Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №15/2007

РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ

Школа: время реформ

Токсикология

Программа элективного курса

Пояснительная записка

Элективный курс «Токсикология» направлен на развитие творческого потенциала учащихся. Курс построен с учетом межпредметных связей химии 8–9-х классов (сведения о строении и свойствах неорганических и органических веществ) и биологии 8–9-х классов (знакомство с химической организацией клетки, процессами обмена веществ и физиологией человека в целом).

Цели. Расширить, углубить и систематизировать знания, полученные школьниками при изучении предметов биологии и химии.

Задачи курса. Сделать процесс познания творческим и интересным; организовать учащихся на поиск новой информации, привить желание «познавать».

На изучение курса отводится 8 ч. Он разработан на основе «Обязательного минимума содержания основного образования по химии и биологии», соответствует «Требованиям к уровню подготовки выпускников основной школы», «Базисному учебному плану школы» и определяет необходимый уровень знаний, умений и навыков учащихся.

Основное содержание курса составляют сведения о строении, свойствах, механизмах воздействия ядов и токсинов. Приводятся различные классификации ядов (по спектру действия, токсичности и т.д.). Рассмотрены пути проникновения и распределения ядов в организме, избирательное действие ядов на биомишени. Более детально представлены ферменты как основные биомишени при действии ядов в организме. Предусмотрен исторический экскурс в становление и развитие науки токсикологии.

Тематическое планирование

№ урока Тема Кол-во часов

Вид занятия

1 Токсикология как наука. Основные понятия токсикологии 1 Лекция
2 Свойства и классификация токсикантов 1 Лекция/ практикум
3 Факторы, влияющие на токсичность 1 Лекция
4 Ядовитые растения и ядовитые животные 1 Лекция
5 Пути проникновения и распределения ядов в организме 1 Лекция/ практикум
6 Особенности взаимодействия ядов с биомишенями 1 Лекция
7 Ферменты как основные биомишени. Строение, характеристика, особенности функционирования ферментов 1 Практикум
8 Типы ингибиторов ферментов, механизм их работы 1 Семинар
Итого

8

 

Содержание курса «Токсикология»

№ урока

Тема занятия

Основные аспекты,
понятия темы

Что должен
знать учащийся
в результате
изучения темы

Что должен
уметь учащийся,
изучив тему

1

Токсикология как наука. Основные понятия токсикологии История становления и развития науки токсикологии, ее характеристика; основные термины и понятия Историю становления науки. Какие разделы входят в современную токсикологию. Основные понятия токсикологии Пользоваться терминологическим аппаратом

2

Свойства и классификация токсикантов Понятия: токсикант, токсичность, доза (минимальная действующая и летальная), толерантность, сенсибилизация, кумуляция. Классификация по спектру действия Отличительные особенности минимальной действующей дозы и летальной дозы; чем сенсибилизация отличается от кумуляции Пользоваться терминологическим аппаратом и применять его при характеристике токсикантов

3

Факторы, влияющие на токсичность Пути проникновения ядов в организм; видовая чувствительность; возрастные, половые и индивидуальные различия в чувствительности к ядам Как максимально обезопасить свой организм от проникновения ядов; как помочь пострадавшему. Какие факторы могут вызвать отравления и их усилить Определять степень риска подвергнуться отравлению ядами. Анализировать ситуацию, пользуясь знаниями о факторах, влияющих на токсичность

4

Ядовитые растения и ядовитые животные Знакомство с самыми ядовитыми представителями флоры и фауны мира и нашей страны Признаки отравления и какой антидот следует применить в каждом конкретном случае Определять тип отравления, оказывать помощь при отравлениях

5

Пути проникновения и распределения ядов в организме Пути проникновения ядов через органы дыхания, кожные покровы, желудочно-кишечный тракт Как не допустить проникновение ядов Анализировать воздействие токсикантов на определенные органы и системы органов

6

Особенности взаимодействия ядов с биомишенями Понятие «биологическая мишень», или «биомишень»; явление избирательной токсичности Действие некоторых ядов и токсинов на биологические мишени Анализировать воздействие ядов на биомишени

7

Ферменты как основные биомишени. Строение, характеристика, особенности функционирования ферментов Ферменты: их природа, строение, характеристика, особенности функционирования Принцип работы ферментов и их основную каталитическую роль Проводить простейшие исследования, показывающие работу ферментов

8

Типы ингибиторов ферментов, механизм их работы Понятие «ингибитор». Ингибиторы конкурентные и неконкурентные Механизм взаимодействия ферментов с ингибиторами Подбирать вещества, которые нейтрализируют работу ингибиторов

Л и т е р а т у р а

Энциклопедия для детей. Т. 17. Химия. М.: Аванта+, 2004; Пономарев А.Я. Основы токсикологии. М.: Изд-во Военной академии РВСН им. Петра Великого, 2001; Скальный А.В. Химические элементы в физиологии и экологии человека. М.: Оникс 21 век, 2004.

Е.А.ДАХНО,
учитель химии и биологии школы № 20
(г. Королев, Московская обл.)

Рейтинг@Mail.ru