Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №11/2007

РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ

Предисловие

Рабочая тетрадь представляет собой дидактическое пособие к школьному учебнику химии. Это сборник вопросов и упражнений, сгруппированных поурочно, в чем его отличие от задачников, в которых задания подобраны тематически. Рабочая тетрадь включает 65 уроков по семи главам учебника и предназначена для самостоятельной работы учащихся на уроках и дома. Пособие ориентировано на лучшее усвоение и закрепление учебного материала.

Главная особенность заданий рабочей тетради: спрашивается именно то, что нужно знать на данном уроке и на что можно найти ответ в базовом учебнике. Выполнение заданий способствует восприятию материала учебника, помогает акцентировать внимание на ключевых вопросах.

Приводятся примеры решений типовых задач. Обращается внимание на знание формулировок, различных классификационных признаков, химических свойств веществ. Проверяются умения логически мыслить, анализировать. Предложено много расчетных задач и проблемных вопросов. В газетном варианте рабочей тетради ответы даны на все вопросы.

В завершение каждой темы – вопросы для подготовки к контрольной работе (четыре контрольные работы).

Пособие будет полезно учителю в организации учебного процесса и учащимся для успешного изучения предмета.

Темы уроков в основном соответствуют названиям параграфов учебника С.С.Бердоносова «Химия-8». Пособие можно также использовать при работе с другими учебниками.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение

Урок 1. Зачем в школе изучают химию?

Урок 2. Химия – область естествознания и производственная деятельность.

Глава 1. Атомы. Химические элементы. Химические формулы.
Уравнения химических реакций

Урок 3. Атомы. Химические элементы.

Урок 4. Символы химических элементов.

Урок 5. Химические формулы.

Урок 6. Химические реакции. Уравнения химических реакций.

Урок 7. Химические реакции соединения, разложения, замещения и обмена.

Урок 8. Лабораторная посуда и оборудование.

Урок 9. Сохранение массы при химических реакциях.

Ответы на упражнения к введению и главе 1.

Глава 2. Атомные ядра и электронные оболочки атомов. Химическая связь. Молекулы. Молекулярные и немолекулярные вещества. Моль. Простейшие химические расчеты

Урок 10. Сложное строение атомов.

Урок 11. Нуклиды. Изотопы.

Урок 12. Относительные атомные массы. Атомная масса химического элемента.

Урок 13. Относительная формульная масса. Расчет массовой доли химического элемента в соединении.

Урок 14. Электронные оболочки атомов.

Урок 15. Ионная химическая связь.

Урок 16. Ковалентная химическая связь. Молекулы.

Урок 17. Закон Авогадро. Число и постоянная Авогадро. Единица количества вещества моль. Молярная масса. Молярный объем газов.

Урок 18. Расчеты с использованием понятий «моль» и «молярный объем газа».

Контрольные вопросы к главам 1 и 2.

Ответы на упражнения и задачи к главе 2 и контрольные вопросы к главам 1 и 2.

Глава 3. Кислород. Водород. Вода

Кислород

Урок 19. Первое знакомство с кислородом.

Урок 20. Получение кислорода. Свойства кислорода.

Урок 21. Атом и молекула кислорода.

Урок 22. Аллотропия кислорода. Озон.

Урок 23. Горение.

Урок 24. Тепловые эффекты химических реакций.

Водород

Урок 25. Общая характеристика элемента водорода. Атом и молекула водорода.

Урок 26. Получение водорода.

Урок 27. Химические свойства водорода. Водород как топливо.

Вода – химическое соединение водорода с кислородом

Урок 28. Физические и химические свойства воды.

Урок 29. Вода в жизнедеятельности человека.

Урок 30. Проблема сохранения водных ресурсов.

Контрольные вопросы к главе 3.

Ответы на упражнения, задачи и контрольные вопросы к главе 3.

Глава 4. Металлы и неметаллы. Основные классы неорганических соединений. Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции

Урок 31. Металлы и неметаллы.

Урок 32. Металлы и неметаллы вокруг нас.

Урок 33. Электроотрицательность.

Урок 34. Степень окисления.

Урок 35. Окисление и восстановление.

Урок 36. Нахождение коэффициентов в уравнениях окислительно-восстановительных реакций.

Урок 37. Оксиды – строение, названия и получение.

Урок 38. Формулы и свойства оксидов.

Кислоты и основания

Урок 39. Кислоты.

Урок 40. Основания.

Урок 41. Реакция нейтрализации. Соли.

Урок 42. Реакции кислот и щелочей: использование на практике.

Урок 43. Реакции оксидов с кислотами и щелочами. Основные и кислотные оксиды.

Урок 44. Амфотерные оксиды и гидроксиды.

Контрольные вопросы к главе 4.

Ответы на упражнения, задачи и контрольные вопросы к главе 4.

Глава 5. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева

Урок 45. Открытие Д.И.Менделеевым периодического закона и создание периодической системы химических элементов.

