Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №11/2007

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

 

Контролирующие материалы
по химии с практической направленностью

Важнейшим требованием к уровню подготовки выпускников является использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. К сожалению, заданий, позволяющих проверить это, на сегодняшний день практически не существует и в педагогической практике на данные аспекты применения химических знаний не обращают должного внимания [1]. В международных исследованиях PISA (Programme for International Student Assessment) и TIMSS (Third International and Science Study) [2–8], в которых Россия принимает участие, основной упор делается на определение уровня сформированности так называемой естественно-научной грамотности. Под такой грамотностью понимается способность учащихся использовать знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть изучены и решены с помощью научных методов. Предлагаемые учащимся ситуации в заданиях PISA и TIMSS связаны с проблемами, которые возникают в быту каждого человека (выбрать продукты при соблюдении диеты), а также в жизни человека как члена общества (например, определить наиболее целесообразное для города место строительства электростанции) или как гражданина мира (например, оценить последствия экологической катастрофы).

Ситуации в заданиях группируются вокруг следующих тем: «Естествознание, жизнь, здоровье», «Здоровье, болезни и питание», «Наука о Земле и окружающей среде», «Загрязнения», «Образование и разрушение почвы», «Использование материалов и захоронение отходов», «Естествознание и технология», «Взаимосвязь физических (биологических) систем», «Использование энергии».

Как по химии, так и по другим предметам естественно-научного цикла российские школьники продемонстрировали сравнительно высокое знание фактологического материала, умение воспроизводить и применять знания в знакомой ситуации. В меньшей степени проявились способности интегрировать эти знания и применять для объяснения явлений, происходящих в окружающем нас мире. Подобные задания в школьном курсе нашим школьникам практически не предлагаются. Для российского образования традиционно приоритетным является ориентация на освоение большого объема естественно-научных знаний. Это происходит в ущерб формированию способностей применять полученные в школе знания в различных жизненных ситуациях, решать поставленные проблемы научными методами, выдвигать гипотезы. Как следствие, излишняя фундаментальность химии, оторванность учебного материала от жизни, абстрактность вводимых понятий снижают интерес учащихся к научному познанию.

Результаты исследования PISA (2003) [см. 2] еще раз подтвердили, что российские школьники слабо ориентируются в актуальных проблемах естествознания, таких, как проблемы экологии, здорового образа жизни и др. Эти важные для современного человека проблемы изучаются разрозненно в курсах разных предметов, и до сих пор ничего не делается для их интеграции и осмысления. Поэтому необходимо усилить практическую направленность при изучении химии и стремиться к интеграции химии с другими разделами естествознания.

Нами составлен цикл интегрированных задач по общей химии с медико-биологической направленностью, которые кроме собственно контролирующих вопросов содержат информацию прикладного характера.

При составлении задач использовались материалы из курсов химии, биологии, экологии, валеологии. В основном привлечены материалы источников [5–13], акцентированные на изучение природы самого человека, знание физиологических процессов, происходящих в организме. Интегрированные задачи способствуют формированию познавательных мотивов. Вникая в сущность задач, учащиеся не только найдут методику их решения, но и еще раз убедятся, насколько тесно связана химия с повседневной жизнью человека, физиологической потребностью организма в тех или иных веществах. Учащиеся поймут, что знание свойств веществ важно для сохранения здоровья и что трудно переоценить роль химических реакций в повседневной жизни человека.

Такой подход к составлению контролирующих заданий школьного курса химии способствует пониманию учащимися того, что за каждой формулой стоит конкретное вещество, а за каждым уравнением реакции – конкретный процесс, происходящий в природе, в живых организмах, быту. Это наполняет химические символы конкретным жизненным смыслом и, главное, позволяет убедить школьников в том, что химия – наука действенная, необходимая и интересная.

Вывод формул химических соединений

1. В некоторых растениях, произрастающих в Южной Африке и Австралии, содержится соль – сильный яд. Менее одного грамма свежих листьев таких растений достаточно, чтобы убить барана. Установите молекулярную формулу этого яда, если массовые доли элементов в нем составляют: 16,38% (F), 20,68% (C), 1,72% (H), 27,59% (O), 33,62% (K).

