, а потом смеси: железная руда, воздух, кислород, углекислый газ, молоко, сахар, морская вода, алюминий, лимонад, зубная паста

Запишите определения в тетрадь.

Выполните задание устно

УЭ-3 Цель. Определить способы разделения смесей веществ.

Укажите, на основании чего возможно разделение смеси.

1. Под руководством учителя выполните опыт по разделению смеси серы и железа магнитом.

2. Познакомьтесь со способами разделения смесей по учебнику – табл. 12 и 13, с. 81 (объяснение незнакомых слов в тексте – на с. 80).

3. Мысленный эксперимент. Предложите, как разделить смеси:

а) древесных опилок и порошка железа;

б) воздух – смесь азота и кислорода;

в) суспензию бензина в воде;

г) раствор соли.

4. Сделайте вывод, от чего зависит выбор способа разделения смеси

Решение проблемы.

 

 

 

Работа в группах – 3 мин

УЭ-4 Цель. Узнать о нахождении веществ в природе, веществах в лаборатории, разнообразии смесей веществ.

Проблемный вопрос. Существуют ли вещества в природе в чистом виде? Если да, то в каких условиях?

1. Назовите природные смеси. Из каких веществ они состоят?

2. Что такое раствор, дым, паста, пена, туман?

3. Приведите примеры нахождения в природе чистых веществ.

4. Какие источники содержат чистую воду, а какие – смесь воды с другими веществами: облако, море, река, снег, родник?

5. Сделайте вывод о возможности существования чистых веществ в природе.

Что такое примесь?

6. Рассмотрите баночки с реактивами. Найдите маркировку степени чистоты реактива. О чем она свидетельствует?

(Ответ найдите в учебнике – табл. 11, с. 79)

Решение проблемы.

 

Работаем устно, с классом.

 

 

 

 

Работаем с объектами, в паре

УЭ-5 Цель. Практически применить полученные знания.

Задача 1. Обоснуйте способ очистки природной воды, сильно загрязненной песком и ржавчиной. Назовите последовательные операции, необходимые, чтобы сделать такую воду пригодной для питья.

Задача 2*. Почему очищенная (дистиллированная) вода в любой стране обладает одними и теми же физическими свойствами, а вода, взятая из разных рек и озер, различается по свойствам?

Задача 3*. Изобретательская задача. Имеется емкость с водой. На поверхности воды – слой керосина. В воду нужно внести предмет так, чтобы он не соприкоснулся с керосином, и в воде не оказалось дополнительного вещества

Решите качественные задачи: № 1 – в паре, № 2, 3 (дополнительные задания) – индивидуально
УЭ-6 Подведение итогов урока.

1. Прочитайте внимательно цели урока. Достигли ли вы поставленных целей? В какой степени?

2. Оцените работу на уроке («5» – очень хорошо, цель достигнута полностью, выполнено дополнительное задание, «4» – хорошо, но не очень, цель достигнута в основном, «3» – главное понял, трудно повторить).

Домашнее задание по задачнику № 3–7, по учебнику – прочитать практическую работу
№ 2 на с. 84

Результатом такого подхода (модульная технология) является:

• формирование мотивации учащихся к изучению химии, самостоятельности;

• индивидуализация обучения (содержание, темп, дозированная помощь, самооценка);

• возможность применения разных подходов в обучении: развивающего, личностно-ориентированного, проблемного, интегративного;

• применение разных форм познавательной деятельности: самостоятельной, в паре, в группе, фронтальной;

• развитие как общеучебных, так и специальных предметных умений и навыков.

Л и т е р а т у р а

Берсенева Е.В. Современные технологии обучения химии. М.: Центрхимпресс, 2004. Емельянова Е.О., Иодко А.Г. Организация познавательной деятельности учащихся на уроках химии. М.: Школьная пресса, 2002; Кузнецова Н.Е. и др. Химия. Учебник для 8 класса. М.: Вентана-Граф, 2006; Программы по химии под ред. Н.Е.Кузнецовой. М.: Вентана-Граф, 2006; Кузнецова Н.Е., Левкин А.Н. Задачник по химии.
8 класс. М.: Вентана-Граф, 2002; Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. Обучение химии. Решение интегративных учебных проблем. М.: Вентана-Граф, 2006; Шаталов М.А. Уроки химии. Методическое пособие. М.: Вентана-Граф, 2006; Радецкий А.М. Химический тренажер. Самостоятельные работы по неорганической химии. М.: Центрхимпресс, 2005.

И.М.ГУТИЕВА,
учитель химии школы № 2
с изучением языков и культуры
еврейского народа
(г. Биробиджан)