Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №16/2007

Я ИДУ НА УРОК

Обобщение и систематизация знаний
по курсу неорганической химии

Предлагаю разработку урока в 9-м классе по программе О.С.Габриеляна.

Цели. Развитие познавательного интереса учащихся к предмету химии; обобщение, закрепление и систематизация знаний учащихся об основных классах неорганических веществ, истории химии; развитие умений и навыков пользования периодической системой химических элементов Д.И.Менделеева, умение работать в группе.

Методы обучения. Объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично поисковый, демонстрационный.

Урок рассчитан на 1 ч 20 мин.

П л а н

1. Представление команд.

2. Конкурс «Знатоки».

3. Демонстрационные опыты.

4. Конкурс капитанов и разгадывание ребусов.

5. Подведение итогов.

6. Награждение.

Урок в игровой форме* под названием «Своя игра» проводят с целью проверки и закрепления всего учебного материала в 9-м классе. На уроке учащиеся повторяют весь курс неорганической химии. Такая форма урока является аналогом телевизионной игры «Своя игра».

Оборудование. Карточки с указанием темы вопроса и его стоимости в баллах, ребусы и индивидуальные карточки.

Тема вопроса Баллы
за верный ответ
История химии 20 40 60 80 100
Оксиды 10 20 30 40 50
Кислоты 20 40 60 80 100
Соли 10 20 30 40 50
Галогены 20 40 60 80 100
Металлы 10 20 30 40 50

Предварительная подготовка. За неделю до урока-игры учащиеся знакомятся с правилами его проведения, разбиваются на четыре команды.

Правила игры. На уроке можно получить отметки за работу «отлично», «хорошо» или не получить никакой оценки. Правильный ответ оценивается в то количество баллов, которое соответствует выбранному вопросу. Вопросы выбираются до тех пор, пока команда не даст неправильный ответ. Далее ход переходит к следующей команде.

ХОД УРОКА

Вступление

Что такое химия? Это постоянные разговоры о химии, лабораторные и практические работы, задачи из нашей повседневной жизни. И самое главное, это интересные уроки, которые невозможно забыть. Сегодня мы проведем один такой урок.

Представление команд

Каждая команда выбирает своего капитана. Он представляет свою команду и логотип. На выполнение данного задания отводится 5 мин. Команда, выполнившая задание первой, получает 5 баллов. Жюри может добавить еще 5 баллов команде, представившейся лучше всех.

Конкурс «Знатоки»

Играющая команда выбирает тему вопроса и называет его стоимость в баллах. Учитель зачитывает вопрос. В каждой категории по пять вопросов.

Вопросы по теме «Оксиды»

1. Этот оксид очень ядовитый, т.к. разрушает гемоглобин крови человека. (10 баллов.)

(Угарный газ СО.)

2. Этот оксид – самое распространенное и необходимое вещество на нашей планете.

(20 баллов.)

(Вода Н2О.)

3. Этот оксид без цвета и запаха образуется при дыхании и сгорании топлива. (30 баллов.)

(Углекислый газ СО2.)

4. Этот оксид образуется в результате окисления меди. (40 баллов.)

(Оксид меди(II) CuO.)

5. Эти оксиды образуются в результате разложения карбоната кальция. (50 баллов.)

(Оксид кальция CaO и диоксид углерода CO2.)

Вопросы по теме «Металлы»

1. Какие элементы называют металлами? (10 баллов.)

(Элементы I, II и частично III группы главной подгруппы.)

2. Сколько электронов на внешнем энергетическом уровне у атомов металлов? (20 баллов.)

(От 1 до 3e.)

3. Какие элементы называют щелочными металлами? (30 баллов.)

(Элементы I группы главной подгруппы.)

4. Какие элементы называют щелочно-земельными металлами? (40 баллов.)

(Элементы II группы главной подгруппы.)

5. Назовите четыре основных физических свойства металлов. (50 баллов.)

(Металлический блеск, пластичность,
тепло- и электропроводимость.)

Вопросы по теме «Кислоты»

1. Если воду вливать в эту кислоту, то вода, не успев смешаться с кислотой, может закипеть и выбросить брызги. А если эту кислоту вливать в воду, то выделится большое количество тепла. Назовите эту кислоту. (20 баллов.)

(Серная кислота H2SO4.)

2. В лаборатории эту кислоту получают из нитратов, основываясь на том, что она летучая. (40 баллов.)

(Азотная кислота HNO3.)

3. Эта кислота в свободном виде не существует, т.к. разлагается на воду и углекислый газ. (60 баллов.)

(Угольная кислота H2CO3.)

4. Эта кислота в воде почти нерастворима. С водой образует системы переменного состава. (80 баллов.) (Кремниевая кислота H2SiO3,

или mH2O•nSiO2.)

5. Эту кислоту получают при взаимодействии природной соли – ортофосфата кальция с серной кислотой при нагревании. (100 баллов.)

(Ортофосфорная кислота H3PO4.)

Вопросы по теме «Соли»

1. Как называют соли азотной кислоты? (10 баллов.)

(Нитраты.)