Ответ. FCH2COOK.

2. Костный скелет человека состоит примерно на 80% из этого вещества. Определите его молекулярную формулу, если массовые доли элементов в нем составляют: 38,71% (Са), 20,00% (Р), 41,29% (О).

Ответ. Са3(РО4)2.

3. Желтая окраска кукурузных зерен обусловлена зеаксантином. Определите молекулярную формулу этого вещества, если известно, что оно содержит 84,51% (С), 9,86% (Н), 5,63%(О).

Ответ. С40Н56О2.

4. Определите молекулярную формулу яда шпанской мушки кантаридина, если массовые доли элементов в нем составляют: 61,23% (С), 6,12% (Н), 32,65% (О).

Ответ. С10Н12О4.

5. Определите молекулярную формулу вещества, из которого целиком состоит скелет простейших морских животных аконтарий, если массовые доли элементов в нем составляют: 47,83% (Sr), 17,39% (S), 34,78% (O).

Ответ. SrSO4.

6. Для мечения территории вилорог использует вещество состава 59,41% (С), 8,91% (Н), 31,68% (О). Определите простейшую формулу вещества.

Ответ. С5Н9О2.

7. При укусах муравьев на коже возникает чувство жжения в результате действия этой кислоты. Установите ее молекулярную формулу, если массовые доли элементов в ней составляют: 26,08% (С), 4,35% (Н), 69,56% (О).

Ответ. НСООН.

8. Определите молекулярную формулу «бариевой каши», используемой медиками (ее дают пациентам перед просвечиванием желудка), если массовые доли элементов в ней составляют: 58,79% (Ва), 13,73% (S), 27,46% (О).

Ответ. ВаSO4.

9. Красный цвет мухомора обусловлен красящим веществом мускаруфином. Определите формулу этого вещества, если массовые доли элементов в нем составляют: 65,22% (С), 3,48% (Н),
31,31% (О).

Ответ. С25Н16О9.

10. Лечебный эффект алоэ во многом обусловлен алоээмодином. Определите его простейшую формулу, если массовые доли элементов в нем составляют: 66,42% (С), 4,06% (Н), 29,52% (О).

Ответ. С15Н11О5.

Расчеты по химическим формулам

1. Суточная потребность организма в магнии составляет 0,2–0,4 г. Обеспечит ли суточную потребность организма в магнии добавление в пищу 1 г сульфата магния при условии его полного усвоения? (Да.)

2. Суточная потребность организма в железе составляет 0,01–0,02 г. Обеспечит ли суточную потребность организма в железе добавление в пищу 0,1 г сульфата железа(II) при условии его полного усвоения? (Да.)

3. Суточная потребность организма в натрии составляет 4–6 г. Обеспечит ли суточную потребность организма в натрии добавление в пищу 10 г хлорида натрия при условии его полного усвоения? (Да.)

4. Суточная потребность организма в цинке составляет 0,01–0,015 г. Обеспечит ли суточную потребность организма в цинке добавление в пищу 0,1 г сульфата цинка при условии его полного усвоения? (Да.)

5. Суточная потребность организма в меди составляет 0,002–0,003 г. Обеспечит ли суточную потребность организма в меди добавление в пищу 0,01 г сульфата меди(II) при условии его полного усвоения? (Да.)

6. Суточная потребность организма в кобальте составляет 20–50 мкг. Обеспечит ли суточную потребность организма в кобальте добавление в пищу 5 мг хлорида кобальта при условии его полного усвоения? (Да.)

7. Суточная потребность организма в калии составляет 2–3 г. Обеспечит ли суточную потребность организма в калии добавление в пищу 5 г хлорида калия при условии его полного усвоения? (Да.)

8. Суточная потребность организма в фосфоре составляет 1,3 г. Обеспечит ли суточную потребность организма в фосфоре добавление в пищу 3 г оксида фосфора при условии его полного усвоения? (Да.)