Урок 46. Причины периодичности изменения свойств химических элементов.

Урок 47. Периодическая система элементов Д.И.Менделеева.

Урок 48. Значение периодического закона и периодической системы элементов Д.И.Менделеева.

Глава 6. Растворы

Урок 49. Отличие растворов от смесей и химических соединений.

Урок 50. Термины, характеризующие растворы. Классификация растворов.

Урок 51. Концентрация растворов.

Урок 52. Электролиты и неэлектролиты.

Урок 53. Кислоты и основания в водных растворах.

Урок 54. Реакции в растворах между сильными электролитами – реакции между ионами.

Урок 55. Задачи на составление ионных уравнений реакций.

Урок 56. Характеристика водных растворов с помощью рН.

Урок 57. Распознавание веществ по их химическим свойствам.

Урок 58. Гидролиз солей.

Урок 59. Изменения рН растворов в химических реакциях.

Глава 7. Свойства неметаллов

Урок 60. Общая характеристика неметаллов.

Неметаллы группы IVа углерод и кремний

Урок 61. Общая характеристика элементов С и Si. Аллотропия углерода.

Урок 62. Древесный уголь как адсорбент. Адсорбция.

Урок 63. Неорганическая химия простых веществ, отвечающих углероду.

Урок 64. Оксиды углерода. Угольная кислота и ее соли.

Урок 65. Кремний. Оксид кремния. Силикаты. Стекло.

Контрольные вопросы к главам 5–7.

Ответы на упражнения, задачи и контрольные вопросы к главам 5–7.

ВВЕДЕНИЕ

Урок 1. Зачем в школе изучают химию?

1. Выберите правильное продолжение: «Химия – наука о….........................»

Варианты ответа:

а) земной коре;

б) природных комплексах;

в) пространственных формах;

г) живой природе;

д) веществах;

е) законах движения.

..............................................................................................

2. Сформулируйте определение понятия «вещество».

..............................................................................................

3. Из следующего перечня выберите вещества: самолет, алюминий, автомобиль, железо, дерево, урожай, вода, больница, уголь.

..............................................................................................

4. Назовите по три вещества:

а) названия которых представлены в периодической системе Д.И.Менделеева;

б) которых нет в таблице Менделеева.

..............................................................................................

5. Напишите недостающее: исходные и образующиеся вещества или название процесса в следующих химических превращениях:

………………….… прокисание ………………….…;

парафин свечи …………….… углекислый газ и вода;

………………….… гниение ………………….…;

железо ……………….. ржавчина;

удобрения ……..……….… растение с плодами;

…………………… выплавка стали …………………..… .

6. Какие превращения химические, а какие – физические?

а) Замерзание воды;

б) горение угля;

в) испарение бензина;

г) образование капелек воды – росы на траве (при конденсации паров воды);

д) «вскипание» раствора пищевой соды при смешивании с лимонной кислотой.

..............................................................................................

Урок 2. Химия – область естествознания
и производственная деятельность

1. Придумайте и опишите эксперимент, подтверждающий, что:

а) сахар растворяется в воде, а речной песок – нет;

б) спирт горит, а вода – нет;

в) мел можно растереть в порошок, а кусочек медной проволоки – нет.

..............................................................................................

2. Чем научная деятельность отличается от производственной?

..............................................................................................

3. Поясните, что означают следующие термины:

а) эксперимент – ........................................... ;

б) гипотеза –  ...........................................;

в) правило (закон) –  ...........................................;

г) научный язык –  ...........................................;

д) правила техники безопасности –   ............................................

4. Какие последствия может повлечь несоблюдение техники безопасности для:

а) исполнителя работ;

б) других людей в помещении;

в) самого помещения;

г) репутации фирмы?

..............................................................................................

5. Что означает термин «контролируемые условия» при проведении химического эксперимента?

..............................................................................................

6. Для каждого из перечисленных веществ укажите несколько областей использования.

а) Природный газ –  ............................................

б) Вода –  ............................................

в) Мел – ........................................... .

г) Древесина – ........................................... .

ГЛАВА 1. АТОМЫ. ХИМИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ.
ХИМИЧЕСКИЕ ФОРМУЛЫ. УРАВНЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ

Урок 3. Атомы. Химические элементы

1. Впишите недостающие слова.

а) Атомы – это мельчайшие …………….. , они ……………. при химических превращениях.

б) Две главные характеристики атомов, по которым они отличаются друг от друга, – это .

в) К 2002 г. было известно …………… химических элементов.

г) Химический элемент – это …………… .

д) Простые вещества образованы атомами …………… .

е) Сложные вещества состоят из атомов …………… .

2. Как можно подтвердить, что сложное вещество состоит из соединенных между собой атомов различных элементов?

..............................................................................................

3. Какие химические элементы входят в состав воды?

..............................................................................................

4. Почему воздух, состоящий в основном из газа азота и газа кислорода, рассматривают не как сложное вещество, а как смесь простых веществ?

..............................................................................................

