Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №9/2007

Я ИДУ НА УРОК

Волшебный конверт

Открытый урок по теме «Химическая связь»

Уроки изучения нового материала, проведенные в необычной игровой форме, особенно на начальных этапах изучения химии, помогают развитию познавательного интереса к предмету, снимают психологические моменты (трудность восприятия, сложность предмета), помогают вовлечь в работу на уроке максимальное число учащихся. Одним из таких уроков является урок с необычным названием «Волшебный конверт» (детективная история). В основу положен игровой момент – «подслушанный ночной разговор известных детских киногероев Колобков», который и обыгрывается потом на уроке. Необходимо создать соответствующий настрой – музыкальное сопровождение беседы Колобков (монтаж из фильмов), портреты Колобков, спрятанные по кабинету «следы» и т.д.

Цели. Продолжить знакомство учащихся с типами химической связи, познакомить с ковалентной химической связью и ее видом – неполярной связью, научить записывать схемы образования ковалентной неполярной связи; сформировать понятие о кратности связи, формировать умения выделять главное и делать выводы, стимулировать познавательную активность учащихся, интерес к предмету.

Оборудование. Периодическая система химических элементов, магнитофон, «следы Колобков», карточки с заданиями.

ХОД УРОКА

Актуализирующее начало

Учитель. Случилось это вчера вечером. Было уже совсем поздно, на улице темно и неуютно. Дома все заснули, а я все готовлюсь к урокам. Устало опускаю голову и почти засыпаю. В короткий миг между сном и явью мне вдруг показалось, что слышу чьи-то голоса. Наверное, галлюцинации. Нет, снова. Голоса все громче и громче, спорят. Прислушиваюсь и узнаю их – да это же Колобки! История очень интересная. Слушаю, удивляюсь, ухмыляюсь. Просыпаюсь, смотрю в окно и все забываю. Решаю, что это галлюцинации. Прихожу в школу, открываю кабинет и вижу их портреты и записку. Прочитаем?

Уважаемая Ирина Александровна!

Услышанная вами история является чистой правдой. Нам кажется, что она будет полезной и познавательной для всех восьмиклассников, ведь в городе, куда мы совершили путешествие по анонимному звонку женщины, вам, как химикам, тоже полезно будет побывать. Чтобы попасть в этот город, воспользуйтесь нашими подсказками. Следы от наших ног еще не смыла вода.

Анализ знаний учащихся

Учащиеся у доски, используя «следы Колобков», составляют электронные и молекулярные формулы заданных веществ – фторида лития, хлорида кальция и оксида алюминия – с подробными комментариями.

Задание следа дифференцированно и рассчитано на разные классы. Обязательно написание молекулярной формулы, а электронную формулу пишут только в сильном классе.

Из глины я обыкновенной,
Но я на редкость современный.
Я не боюсь электротока,
Бесстрашно в воздухе лечу,
Служу на кухне я без срока,
Мне все задачи по плечу.
Горжусь своим я именем,
Зовусь я… алюминием!

Я жилец квартиры восемь,
Я могу зажечь на спор
Спичку, свечку и костер,
Кто вам всем дышать дает?
Атмосферный кислород. Ответ. Al2O3.

Задание. Расположите следы по порядку и прочитайте слово.

• Какая связь существует между полученным словом и отгаданными нами веществами?

• Какой тип связи во всех этих веществах?

• Что такое ион?

• Какие силы лежат в основе притяжения ионов?

• Как образуются ионы?

• Как образуются положительно заряженные и отрицательно заряженные ионы?

• Дайте определение ионной связи.

Изучение нового материала

Учитель. Ой, что это? Еще одна записка? И как мы ее раньше не заметили? Прочитаем.

Молодцы!

Вот вы и дошли до пункта назначения. Не забудьте, заветное слово вам еще пригодится. А вот и город. Посмотрите вокруг.

Удивились? Мы тоже – одни близнецы-двойники, да такие дружные. Жаль, что разговаривать с вами они не будут. Но мы все записали – читайте текст на картинках-загадках. Угадали вещества? Чтобы приблизиться к разгадке тайны, воспользуйтесь подсказками криминалиста Колбочкиной.

1. Молекулы каких веществ – простых или сложных – живут в этом городе?

2. Атомы каких химических элементов образуют эти молекулы?

3. Напишите электронные формулы молекул водорода, кислорода и азота.

Что такое химическая связь? Какие ее типы вы знаете?

Напишите на листочках ответы на наши вопросы (не забудьте указать свою фамилию).

До свидания! Не прощаемся! До скорой встречи!

Вниманию учащихся предлагается макет дома, квартиры в котором занимают картинки с изображением близнецов. Учащиеся читают задания на картинках и отгадывают загадки. После этого они выполняют другие задания, предложенные в записке, с подробными комментариями.

Картинки-загадки

Жили в этой квартире два старичка. Ростом они были невелики, зато глаза у них были большие и голубые. На месте не стояли ни минутки. Говорили много. Хвастались.

– Сколько нам лет? Не помним! Родились в 1787 г., а может быть, и раньше. Как нас зовут? «Рождающие воду».

 

А здесь живут высокие поэты. Их стихи пользуются неизменным успехом.

Поэзия есть тот же кислород,
Рождая жизнь, она же жизнь берет,
Рождая красоту, сгорает в ней,
Во тьме сверкая сотнями огней.
Поэзия есть тот же кислород,
В пустыне – как поток прохладных вод,
Как листьев упоительная тень –
Для странника в палящий знойный день.
Стихи их нам понять бывает тяжело.
Одно мы поняли – без них умрем мы.

 

Странные эти братья, не от мира сего, а главное – высокого мнения о себе. Парят в облаках и смотрят на всех свысока. Ведь, что ни говори, без них нет жизни на Земле. Они – составная часть белков и нуклеиновых кислот. Полимерные цепи этих веществ они круглосуточно плетут с самого рождения живого организма.

Предупреждаем вас заранее:
Мы непригодны для дыхания.
Но все как будто бы не слышат
И постоянно нами дышат…

Учитель подробно объясняет механизм образования ковалентной связи, говорит о ее кратности, длине. Рассматривает электронные и структурные формулы веществ. Учащиеся записывают основные положения в тетради.

Связь, образующаяся за счет обобществления электронов (образования общих электронных пар), называется ковалентной связью. Ковалентная неполярная связь – это связь, возникающая в результате образования общих электронных пар между атомами одного и того же элемента-неметалла.

Закрепление знаний

Задание. Укажите тип химической связи.

Вариант I. NaCl, MgCl2, Cl2.

Вариант II. KCl, CaO, Br2.

Учитель. Вот такая история приключилась с нами. А вот Колобкам спасибо! Ведь именно они помогли мне объяснить новый материал.

Домашнее задание. По учебнику О.С.Габриеляна «Химия-8» § 10.

И.А.ПОЛУЭКТОВА,
учитель химии школы № 10
(г. Абакан, республика Хакасия)