9. Суточная потребность организма в йоде составляет 100–150 мкг. Обеспечит ли суточную потребность организма в йоде добавление в пищу 3 мг йодида калия при условии его полного усвоения? (Да.)

10. Суточная потребность организма в марганце составляет 2–5 мг. Обеспечит ли суточную потребность организма в марганце добавление в пищу 10 мг хлорида марганца при условии его полного усвоения? (Да.)

Количество вещества. Моль

1. Оптимальная интенсивность поступления цинка в организм человека – 15 мг/день, причем 13 мг цинка поступает с продуктами питания. Подсчитайте, сколько атомов цинка поступает в организм:
а) с продуктами питания; б) из других источников (например, с воздухом).

Ответ. а) 1,2•1020; б) 1,8•1019.

2. В эмали зубов человека содержится примерно 7500 мг натрия, а в дентине зубов – 11 600 мг. Подсчитайте, сколько атомов натрия находится в: а) дентине зубов; б) эмали зубов человека.

Ответ. а) 2•1023; б) 3•1023.

3. В организме взрослого человека содержится около 140 г магния, причем 2/3 от этого количества приходится на костную ткань. Подсчитайте, сколько атомов магния находится в: а) костной ткани; б) человеческом организме в целом.

Ответ. а) 2,34•1024; б) 3,5•1024.

4. В организме взрослого человека содержится около 5 г железа, причем почти 2/3 этого количества входит в состав гемоглобина. Подсчитайте, сколько атомов железа находится в: а) гемоглобине; б) человеческом организме в целом.

Ответ. а) 3,6•1022; б) 5,4•1022.

5. В человеческом организме в общей сложности содержится примерно 100 г натрия, причем около 40% натрия находится в костной ткани. Подсчитайте, сколько атомов натрия находится в: а) костной ткани; б) человеческом организме в целом.

Ответ. а) 1,0•1024; б) 2,6•1024.

6. За сутки в организм взрослого человека поступает вместе с пищей около 250 мкг молибдена. Более половины поступившего в кишечный тракт молибдена всасывается в кровь. Подсчитайте, сколько атомов молибдена: а) поступает в организм за сутки; б) всасывается в кровь.

Ответ. а) 1,56•1018; б) > 0,78•1018.

7. Из организма человека ежедневно выводится около 0,15 мг хрома, причем около 80% выводится через почки. Подсчитайте, сколько атомов хрома выводится: а) через почки; б) из организма человека в целом.

Ответ. а) 1,4•1020; б) 1,8•1020.

8. Потребность человеческого организма в хроме составляет около 200 мкг в сутки, причем около 70% этого количества оседает в легких. Подсчитайте, сколько атомов хрома: а) оседает в легких;
б) должно поступать в организм человека в сутки.

Ответ. а) 1,68•1018; б) 2,4•1018.

9. Среднесуточная потребность человека в боре составляет около 2 мг. В некоторых регионах мира из-за повышенного содержания бора в окружающей среде в организм человека попадает ежедневно 17–27 мг бора. Подсчитайте, сколько атомов бора: а) должно поступать в организм человека в сутки; б) поступает в избыточном количестве в таких регионах.

Ответ. а) 1,2•1020; б) от 8,2•1020 до 13,6•1020.

10. Оптимальная интенсивность поступления кремния в организм человека составляет около
100 мг/день. В организме усваивается около 4% от общего количества поступившего кремния. Подсчитайте, сколько атомов кремния: а) должно поступать в организм человека за сутки;
б) усваивается организмом человека.

Ответ. а) 21,4•1020; б) 0,86•1020.

Строение ядра атома. Изотопы

1. С помощью искусственно получаемых радиоактивных изотопов 13153Э некоторого элемента изучают и лечат щитовидную железу, проводят диагностику различных заболеваний. Укажите:
а) название элемента; б) число протонов и нейтронов в ядре; в) число электронов в электронной оболочке атома.

Решение

а) Заряд ядра атома искомого элемента 53 численно совпадает с номером элемента в периодической системе. Элемент № 53 – йод, символ – I.

