Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №6/2007

РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ

Школа: время реформ

Предпрофильная подготовка
по химии в форме элективного курса

Модернизация образования в системе полного общего среднего образования предполагает коренные изменения, связанные с предпрофильной подготовкой девятиклассников и профильным обучением учащихся 10-х и 11-х классов.

Одной из главных задач на современном этапе развития общего образования является такое построение учебного процесса и внеклассной работы в 9-х классах, при котором девятиклассник конкретно определяет профиль своего будущего 10-го класса или школы, в которой он будет учиться. Сегодня предлагается разнообразный спектр профилей: социально-гуманитарные, биолого-химические, физико-математические и др. Общеобразовательные школы смогут иметь один или два профиля, быть многопрофильными (в последнее время их называют мультипрофильными) или универсальными (без определенных профилей).

Реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершить ответственный выбор – предварительно самоопределиться в отношении профилирующего направления собственной деятельности. В связи с этим важна предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов.

Под предпрофильной подготовкой понимается система психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, способствующей самоопределению учащихся относительно профилей дальнейшего обучения и сферы профессиональной деятельности.

Необходимо отметить, что предпрофильная подготовка – гибкая система, зависящая от множества факторов: особенностей социально-образовательной среды, кадрового потенциала, профессионально-образовательных потребностей семьи и личности учащегося и т.д. Данные факторы необходимо учитывать при организации предпрофильной подготовки в любом учебном заведении.

Рассмотрим основные задачи, организационные и методические аспекты предпрофильной подготовки, а также некоторые проблемы, с которыми приходится сталкиваться при ее реализации.

Задачи предпрофильной подготовки

Выявить интересы, склонности, способности школьников.

Создать условия для получения ими практического опыта в различных сферах деятельности для самоопределения и выбора профиля обучения в старшей школе.

Обеспечить психолого-педагогическую поддержку в расширении представлений школьников о жизненных, социальных ценностях, в том числе связанных с профессиональным становлением.

Создать условия для развития широкого спектра их познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности.

Способствовать становлению способности школьников принимать адекватное решение о выборе дальнейшего образования и пути получения профессии.

В предпрофильной подготовке можно выделить три организационных блока (схема 1), реализация каждого из которых необходима, т.к. в противном случае не будут выполнены ее основные задачи.

Схема 1

Некоторые авторы данные блоки рассматривают как пропедевтический, основной и завершающий этапы предпрофильной подготовки. Что же входит в каждый из перечисленных блоков?

Информационная работа

• Презентация «образовательной карты» территории («образовательная карта» – это карта муниципального образования, на которую нанесены все общеобразовательные учебные заведения, учреждения дополнительного образования и другие организации и учреждения, на базе которых предполагается осуществить предпрофильную подготовку, а в дальнейшем и профильное обучение);

• предварительная диагностика образовательного запроса школьников с учетом мнения их родителей (законных представителей), основных мотивов предстоящего выбора, интересов и склонностей;

• презентация элективных курсов в рамках предпрофильной подготовки.

Профильная ориентация

• Обучение способам принятия решений о выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности;

• разработка школьного учебного плана предпрофильной подготовки;

• составление индивидуального учебного плана предпрофильной подготовки обучающегося;

• организация и проведение процедур психолого-педагогической диагностики и самодиагностики, позволяющих строить версии о предрасположенности к тем или иным направлениям образовательной деятельности в условиях профильного обучения;

• анализ образовательных ситуаций, в которых создаются условия для выявления основных ограничителей (затруднений, проблем) свободы выбора профиля обучения.

Выбор элективных курсов

• «Пробы выбора профиля обучения», серии эвристически ориентированных заданий, прогнозирующих соответствие личностной заинтересованности школьника обучению на данном профиле и требованиям избираемого профиля;

• схемы альтернативного выбора, позволяющие формулировать, ранжировать и наглядно («количественно») соотносить аргументы за и против совершаемого выбора профиля;

• образовательный рейтинг каждого ученика, включающий результаты итоговой аттестации (в зарубежной практике (в последнее время и в отечественной) при выборе дальнейшего профиля обучения, будущего профессионального образования рекомендуют учитывать не только академические достижения, но и портфолио – личные достижения учащегося в определенной области).