5. В чем различие понятий «химический элемент» и «простое вещество»?

..............................................................................................

6. Каких веществ больше – простых или сложных?

..............................................................................................

Урок 4. Символы химических элементов

1. Напишите символы и названия трех химических элементов, которые по-русски произносят так же, как и по-латыни.

..............................................................................................

2. Напишите символы следующих химических элементов:

сера – … , натрий – … , калий – …, алюминий – … .

3. Напишите символы и названия четырех химических элементов, образующих известные вам простые вещества. Укажите, где встречаются эти простые вещества.

..............................................................................................

4. По следующим символам найдите в таблице Д.И.Менделеева химические элементы и назовите их: Mn – …....... , Mg – …....... , Fe – …....... , P – …....... .

5. Сколько однобуквенных символов в таблице Д.И.Менделеева? Напишите эти символы и приведите названия элементов.

..............................................................................................

6. Названия каких химических элементов прячутся в следующих словах:

а) ромб; б) народ; в) орган; г) талант; д) урна?

..............................................................................................

Урок 5. Химические формулы

1. Закончите определение.

Запись состава вещества с помощью химических символов и индексов называют …………….

2. Укажите индексы при атомах азота и кислорода в следующих соединениях:

а) N2O5 – … и …; б) N2O – … и …;

в) NO2 – … и …; г) HNO3 – … и … .

3. Напишите, как читаются химические формулы.

Пример. Al2(SO4)3 – алюминий-два-эс-о-четыре-трижды.

а) Н2О – …………… ; б) СО2 – …………… ;

в) Fe3O4 – ……………; г) NaHCO3 –…………… ;

д) Ca(OH)2 – ……………; е) K3PO4 – …………….

4. Укажите, из атомов каких элементов состоят вещества.

Пример. Поваренная соль NaCl – из атомов натрия Na и хлора Cl.

а) Пиролюзит MnO2 – …………… .

б) Медный колчедан CuFeS2 – …………… .

в) Гипс CaSO4•2H2O – …………… .

Поваренная соль NaCl Пиролюзит MnO2
Поваренная соль NaCl
Пиролюзит MnO2

5. Укажите количественные соотношения атомов элементов в химических соединениях.

Пример. Корунд Al2O3: на 2 атома Al приходится 3 атома О.

а) Вода Н2О: …………… .

б) Хлороводород НСl: …………… .

в) Аммиак NH3: …………… .

Медный колчедан CuFeS2 Гипс CaSO4•2H2O
Медный колчедан CuFeS2
Гипс CaSO4•2H2O

6. Сравните:

а) качественный состав соединений Cu2S и CuSO4;

б) количественный состав соединений Fe2O3 и Fe3O4.

а) .............................................................................................. ;

б) .............................................................................................. .

Урок 6. Химические реакции. Уравнения химических реакций

1. Сформулируйте определение понятия «химическая реакция».

.............................................................................................. .

2. Закончите определение.

Уравнение химической реакции – это ...................................... .

3. Запишите, как читают следующие уравнения реакций.

Пример. 2Al + 3S = Al2S3: «Алюминий взаимодействует с серой, при этом получается сульфид алюминия».

а) 2H2 + O2 2H2O1.

..............................................................................................

б) 2NaHCO3 Na2CO3 + H2O + CO22.

..............................................................................................

в) Ca + 2H2O = Ca(OH)2 + H2.

..............................................................................................

4. Какие вещества, участвующие в химической реакции, называют исходными веществами, а какие – продуктами реакции?

..............................................................................................

5. Существует следующий способ расстановки коэффициентов в схеме химической реакции. Если в одной части схемы число атомов какого-то элемента четное, а в другой – нечетное, то перед формулой вещества с нечетным числом атомов ставят коэффициент 2. Расставьте коэффициенты в схемах реакций, т.е. превратите их в уравнения:

а) Са + О2 СаО;

б) Р + Сl2 РСl3;

в) СН4 + О2 СО2 + Н2О;

г) Аl + Н2SO4 Al2(SO4)3 + H2.

6. По словесному описанию составьте уравнения химических реакций.

а) Натрий Na растворяется в воде с образованием гидроксида натрия NaOH и водорода Н2.

..............................................................................................

б) Сероводород Н2S горит на воздухе, вступая в реакцию с кислородом О2, с образованием сернистого газа SO2 и воды.

..............................................................................................

7. Число атомов каждого элемента справа и слева в уравнении реакции должно быть одинаковым. С учетом этого дополните следующие записи формулами недостающих веществ:

а) Са(ОН)2 СаО + … ;

б) МgCO3 + 2HCl = MgCl2 + H2O + … ;

в) Р2О5 + … = 2Н3РО4.


1 Значком t над знаком равенства в уравнении реакции обозначают нагревание, необходимое для ее протекания.

2 Стрелкой, направленной вверх (), обозначают газ, образующийся в реакции, если исходные вещества твердые или жидкие.

Печатается с продолжением