б) Порядковый номер элемента йода – 53, следовательно, ядро этого элемента содержит 53 протона.

Массовое число атома A = 131 – это сумма чисел протонов и нейтронов, A = N(p) + N(n), следовательно, число нейтронов в данном ядре:

N(n) = AN(p) = 131 – 53 = 78.

в) Число электронов в атоме равно заряду ядра; в данном случае число электронов равно 53.

2. На основе изотопов 23894Э некоторого элемента изготавливают атомные батарейки, которые используют в специальных генераторах, стимулирующих у больных людей работу сердечной мышцы. Укажите: а) название элемента; б) число протонов и нейтронов в ядре; в) число электронов в электронной оболочке атома.

Ответ. а) Плутоний Pu; б) 94p и 144n; в) 94е.

3. Алхимики пытались превратить некоторые вещества в золото. Однако эти попытки оказались бесплодными, т.к. превратить атомы одного элемента в атомы другого химическим путем невозможно. Сегодня, в принципе, можно синтезировать золото из атомов некоторого элемента, облучая нейтронами изотопы 19680Э. Укажите: а) название элемента; б) число протонов и нейтронов в ядре; в) число электронов в электронной оболочке атома.

Ответ. а) Ртуть Hg; б) 80p и 116n; в) 80е.

4. Свое название этот элемент получил от греческого слова – «неустойчивый» – у него нет долгоживущих изотопов. Наиболее долгоживущие из его изотопов – искусственно полученные изотопы 21085Э. Укажите: а) название элемента; б) число протонов и нейтронов в ядре; в) число электронов в электронной оболочке атома.

Ответ. а) Астат At; б) 85p и 125n; в) 85е.

5. Живые существа усваивают легкие изотопы 3216Э некоторого элемента чуть-чуть предпочтительнее, чем тяжелые 3416Э. Укажите: а) название элемента; б) число протонов и нейтронов в ядре 3216Э; в) число электронов в электронной оболочке атома.

Ответ. а) Сера S; б) 16p и 16n; в) 16е.

6. Изотопы 15163Э, 15363Э некоторого элемента очень сильно поглощают медленные нейтроны, «работающие» в ядерном реакторе. Поэтому они применяются в защитных материалах, предохраняющих персонал реакторов от вредного нейтронного облучения. Укажите: а) название элемента; б) число протонов и нейтронов в ядрах легких изотопов; в) число электронов в электронной оболочке атома.

Ответ. а) Европий Eu; б) 63p и 88n; в) 63е.

7. Составы, содержащие изотопы 14761Э некоторого элемента, непрерывно светятся в течение нескольких лет, поэтому с их помощью делают указатели и надписи в слабоосвещенных местах. Укажите: а) название элемента; б) число протонов и нейтронов в ядре; в) число электронов в электронной оболочке атома.

Ответ. а) Прометий Pm; б) 61p и 86n; в) 61е.

8. Атомные батарейки, изготовленные из изотопов 14761Э некоторого элемента, используют в слуховых аппаратах. Укажите: а) название элемента; б) число протонов и нейтронов в ядре; в) число электронов в электронной оболочке атома.

Ответ. а) Прометий Pm; б) 61p и 86n; в) 61е.

9. Изотопы 146Э некоторого элемента широко используются для определения возраста предметов, образованных веществами органического происхождения. Укажите: а) название элемента; б) число протонов и нейтронов в ядре; в) число электронов в электронной оболочке атома.

Ответ. а) Углерод С; б) 6p и 8n; в) 6е.

10. Ядра атомов некоторого элемента, используемого в медицине для облучения раковых опухолей, содержат каждое по 33 нейтрона, а электронная оболочка такого атома – 27 электронов. Назовите элемент, изотопами которого являются данные атомы. Приведите запись его символа с указанием заряда ядра и массового числа.

Ответ. Кобальт 6027Со.

Ядерные реакции

1. Благодаря процессу образования ядер 42Не из более простых частиц – ядер водорода 11Н – на звездах и в межзвездном пространстве накапливаются очень большие запасы гелия. Какой тип ядерных превращений при этом реализуется?

