Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №10/2007

В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ

Первоначальные
химические понятия

Общественный смотр знаний

Дидактическая цель. Создать условия для активного закрепления знаний по теме, используя систему вопросов и заданий для самостоятельной работы.

Задачи. Образовательные. Обобщить и систематизировать знания по теме; закрепить умения и навыки составлять химические формулы и уравнения реакций, вычислять по формуле массу данного вещества, если известно количество вещества, и наоборот.

Развивающие. Развить умения учащихся анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать; развить качества ума – критичность, глубину, быстроту; развить умения учебного труда – работать в нужном темпе, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль; развить волевую и эмоциональную сферы – уверенность в своих силах, способность преодолевать трудности.

Воспитательные. Воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешность исполнительской деятельности (ответственность, деловитость, работоспособность), творческой деятельности (активность и сообразительность, увлеченность и любознательность), готовность к жизни в семье и обществе (критичность и самокритичность, уважительность и взаимовыручка).

Эпиграф к уроку. «Дорога к знанию? Ну что же, ее легко понять. Ответить можно сразу: вы ошибаетесь и ошибаетесь, но меньше, меньше, меньше с каждым разом».

ХОД УРОКА

Учащиеся делятся на три команды. Для работы необходимы три ассистента – учащиеся 11-го класса. За каждой командой закрепляют ассистента. Далее представляют членов жюри, задача которых оценить работу класса. В состав жюри входят учитель химии и учащиеся 11-го класса. Члены жюри имеют зачетный лист для каждой команды. За каждое задание они выставляют баллы: за письменную работу – до 5 баллов, за правильный устный ответ – 1 балл.

П л а н  у р о к а

1. Химическая разминка.

2. Проверочная работа по теме «Валентность».

(10 баллов).

3. «Битва с драконом» (решение задач по теме «Количество вещества. Молярная масса»).

(5 баллов).

4. Проверочная работа по теме «Уравнения химических реакций».

(4 балла).

5. Подведение итогов урока.

Ассистент 1. Химия – это наука, умеющая творить чудеса.

Ассистент 2. В этом определении химии, которое лишь по случайности не вошло в учебники, нужно твердо усвоить главное.

Ассистент 3. Химия – это наука. И, как всякая наука, требует к себе самого серьезного, самого ответственного отношения.

Ассистент 1. Химия – это наука о веществах и превращениях настолько необыкновенных, что для непосвященных они кажутся чудом.

Ассистент 2. Секрет этой магии – знание химического ремесла.

Ассистент 3. Сегодня проверка ваших знаний, юные химики.

Химическая разминка

Устанавливается взаимосвязь между химическими понятиями и химическими законами. Через схему на доске формируется целостная система знаний по теме. Взаимосвязь между понятиями.

Примерные вопросы к химической разминке

1. Определите два главных понятия темы.

2. На основе чего мы составляем химические формулы и уравнения?

3. Сформулируйте закон постоянства состава.

4. Сформулируйте закон сохранения массы веществ. С именами каких ученых связаны работы по открытию этого закона?

5. Что такое химическая формула и что она показывает?

6. Какие химические термины используют при описании уравнения реакции?

7. Что такое химическая реакция?

8. Какие типы химических реакций вам известны? (Работа с карточками на столах.)

Найдите в карточках уравнения реакций четырех разных типов. Дайте определения каждому типу химической реакции.

9. Что такое валентность?

10. Приведите примеры химических элементов с постоянной и переменной валентностью.

11. Какие расчеты можно проводить по химическим формулам и химическим уравнениям?

Учащиеся, которые дали правильный ответ на вопрос, получают жетоны. На жетонах они записывают свои инициалы и номер команды. По окончании разминки все ответившие сдают жетоны ассистентам. В зачетный лист команды выставляются набранные в ходе конкурса баллы.

Проверочная работа по теме «Валентность»

Каждую группу делят на две микрогруппы. Они получают свои задания и выполняют их на листках. Работа выполняется на скорость. После сдачи результатов членам жюри проводится самопроверка правильности написания химических формул.

Примерные задания для одной группы

Первая микрогруппа Вторая микрогруппа
Напишите формулы веществ и обозначьте римскими цифрами валентности атомов элементов в соединениях:

Fe2O3; CO; Ag2O; Mn2O7; SO2

Составьте формулы веществ по валентностям (над знаками атомов элементов с переменной валентностью указано ее значение):

«Битва с драконом»

Учитель предлагает классу мысленно отправиться в химическое королевство, где мирно и дружно живут химические элементы и их соединения. На королевство напал трехглавый дракон. Победить его можно только с помощью знаний (если решить три задачи). Перед учащимися изображена фигура дракона. На каждой из голов – условие задачи. К доске вызывается по одному представителю от команды. Они записывают решение задачи на доске, делают ее разбор и «отрубают» голову дракона.

Примерные условия задач

1. Ученик должен был взять для реакции 0,5 моль серы. Он отвесил на весах 8 г серы. Правильно ли выполнено задание?

2. Какая масса кислорода потребуется для получения 360 г воды?

3. Вычислите количество вещества кислорода, прореагировавшего с медью, если образовалось 4 г оксида меди(II).

Проверочная работа по теме
«уравнения химических реакций»

Каждая команда получает задание и выполняет его на листке. Решение заданий сдают членам жюри, которое организует самопроверку правильности выполнения.

Примерные задания для одной группы

Запишите схемы реакций, расставьте коэффициенты и укажите типы реакций. Подчеркните в уравнениях реакций одной чертой формулы простых веществ и двумя чертами – формулы сложных веществ.

1) P + O2 P2O5;

2) HgO Hg + O2;

3) Zn + HCl ZnCl2 + H2;

4) MgO + H2SO4 … + … .

Подведение итогов урока

Выявление победителей.

Рефлексия.

Домашнее задание. Подготовиться к контрольной работе по теме.

В.Е.АЛЕКСЕЕВА,
учитель химии
школы № 30 с углубленным изучением
отдельных предметов
(г. Киров)