Остановимся более подробно на вопросе организации проведения элективных курсов.

Исходя из действующих и экспериментальных учебных планов, базовый объем предпрофильной подготовки определяется примерно в 102 ч (3 учебных часа в среднем на 34 учебные недели в году). Примерно 2/3 времени, т.е. 2 ч в неделю, отводится специально организованным краткосрочным (от месяца до полугодия) курсам по выбору. Предполагается, что эти курсы будут ориентированы не только на то, чтобы расширить знания ученика по тому или иному предмету (образовательной области), но и на организацию занятий, способствующих самоопределению ученика относительно профиля обучения в старшей школе.

Элективные курсы (от лат. electus – избранный) – курсы по выбору, которые учащиеся выбирают из предложенного набора в соответствии со своими интересами и потребностями. Основное отличие элективных курсов от факультативных – обязательность выбора, они входят в сетку школьного расписания (факультативы вынесены во вторую половину учебного дня).

По мнению большинства авторов, элективные курсы в рамках предпрофильной подготовки подразделяются на три основных вида: предметные (пробные), межпредметные и ориентационные. Некоторые авторы (А.А.Пинский, Т.Г.Новикова, А.С.Прутченков и др.) выделяют два вида курсов по выбору: предметно-ориентированные (пробные) и межпредметные (ориентационные).

Предметные (пробные) курсы по выбору являются пропедевтическими по отношению к будущим профильным курсам, они помогают учащимся 9-х классов сделать осознанный выбор профиля. Содержание и форма организации этих курсов должны быть направлены на расширение знаний ученика по тому или иному учебному предмету. Программы предметных курсов включают углубление отдельных тем базовых общеобразовательных программ, а также их расширение, т.е. изучение некоторых тем, выходящих за рамки школьных программ.

В процессе реализации предметных курсов по выбору решаются следующие задачи:

• реализация учеником интереса к выбранному предмету;

• уточнение готовности и способности осваивать предмет на повышенном уровне;

• создание условий для подготовки к экзаменам по выбору по наиболее вероятным предметам будущего профилирования.

Межпредметные курсы предполагают выход за рамки традиционных учебных предметов. Они знакомят школьников с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, и способами их решения в различных профессиональных сферах.

Задачами данных курсов являются:

• поддержание мотивации ученика на изучение предметов того или иного профиля;

• развитие склонностей, способностей и интересов школьника;

• формирование интегративной картины мира.

Ориентационные курсы представляют собой занятия, способствующие самоопределению ученика относительно профиля обучения в старшей школе, а в конечном итоге – профессии.

Задачами данных курсов являются:

• создание базы для ориентации учеников в мире современных профессий;

• ознакомление на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям.

Анализ учебных программ курсов по выбору, которые сейчас представлены для учителей химии, свидетельствует, что при разработке содержания курсов мало учитывается преемственность между таким курсом и профильными предметами в 10–11-х классах. Это проявляется в том, что предлагаемые девятиклассникам курсы по выбору, по большому счету, не являются пробными по отношению к конкретному профилю. Они в основном направлены на отработку общеучебных навыков, одинаково важных для освоения каждого профиля без учета его спецификации.

Важно, чтобы в пробных курсах ярче просматривались содержательные и деятельностные особенности профиля обучения. Например, чтобы успешно освоить химико-биологический профиль, ученику важно овладеть теоретической и практической (экспериментальной) составляющими этого профиля. В этом случае целесообразными могут быть курсы в форме экспериментальных практикумов, исследовательских лабораторных работ и др.

При разработке авторской программы элективного курса необходимо помнить об основных требованиях1, которые к ним предъявляются (схема 2).

Схема 2

В ходе нашего педагогического исследования было разработано несколько вариантов программ элективных курсов для предпрофильной подготовки. Некоторые из этих вариантов были опубликованы ранее2. Реализуя различные варианты программ, мы подтвердили «золотое правило» о взаимосвязи трех основных составляющих химических знаний: теоретической, экспериментальной и прикладной. При этом следует обратить внимание на то, что при разработке и реализации программ элективных курсов по химии для предпрофильной подготовки не следует делать крен в сторону одной из составляющих, т.к. это влечет за собой массу негативных последствий как на предпрофильном, так и на профильном уровне обучения.