а) -Распад; б) -распад;

в) -распад; г) захват электрона;

д) спонтанное деление; е) ядерный синтез.

Ответ. е.

2. В медицине радий используется как источник радона при лечении радоновыми ваннами: при радиоактивном распаде 226Rа образуется 222Rn. Какой тип радиоактивного распада наблюдается при этом?

Ответ. 22688 22286Rn + 42Не.

3. Ядерная реакция образования ядер 42Не из ядер водорода 11Н сопровождается выделением большого количества энергии и служит одним из главных источников энергии Солнца и других звезд:

4 11Н = 42Не + 2+ + 1944 млн кДж.

Какой тип радиоактивных превращений наблюдается при этом?

Ответ. Ядерный синтез.

4. Облучая нейтронами изотопы ртути 19680Hg, за месяц можно получить 1,5 г золота 19779Au. Какой тип радиоактивного распада реализуется при таком превращении?

Ответ. +-распад.

Электролиз растворов и расплавов электролитов

1. Для изготовления имплантантов понадобилось 22 г никеля. При какой силе тока необходимо проводить электролиз раствора нитрата никеля, чтобы в течение 1 ч получить необходимую массу никеля?

Ответ. I = 20 A.

2. Для сканирования головного мозга понадобилось 3,48 г железа. В течение какого времени необходимо проводить электролиз раствора сульфата железа(III) при силе тока 10 А, чтобы получить необходимую массу чистого металла?

Ответ. t = 0,5 ч.

3. Для диагностики желудочно-кишечных кровотечений лаборатории необходимо 80,84 г чистого хрома. При какой силе тока необходимо проводить электролиз раствора сульфата хрома(III), чтобы в течение 100 мин получить заданную массу чистого металла?

Ответ. I = 75 A.

4. При какой силе тока необходимо проводить электролиз раствора нитрата ртути(II), чтобы в течение 1,5 ч получить 0,5 кг чистой ртути, используемой для определения возраста и подлинности художественных картин?

Ответ. I = 88,9 A.

5. При производстве имплантантов в ортопедии в качестве биосовместимого материала понадобилось 50 г титана. В течение какого времени следует проводить электролиз водного раствора сульфата титана(IV) при силе тока 200 А, чтобы получить необходимую массу чистого титана?

Ответ. t = 33,5 мин.

6. Для лечения кожных болезней в качестве аппликатора понадобилось 5 г стронция. При какой силе тока необходимо проводить электролиз расплава хлорида стронция, чтобы в течение 2 ч получить данную массу чистого стронция?

Ответ. I = 1,52 А.

7. Для исследования обмена железа в организме больного понадобилось 10 г железа (используются изотопы Fe-59). В течение какого времени нужно проводить электролиз водного раствора сульфата железа(III) при силе тока 10 А, чтобы получить необходимую массу чистого металла?

Ответ. t = 1,36 ч.

8. В челюстно-лицевой хирургии в качестве биосовместимого материала понадобился чистый титан. При какой силе тока необходимо проводить электролиз расплава хлорида титана(IV), чтобы в течение 2 ч получить 1 г титана?

Ответ. I = 1,12 А.

9. В медицине изотоп стронция Sr-89 применяют в лучевой терапии костных опухолей. Какая масса стронция выделится при электролизе расплава бромида стронция в течение 1 ч при силе тока 30 А?

Ответ. Примерно 50 г.

10. В качестве метки для цинксодержащих ферментов в диагностической лаборатории понадобилось 3,5 г цинка. В течение какого времени нужно проводить электролиз водного раствора сульфата цинка при силе тока 120 А, чтобы получить необходимую массу чистого цинка?

Ответ. t = 86,6 с, или 1,4 мин.

Ситуационные задачи

1. В реанимацию попадают больные, потерявшие много крови. В этих случаях используют 0,85%-й раствор поваренной соли ( = 1 г/мл), который называется физиологическим раствором. Представьте, что вы медсестра реанимационного отделения и должны срочно приготовить 800 мл такого раствора. Как вы на месте медсестры приготовили бы такой раствор?