2. Как называют соли сернистой кислоты? (20 баллов.)

(Сульфиты.)

3. Как называют соли угольной кислоты? (30 баллов.)

(Карбонаты.)

4. Как называют соли сероводородной кислоты? (40 баллов.)

(Сульфиды.)

5. Как называют соли кремниевой кислоты? (50 баллов.)

(Силикаты.)

Вопросы по теме «Галогены»

1. Какие элементы периодической системы химических элементов называют галогенами? (20 баллов.)

(Элементы VII группы главной подгруппы.)

2. Назовите галоген, у которого электроны расположены на трех энергетических уровнях. (40 баллов.)

(Хлор.)

3. Какой галоген не может проявлять положительную степень окисления? (60 баллов.)

(Фтор, т.к. он самый электроотрицательный
элемент периодической системы.)

4. Какой галоген при 20 °С находится в твердом агрегатном состоянии? (80 баллов.)

(Йод.)

5. Как правильно обозначать при записи вещества-галогены в нулевой степени окисления? (100 баллов.)

(Все галогены двухатомные:
F2, Cl2, Br2, I2.)

Вопросы по теме «История химии»

1. Именно этот ученый первым рассматривал химию как теоретическую и экспериментальную науку. (20 баллов.)

(Роберт Бойль.)

2. Ученый, открывший периодический закон и создавший периодическую систему химических элементов. (40 баллов.)

(Д.И.Менделеев.)

3. Этот ученый в 1803 г. составил первую таблицу относительных атомных и молекулярных масс веществ. (60 баллов.)

(Джон Дальтон.)

4. Этот ученый открыл закон, позволивший определить количественные характеристики газообразных веществ. Впоследствии этот закон был назван именем ученого. (80 баллов.)

(Амедео Авогадро.)

5. В 1884 г. этот ученый впервые сформулировал общий закон смещения термодинамического равновесия в химических реакциях под влиянием внешних факторов (температура, давление и др.) (100 баллов.)

(Анри Луи Ле Шателье.)

Наука, из которой выросла химия, – алхимия. Алхимики верили в магическую силу философского камня, который, по их убеждению, способен превращать различные неблагородные металлы в золото. Они также занимались поисками эликсира долголетия и проводили различные опыты.

Демонстрационные опыты

Опыт 1. «Плавающий картофель»

В большой стакан наливают на 1/3 объема воды и помещают в стакан картофель. Добавляют твердый хлорид натрия, перемешивают. Картофель всплывает. Добавляют воду, картофель опять тонет.

Вопрос. Что из себя представляет хлорид натрия и к какому классу неорганических веществ он относится? (Соль, состоящая из катиона металла и кислотного остатка.)

Вопрос. В чем тайна плавающего картофеля? (Секрет прост: плотность насыщенного раствора хлорида натрия больше плотности картофеля.)

Опыт 2. «Ныряющее яйцо»

В широкий стакан с разбавленным раствором соляной кислоты опускают яйцо. Оно погружается на дно. В растворе начинается реакция:

CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + H2O + CO2.

Яйцо поднимается вверх. На поверхности жидкости пузырьки газа со скорлупы улетучиваются, яйцо опускается вниз. Так оно и ныряет, пока не растворится скорлупа.

Вопрос. Что из себя представляют СаСО3 и кислота НСl? Какой газ выделяется на поверхности яйца?

Опыт 3. «Вулкан на столе»

Под тигель положите большой лист бумаги для сбора оксида хрома(III). В тигель насыпьте дихромат аммония, в центре холмика смочите его спиртом. Зажгите «вулкан» горящей лучиной. Реакция экзотермическая, протекает бурно, вместе с азотом вылетают раскаленные частички оксида хрома(III).

Задание. Расставьте коэффициенты в схеме химической реакции методом электронного баланса:

(NH4)2Cr2O7 N2 + Cr2O3 + H2O.

Конкурс капитанов и разгадывание ребусов

Капитаны команд записывают на доске уравнения предложенных им окислительно-восстановительных реакций и расставляют коэффициенты.

Пока капитаны отвечают у доски, их команды набирают очки путем разгадывания ребусов. (За каждый правильный элемент – 1 балл.)

Ребусы для 1-й команды

Ребусы для 2-й команды

Ребусы для 2-й команды

Ответы на ребусы

Д л я 1-й к о м а н д ы.

Мышьяк, бор, висмут, никель, цирконий, марганец, ванадий, медь, углерод, азот, олово, астат.

Д л я 2-й к о м а н д ы.

Железо, азот, германий, галлий, медь, олово, натрий, полоний.

Д л я 3-й к о м а н д ы.

Мел, испарение, сахар, кислород, горение, водород, вода, дождь.

Жюри подводит итоги всех конкурсов. Участники команды, занявшей 1-й место, получают оценки «5». За 2-е место капитан и 2–3 участника на усмотрение капитана получают оценки «5», остальные – «4». Участники команды, занявшей 3-е место, получают «4».


* См. также № 8/2007, с. 11.

М.С.ТРОШИНА,
учитель химии лицея № 1
(г. Магнитогорск)