Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №8/2007

КОНКУРС "Я ИДУ НА УРОК"

Вода – самое обыкновенное
и необыкновенное вещество

См. также № 5/2007

УРОК-СКАЗКА

Дидактические цели. Образовательные. Продолжить формирование представлений о свойствах воды.

Развивающие. Продолжить формирование общеучебных умений и навыков; развивать умения учебного труда: наблюдать за ходом эксперимента, осуществлять самоконтроль; развивать волевую и эмоциональную сферу: самостоятельность, уверенность в своих силах.

Воспитательные. Воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешную творческую и исполнительскую деятельность: увлеченность, наблюдательность, сообразительность, чуткость и уважительность.

ХОД УРОКА

Фантастические узоры инея, причудливые формы облаков, узорчатое кружево снежинок, радужное мерцание капель росы, весенний дождь, тропический ливень – и это все о ней. О чем? О воде!

Давайте на минутку отвлечемся от внешнего мира, забудем о том, что нас окружает, послушаем себя, свои мысли, свои чувства.

У вас на столах в стаканах вода. Чтобы ощутить, какая она, предлагаю поступить так. Закройте глаза и представьте себе (в классе звучит музыка), что мы находимся в пустыне: нещадно палит солнце, на небе ни облачка. Мы медленно передвигаемся по раскаленному обжигающему ноги песку. Наш путь долог и утомителен. У каждого за плечами тяжелый рюкзак, все устали. Пот льет ручьями, во рту пересохло от жажды, до цели еще далеко.
В боковом кармане рюкзака лежит фляжка с водой. Идти больше невозможно, хочется присесть и выпить хотя бы глоточек воды. Рука сама тянется к карману рюкзака. Откройте глаза. Поднимите руку, кому захотелось пить. Отпейте глоток воды. А теперь подумайте, какая же она – вода? (Сладкая, холодная, утоляющая жажду…)

Чтобы сформулировать тему сегодняшнего урока, вспомните, что вы знаете о воде.

Сегодня на уроке мы узнаем о необыкновенных свойствах воды. У вас на столах карточки с перечнем важнейших физических свойств веществ. Запишите в тетрадь физические свойства воды.

Характеристика
вещества
Физические
свойства воды
Агрегатное состояние а) Жидкая (вода);
б) твердая (лед);
в) газообразная (пар)
Вкус Без вкуса
Цвет Без цвета
Запах Без запаха
Температура кипения 100 °С
Температура замерзания 0 °С

Я расскажу вам сказку о воде. Самые важные сведения о воде запишем в тетрадь.

В некотором царстве, в некотором государстве жила-была добрая фея Химия, а с ней – вещества: простые и сложные, твердые, жидкие и газообразные, активные, малоактивные и неактивные. Жили они дружно, весело, но иногда ссорились, выясняли отношения, действовали друг на друга, взаимодействовали.

Повстречались однажды водород с кислородом, и говорит водород: «Давай с тобой объединимся, будет жить нам легче».

«Нет, – отвечает кислород, – не буду я с тобой объединяться, я тебя больше, тяжелее и сильнее».

Ребята, почему кислород так считает? (Заполняем таблицу.)

Водород Kислород
Mr(H2) = 1•2 = 2;
валентность – I
Mr(O2) = 16•2 = 32;
валентность – II

«Давай объединимся, – просит водород. – Я дам на объединение целых два атома, а ты только один, и увидишь, какое чудесное вещество получится. Его формула будет H2O». Kислород согласился.

И пошла молва трезвонить,
Вещества все беспокоить:
Появилась здесь царица,
А прозванье ей – водица!
Шествует, как королева,
Гордо, важно, очень смело.
Сильная она всегда,
Помни – звать ее …

(Вода.)

Задание. Написать в тетрадях уравнение реакции получения воды. Определить тип химической реакции.

Полюбила воду фея Химия и решила познакомить ее со своим царством. Первое владение, которое они посетили, было владение солей. Соли как прослышали, что есть чудесное вещество вода, так и заволновались, особенно поваренная соль. Соль хлорид натрия считала себя красавицей и любила спрашивать у зеркальца: «Свет мой, зеркальце, скажи и всю правду доложи, я ль на свете всех милее, всех красивей и белее?» А ей зеркальце в ответ: «Ты прекрасна, спору нет, но водица всех милее, всех прозрачней и важнее». Так узнала соль, что вода ее важнее.

«Ну что в ней хорошего? – спрашивает поваренная соль у зеркальца. – И без цвета она, и без запаха, и даже без вкуса. То ли дело я, да никакого сравнения нет!»