Ответ. Растворить 6,8 г соли в 793 мл воды.

2. При ожогах кожи фосфором ее обильно смачивают 5%-м раствором сульфата меди(II). Представьте, что вы старший фармацевт и должны дать неопытному лаборанту задание приготовить 500 мл такого раствора. Составьте карту-инструкцию приготовления раствора.

Ответ. 25 г CuSO4 растворить в 475 мл воды.

3. В больнице для промывания горла пациенту назначили 0,5%-й раствор перманганата калия, а в наличии оказался только 6%-й раствор этого вещества. Сколько воды и 6%-го раствора потребуется, чтобы приготовить 1 кг 0,5%-го раствора перманганата калия?

Ответ. 917 г воды и 83 г 6%-го раствора.

4. Для проведения анализа лаборанту биохимической лаборатории требуется раствор гидроксида натрия объемом 100 мл с молярной концентрацией гидроксида натрия 0,2 моль/л. Как вы на месте лаборанта приготовили бы такой раствор?

Ответ. Растворить 0,02 моль, т.е. 0,8 г, NaOH в 50 мл воды
и довести объем раствора (добавить воды) до 100 мл.

5. Представьте, что вы медработник хирургического отделения районной больницы и должны приготовить для обработки ран 5%-й спиртовой раствор йода. Какой объем раствора можно приготовить из 10 г кристаллического йода, если плотность раствора должна быть 0,950 г/мл.

Ответ. 211 мл.

6. Представьте, что вы фармацевт и должны приготовить раствор Люголя, применяющийся в лор-практике для смазывания слизистой оболочки полости рта и горла. Массовые доли йода и йодида калия в растворе Люголя должны быть соответственно 0,05% и 0,1%. Сколько граммов йода и йодида калия надо взять, если объем воды 17 мл?

Ответ. 0,01 г йода и 0,02 г йодида калия.

7. Помогите лаборанту биохимической лаборатории определить концентрацию гидроксида натрия в ампуле, если на титрование 20 мл этого раствора пошло 20 мл 0,1М раствора соляной кислоты.

Ответ. 0,1М.

8. Представьте, что вы врач. К вам пришел пациент, который прочитал о том, что соединения бария ядовиты. Он категорически отказывается принимать внутрь сульфат бария при рентгеновском исследовании желудка. Как объяснить пациенту, что прием сульфата бария безопасен?

Ответ. Ядовиты соединения бария, которые растворяются
в воде с образованием ионов бария. Сульфат бария – нерастворимая соль сильной кислоты,
эта соль не растворяется в сравнительно (с H2SO4) слабой соляной кислоте (желудочном соке).

9. Какие меры предприняли бы вы на месте медработника детского сада, если бы во время прогулки вашего подопечного укусили муравьи? (Ребенок жаловался бы на сильное жжение.)

Ответ. При укусах муравьев возникает чувство жжения в результате действия
муравьиной кислоты. Для нейтрализации кислоты надо протереть место укуса раствором гидрокарбоната натрия (пищевой соды). Этот раствор имеет слабощелочную среду.

10. Какие меры предприняли бы вы на месте врача, если бы при приготовлении раствора начинающий лаборант случайно облил руку кислотой? Ответ обоснуйте.

Ответ. Cледует смыть кислоту холодной водой из-под крана.
Для нейтрализации оставшейся на коже кислоты можно
использовать раствор гидрокарбоната натрия.

11. Начинающий лаборант биохимической лаборатории приготовил для проведения анализов растворы хлоридов натрия, магния и аммония, но забыл приклеить этикетки на склянки с растворами. Как определить, какое вещество находится в каждой из склянок? Ответ подтвердите экспериментом, используя выданные растворы этих солей в неподписанных пробирках.

Ответ. Cледует воспользоваться реакциями на катионы:

MgCl2 + 2NaOH = Mg(OH)2 + 2NaCl,

NH4Cl + NaOH = NH3 + Н2О + NaCl,

раствор NaCl окрашивает пламя в желтый цвет.