Мы предлагаем приведенное в таблице (см. с. 12) построение элективного курса по химии в рамках предпрофильной подготовки. Такое построение курса дает возможность показать прикладное значение химии в жизни человека, а также ориентирует учащихся на изучение данного предмета на профильном уровне (это достигается за счет углубленного изучения теоретической части курса).

Таблица

Занятие Тема занятия Форма занятия
1 Химия – экспериментальная наука. Роль химии в жизни человека Лекция, беседа
2 Аналитическая химия. Понятие качественного и количественного анализа Лекция
3 Решение качественных задач на распознавание растворов веществ Практическое занятие
4 Решение качественных задач на распознавание твердых веществ Практическое занятие
5 Химия в быту. Использование различных веществ в быту Семинар
6, 7 Вывод формул химических соединений различными способами Объяснение учителя, групповая форма работы
8, 9 Решение расчетных задач на смеси веществ
(двухкомпонентные смеси, где одно из веществ не реагирует)
Объяснение учителя, групповая форма работы
10, 11 Решение расчетных задач на смеси веществ
(с необходимостью использования системы линейных уравнений)
Объяснение учителя, групповая форма работы
12 Химическая связь. Механизмы образования Семинар
13 Теория гибридизации (на примере молекул неорганических веществ) Лекция
14 Определение типов гибридизации в молекулах неорганических веществ Групповая форма работы
15 Итоговый контроль знаний Kонтрольная работа
16 Подведение итогов Kонференция

Большое место в курсе отводится отработке экспериментальных умений учащихся. Вопросы теории  химической связи и гибридизации включены в курс не случайно, т.к. углубленное изучение химии (особенно курса органической химии) тесно связано с природой строения вещества. Расчетные задачи позволяют проверить уровень сформированности математических знаний, которые потребуются на профильном уровне. Ни для кого не секрет, что расчетные задачи представляют собой трудность для учащихся и в базовом курсе химии, а на вступительных экзаменах в вуз им отводится существенный процент от общего количества баллов.

Реализация данной программы показала хорошие результаты осуществления предпрофильной подготовки: повысилась мотивация к изучению химии, учащиеся осознанно выбрали химию в качестве профильного предмета.

Основные методические рекомендации по реализации данной программы были уже представлены3. В этой статье мне хотелось бы остановиться на вопросах технологии проведения занятий по элективному курсу.

Курсы по выбору требуют технологий, предполагающих деятельностное и вместе с тем ценностное освоение содержания. Считаем, что использование проблемного способа позволит наиболее полно решать задачи предпрофильной подготовки, возложенные на курсы по выбору. Такой способ погружения учащихся в проблемы, рассматриваемые на курсах, может достигаться благодаря технологии образования глобального информационного сообщества (ТОГИС), методу проектов, игровым технологиям.

ТОГИС (автор-разработчик доктор педагогических наук, профессор В.В.Гузеев) свойствен отказ от акцента на передачу информации. Учитель становится менеджером, организатором образовательного процесса, его основные функции – постановка целей и планирование результатов, организация деятельности обучающихся, управление ею и экспертиза соответствия полученных результатов планировавшимся. В этой технологии преобладает проблемный подход к обучению. Основной элемент учебного процесса в ТОГИС – учебная задача, деятельность по решению которой должен организовать учитель. Те знания и умения, которые школьники получат при решении учебных задач, будут основным результатом их деятельности.

Ценность использования этой технологии при проведении курсов по выбору в том, что она позволяет закрыть те бреши, которые имеются в традиционном образовательном процессе. Например, в школе учащиеся, как правило, редко сталкиваются с поиском, отбором и анализом информации на разных носителях. В рамках урока, да еще при наличии строгих стандартов и ограничений по времени учитель не может позволить себе такую роскошь, как организация деятельности по поиску информации, поскольку этот процесс может затянуться. Поэтому классно-урочная система – одно из ограничений в применении ТОГИС.