И вдруг она увидела воду. Все ближе и ближе к ней подходит, хочет рядом встать, чтоб все сравнили их. «Не подходи, соль, к воде! Не прикасайся, исчезнешь!» – кричит ей фея Химия. «Еще чего!» – возмутилась соль и прикоснулась к воде.

Что же произошло с солью?

Лабораторный опыт.
Растворение солей в воде и выпаривание раствора соли

Оборудование и реактивы. Два химических стакана с водой, стеклянная палочка для перемешивания, сухое горючее, спички, предметное стекло; пробиркодержатель, пипетка; соли – медный купорос и поваренная соль.

Ход работы

1. Поместить в один стакан с водой несколько кристаллов медного купороса. Размешать содержимое стеклянной палочкой.

2. В другой стакан с водой поместить несколько кристаллов поваренной соли. Размешать содержимое стеклянной палочкой.

3. Обсудить в паре вопросы для самостоятельных выводов.

а) Что произошло с кристаллами соли?

б) Kакое явление (физическое или химическое) произошло с солью?

в) Сделать вывод по этому свойству воды.

4. Закрепить предметное стекло в пробиркодержателе.

5. С помощью пипетки нанести на предметное стекло несколько капель раствора соли медного купороса.

6. Нагреть стекло пламенем сухого горючего до полного испарения воды.

7. Обсудить в паре вопросы для самостоятельных выводов.

а) Что произошло с водой?

б) Kуда она исчезла?

в) Образовалось ли новое вещество?

г) Сделать вывод по свойству воды испаряться.

1-й  в ы в о д. Вода – хороший растворитель.

Вода способна растворять многие вещества. Есть такая поговорка «И капля камень точит».

Kакие еще поговорки и пословицы о воде вы знаете?

2-й  в ы в о д. Вода – летучая жидкость.

«Kак прекрасно я умею летать», – подумала вода, но вдруг ударилась о холодное стекло, и она снова превратилась… (в капельки воды).

Вода – тихая, спокойная, величественная – продолжала свое путешествие по царству Химии.

Внимание! Владения активных металлов – лития, натрия и калия. Они живут в замке с нефтепродуктами и не выходят из него. Веселые, озорные, эти металлы часто нарушают дисциплину. «Подошла вода к замку», – сообщает литий. «Ну и что, я могу поджечь корабль и на воде», – говорит натрий.

Демонстрационный опыт. Возгорание бумажного кораблика с кусочком натрия, помещенного в чашку с водой.

«Ах, что наделал натрий! – сказала фея Химия. – Он поджег корабль. Раствори его, вода!» Вода всесильна, она растворила металлический натрий.

«Выдели меня из воды! – запищал натрий. – Помоги мне, фея Химия!» Но ничего сделать было уже нельзя. Почему?

3-й  в ы в о д. Вода взаимодействует с активными металлами.

Вот и сказке конец, а кто слушал, молодец! Спасибо всем, кто помог ее рассказать, а сейчас проверим, что вы усвоили.

Проверь свои знания (парная работа)

1-я игра «Рассыпанное уравнение». Из карточек на столе составить химическое уравнение реакции получения воды.

2-я игра «Kрестики-нолики». Соединить прямой линией вещества, которые растворяются в воде.

Уксус Древесина Kислород
Медь Медный купорос Поваренная соль
Сахар Песок Серебро

3-я игра «Удивительная цифра». Обвести верные ответы кружком.

1 2 3
4 5 6
7 8 9
10 11 12
13 14 15

1. Формула воды – H2O.

2. Относительная молекулярная масса воды равна 18.

3. Тип химической реакции образования воды из простых веществ – реакция соединения.

4. Соль медный купорос хорошо растворяется в воде.

5. Соль можно выделить из раствора фильтрованием.

6. Вода – хороший растворитель.

7. Чтобы выделить соль из раствора, его необходимо выпарить.

8. Вода – летучая жидкость.

9. Вода взаимодействует с активными металлами.

10. В воде растворяется железный гвоздь.

11. Вода имеет вкус и запах.

12. Вода не имеет вкуса и запаха.

13. Вода может существовать в трех агрегатных состояниях.

14. Процесс растворения – это физическое явление.

15. Взаимодействие активного металла натрия с водой – это химическое явление.

Домашнее задание. Сочинить произведение о воде (стихотворение, сказку, рассказ).

В.Е.АЛЕКСЕЕВА,
учитель химии школы № 30
с углубленным изучением отдельных предметов
(г. Kиров)