12. Для снижения артериального давления больному был выписан препарат. Рецепт был утерян. Элементный анализ препарата дал следующий результат: 9,76% Мg, 13,01% S, 71,54% О, 5,69% Н. Помогите фармацевту определить состав препарата.

Ответ. MgSO4ж7Н2О.

13. Представьте, что вы врач и должны дать ответ неопытной медсестре на следующий ее вопрос: «Допустимо ли одновременное введение внутрь больному сульфата железа(II) и нитрита натрия, учитывая, что среда в желудке кислая?»

Ответ. Cульфат железа(II) и нитрит натрия в кислой среде взаимодействуют,
поэтому их одновременное введение недопустимо. Уравнение реакции:

3FeSO4 + 3NaNO2 + 6HCl = Fe2(SO4)3 + 3NaCl + 3NO + FeCl3 + 3H2O.

14. Для некротизации (омертвления) нервной ткани в стоматологической практике используют пасту, содержащую оксид мышьяка(III). Для этого на обнаженную пульпу зуба наносят порцию пасты размером с булавочную головку. Помогите эксперту определить процентное содержания мышьяка в оксиде.

Ответ. (As) = 75,76%.

15. Представьте, что вы эксперт-токсиколог и должны проверить, нет ли угрозы, что оксид азота(I), применяемый в медицине в качестве наркотического средства, будет окисляться кислородом воздуха до весьма токсичного оксида азота(II):

2N2O + O2 = 4NO.

Ответ. Поскольку G > 0, окисление оксида азота(I)
до оксида азота(II) происходить не может.

Л и т е р а т у р а

1. Богданова Н.Н. Формы тестовых заданий по химии. Естествознание в школе, 2005, № 3, с. 44.

2. Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснокутская Л.П., Краснянская К.А. Результаты международного сравнительного исследования PISA в России. Вопросы образования, 2004, № 1,
с. 138–180.

3. Ковалева Г.С., Краснокутская Л.П., Краснянская К.А., Логинова О.Б. Итоги участия России в международной программе по оценке образовательных достижений (PISA) в 2003 г. Вопросы образования, 2004, № 1, с.181–189.

4. Каспржак А.Г., Митрофанов К.Г., Поливанова К.Н., Соколова О.В, Цукерман Г.А. Российское школьное образование: взгляд со стороны. Вопросы образования, 2004, № 1, с. 190–231.

5. Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования PISA-2000. М.: Логос, 2004, 296 с.

6. Каспржак А.Г., Митрофанов К.Г., Поливанова К.Н., Соколова О.В., Цукерман Г.А. Почему наши школьники провалили тест PISA. Директор школы, 2005, № 4, с. 4–13.

7. Каспржак А.Г., Митрофанов К.Г., Поливанова К.Н. и др. Новые требования к содержанию и методике обучения в российской школе в контексте результатов международного исследования PISA-2000. М.: Университетская книга, 2005, 128 с.

8. Ковалева Г.С., Корощенко А.С. Изучение химии в школах мира. Химия в школе, 1997, № 7,
с. 2–11.

9. Скальный А.В. Микроэлементы человека. М.: Научный мир, 1990, 96 с.

10. Кузнецова О.Г., Щангина Л.П., Шевцова Т.А. и др. Пособие по химии для поступающих в СибГМУ. Томск: Изд-во НТЛ, 2001, 104 с.

11. Литвинова Т.Н. Задачи по общей химии. Ростов-на-Дону. Феникс, 2001, 128 с.

12. Скальный А.В. Химические элементы в физиологии и экологии человека. М.: ОНИКС 21 век. Мир и Образование, 2004, 216 с.

13. Аршанский Е.Я. Как использовать ситуационные задания в педагогических классах. Химия в школе, 2005, № 6, с. 43–47.

О.Д.-С.КЕНДИВАН,
доцент кафедры химии Тывинского
государственного университета;
С.ХОМУШКУ,
студентка естественно-географического
факультета ТывГУ
(г. Кызыл, Республика Тыва)