Таким образом, можно говорить о том, что использование данной технологии позволяет индивидуализировать предпрофильную подготовку (метод проектов, выполнение творческих заданий и т.д.). Однако при организации исследовательских ученических работ учитель должен различать учебное и научное исследования. В современной практике зачастую можно услышать выражение «научно-исследовательская деятельность учащихся», среди критериев оценки детских работ встречаются такие, как «научная новизна», «актуальность», «практическая значимость». Учителям кажется, что они занимаются «большой наукой», формируя завышенную самооценку учащихся. Исследовательские работы в школе с учетом их материальной базы не могут иметь такой характер. Учебное исследование может строиться в русле подтверждения достоверно известных фактов и в то же время с постановкой какой-либо проблемной ситуации, задачи, т. е. исследование не должно завести в тупик ученика и учителя. В противном случае задуманная работа не сможет выполнить свое психолого-педагогическое предназначение.

Некоторые проблемы организации
предпрофильной подготовки

В связи с переходом к профильному обучению перед учителями и администрацией школы встает ряд проблем. Перечислим некоторые из них.

Предпрофильная подготовка учащихся подразумевает дальнейший выбор профиля. Каждый учитель должен осознавать свои реальные возможности в научно-методическом плане: можно ли гарантировать углубленное полноценное качественное обучение школьников по своему предмету; отвечает ли материально-техническая база школы требованиям, которые необходимы для углубленного изучения химии (реактивы, оборудование и т.д.), т.е. не превратится ли химия в «книжную науку»?

Даже при наличии большого количества специальных учебных заведений, где необходимые условия созданы, не исключена следующая проблема. Учебное заведение после проведения качественной предпрофильной подготовки объявляет открытие профиля по данному предмету, но со своей задачей реально не справляется. Ученики просто будут вынуждены переходить из такой школы в другие учебные заведения, что повлечет за собой сокращение контингента учащихся и, следовательно, недовольство администрации. Очень часто можно услышать от учителей такое высказывание: «Готовили ученика, вкладывали в него свои силы, тратили свое время, а он ушел в другое учебное заведение». В ситуации, когда правительством РФ готовится документ о нормативном финансировании учебных заведений («деньги идут за учащимся»), безусловно, возникнут финансовые проблемы для такого учебного заведения.

Вследствие общего демографического спада количество обучающихся с каждым годом катастрофически падает, что в итоге приводит к снижению числа классов в параллелях и учащихся в классах. Представим ситуацию, когда в школе один 9-й класс. Часть учащихся уйдет в другие учебные заведения, а те, которые продолжат обучение в 10-м классе, выберут тот или иной профиль. Профилей предлагается много, а учащихся мало. Кто будет финансировать работы с малыми количествами учеников в профилях – обеспечивать учебный процесс необходимой литературой, оборудованием, выплачивать заработную плату учителям?

Для решения указанных проблем можно предложить вариант разграничения профилей по близлежащим школам, т.к. одна школа не в силах предложить ученикам качественное обучение по всем направлениям. Для этого в течение учебного года можно организовать проведение комплекса элективных курсов по разным предметам на базах различных учебных заведений. Такая практика уже существует во многих городах нашей страны. Она решает многие образовательные проблемы и самое главное – стимулирует развитие школ.

Проблем, которые стоят перед педагогической общественностью в связи с новыми веяниями в системе образования, очень много. Решение их в перспективе должно привести к реализации основной идеи образования – индивидуализации обучения в соответствии с интересами учащихся и запросами общества.


1 Подробно данные требования рассмотрены в газете «Химия» (ИД «Первое сентября»), № 18/2006, с. 19–21.

2 См.: газета «Химия» (ИД «Первое сентября») № 32/2004, с. 1–8; № 18/2006, с. 19–21.

3 См.: газета «Химия» (ИД «Первое сентября»), № 18/2006, с. 19–21.

Л и т е р а т у р а

Новожилова Н.В., Фирсова М.М. Курсы по выбору: отбор содержания и технологии проведения. Народное образование, 2004, № 2, с. 120–129; Предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений: итоги эксперимента и перспективы дальнейшего развития. (Решение Всероссийской научно-практической конференции, 30 сентября–1 октября 2004 г., Москва.) Профильная школа, 2004, № 6, с. 3–5.

А.С.ЗВЯГИН,
аспирант кафедры неорганической химии
и методики преподавания химии МПГУ,
учитель химии школы № 323 (Москва)

Рейтинг@Mail.ru