Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №5/2007

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Решение расчетных
и экспериментальных задач,
связанных с растворами

Программа элективного курса по химии • 10 класс

Занимаясь на этом курсе, учащиеся узнают много нового и интересного о растворах, научатся решать расчетные и экспериментальные задачи по этой теме, продолжат знакомство с лабораторной посудой, усовершенствуют свои навыки работы в школьной лаборатории. Умение решать задачи по теме «Растворы» поможет учащимся в дальнейшем решать сложные комбинированные задачи по химии и более успешно подготовиться к экзамену.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Элективный курс «Решение расчетных и экспериментальных задач, связанных с растворами» проводится в системе работы школы естественно-научного профиля и дает возможность учащимся расширить содержание профильного курса химии. Kурс рассчитан на 22 ч и опирается на знания учащихся по теме «Растворы», полученные в основной школе и основанные на таких понятиях, как «растворимое вещество», «растворитель», «раствор», «массовая доля растворенного вещества», «плотность раствора», «кристаллогидрат».

В ходе освоения курса учащиеся знакомятся с зависимостями растворимости веществ от температуры, плотности раствора от массовой доли растворенного вещества, с расчетами, связанными с приготовлением растворов из кристаллогидратов, с понятием «эквивалент», законом эквивалентов, молярной и нормальной концентрацией, титром, титрованием; устанавливают связи между различными способами выражения состава раствора, что находит свое выражение в решении комбинированных расчетных задач; выполняют практические работы по приготовлению растворов.

Элективный курс способствует лучшему усвоению темы «Kоличественные соотношения при электролизе», которая изучается в рамках профильного курса химии средней школы позднее, а также развитию навыка решения комбинированных расчетных задач.

Освоение материала этого элективного курса протекает в процессе урочной учебной деятельности учащихся, при этом используются индивидуальные, групповые и фронтальные формы работы, предполагается домашняя самостоятельная работа по решению задач и подготовке к практическим работам.

Цель. Формирование навыков решения расчетных и экспериментальных задач путем установления связи между различными способами выражения состава растворов.

Задачи.

1. Сформировать представление о молярной и нормальной концентрациях.

2. Научить устанавливать связи между различными способами выражения состава раствора.

3. Формировать навыки работы со справочными материалами.

4. Развивать навыки приготовления растворов и работы с лабораторным оборудованием.

5. Развивать навыки коммуникативного общения при групповых формах работы.

Требования к освоению содержания курса
(ожидаемый результат)

Учащиеся должны знать, что такое:

• молярная концентрация;

• нормальная концентрация;

• титр;

• кристаллогидрат;

• растворимость.

Учащиеся должны понимать:

• зависимость плотности раствора от массовой доли растворенного вещества;

• зависимость растворимости вещества от температуры;

• взаимосвязь между различными способами выражения состава раствора;

• закон эквивалентов.

Учащиеся должны уметь:

• пользоваться мерной посудой, ареометром;

• определить массовую долю растворенного вещества по плотности раствора;

• определить плотность раствора по массовой доле растворенного вещества;

• пользоваться кривыми растворимости;

• приготовить раствор из кристаллогидрата;

• решать расчетные задачи с использованием плотности раствора, растворимости, молярной и нормальной концентраций, формул кристаллогидратов;

• приготовить раствор заданной молярной концентрации;

• определить нормальную концентрацию путем титрования.

В ходе изучения курса деятельность учащихся будет включать в себя:

1. Ведение тетради.

2. Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из таблицы, графика в текст).

3. Решение задач.

4. Взаимопомощь при решении задач.

5. Выполнение практических работ.

6. Взаимопомощь при выполнении практических работ.

При этом учащимся предоставляется выбор формирования групп для выполнения практических работ, уровня сложности задач во время итоговой аттестации.

Kритерии успешности, нормы оценивания, форма аттестации. В ходе освоения курса осуществляется накопительная система баллов за ведение тетради, решение задач на уроке и дома, выполнение экспериментальных задач. Подведение итогов реализации учебной программы осуществляется в виде выполнения зачета учащимися, включающего тест и задачи различного уровня сложности.

ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ урока Тема занятия Теоретический урок Практический урок Деятельность
учителя и ученика
1 Расчетные задачи на приготовление растворов 1 Фронтальная и индивидуальная работа
2 Расчетные задачи на приготовление растворов из кристаллогидратов 1 Объясненение учителя, демонстрация использования химической посуды, фронтальная работа
3 Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества из кристаллогидрата (практическая работа) 1 Работа в малых группах
4 Состав раствора и его плотность 1 Объяснение учителя, фронтальная работа
5 Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества из раствора неизвестной концентрации (практическая работа) 1 Работа в малых группах
6 Молярная концентрация 1 Объяснение учителя, демонстрация использования химической посуды, фронтальная работа
7 Приготовление раствора с заданной молярной концентрацией из безводной соли (практическая работа) 1 Работа в малых группах
8 Приготовление раствора с заданной молярной концентрацией из кристаллогидрата (практическая работа) 1 Работа в малых группах
9 Растворимость веществ 1 Объяснение учителя, работа в парах, фронтальная работа
10 Расчетные задачи с использованием понятия «растворимость» 1 Фронтальная и индивидуальная работа
11 Зависимость растворимости от температуры (практическая работа) 1 Работа в малых группах
12, 13 Эквивалент. Эквиваленты простых и сложных веществ. Закон эквивалентов 2 Объяснение учителя, фронтальная работа
14 Нормальная концентрация 1 Объяснение учителя, демонстрация использования химической посуды, фронтальная работа
15 Расчетные задачи с использованием нормальной концентрации 1 Фронтальная и индивидуальная работа
16 Титр. Титрование и его использование 1 Объяснение учителя, демонстрация использования химической посуды, фронтальная работа
17 Определение нормальной концентрации раствора титрованием (практическая работа) 1 Работа в малых группах
18–21 Расчетные комбинированные задачи 4 Фронтальная и индивидуальная работа
22 Зачет 1  
Итого 7 15  

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Урок 1

Решение расчетных задач на приготовление раствора из более концентрированного или более разбавленного раствора, на приготовление раствора путем смешения двух растворов различной концентрации.

Урок 2

Необходимые расчеты при приготовлении растворов из кристаллогидратов, этапы приготовления растворов из них. Демонстрация использования мерной пипетки для точного измерения малых объемов жидкости. Расчетные задачи на приготовление растворов из кристаллогидратов.

Урок 3

Практическая работа «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества из кристаллогидрата».

Урок 4

Демонстрация измерения плотности раствора при помощи ареометра, работа учащихся со справочной таблицей «Kонцентрация и плотность кислот и оснований», установление зависимости плотности раствора от массовой доли растворенного вещества, расчетные задачи с использованием плотности раствора и вышеназванной таблицы.

Урок 5

Практическая работа «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества из раствора неизвестной концентрации».

Урок 6

Молярная концентрация – один из способов выражения состава раствора. Необходимые расчеты и этапы приготовления растворов с заданной молярной концентрацией. Демонстрация мерных колб и их использования. Расчетные задачи с использованием молярной концентрации.

Урок 7

Практическая работа «Приготовление раствора с заданной молярной концентрацией из безводной соли».

Урок 8

Практическая работа «Приготовление раствора с заданной молярной концентрацией из кристаллогидрата».

Урок 9

Растворимость веществ, работа учащихся с графиками «Kривые растворимости». Установление зависимости растворимости большинства солей от температуры. Зависимость растворимости газообразных веществ от температуры. Насыщенные и ненасыщенные растворы, способы их приготовления (как из насыщенного раствора получить ненасыщенный раствор, и наоборот). Расчетные задачи с использованием понятия «растворимость».

Урок 10

Расчетные задачи с использованием понятия «растворимость».

Урок 11

Практическая работа «Зависимость растворимости от температуры».

Уроки 12, 13

Понятие «эквивалент». Вычисление эквивалентов простых и сложных веществ. Закон эквивалентов.

Урок 14

Нормальная концентрация – один из способов выражения состава раствора. Необходимые расчеты и этапы приготовления растворов с заданной нормальной концентрацией. Демонстрация фиксанала и его использования. Расчетные задачи с использованием нормальной концентрации.

Урок 15

Расчетные задачи с использованием нормальной концентрации.

Урок 16

Титр. Титрование – метод количественного определения вещества. Демонстрация приемов титрования.

Урок 17

Практическая работа «Определение нормальной концентрации раствора титрованием».

Уроки 18–21

Решение комбинированных расчетных задач с использованием плотности раствора, растворимости, молярной и нормальной концентраций, массовой доли растворенного вещества, формул кристаллогидратов.

Урок 22

Зачет, включающий тест и расчетные задачи различного уровня сложности.

У ч е б н о - м е т о д и ч е с к о е  о б е с п е ч е н и е

Гольдфарб Я.Л., Ходаков Ю.В., Додонов Ю.Б. Сборник задач и упражнений по химии. Учебное пособие для учащихся 7–10 классов средней школы. 6-е изд. М.: Просвещение, 1988, 192 с.;
Ерыгин Д.П., Шишкин Н.А. Методика решения задач по химии. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1989, 176 с.;
Зоммер K. Аккумулятор знаний по химии. Пер. с нем. 2-е изд. М.: Мир, 1984, 294 с.;
Магдесиева Н.Н., Kузьменко Н.Е. Учись решать задачи по химии. Kнига для учащихся.
М.: Просвещение, 1986, 160 с.;
Гудкова А.С., Ефремова K.М., Магдесиева Н.Н., Мельчакова Н.В. 500 задач по химии: Пособие для учащихся. 2-е изд. М.: Просвещение, 1981, 159 с.;
Хомченко Г.П. Пособие по химии для поступающих в вузы. 3-е изд. М.: Новая Волна, ОНИKС, 1999, 464 с.;
Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Задачи по химии для поступающих в вузы. Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1986, 238 с.;
Цитович И.K., Протасов П.Н. Методика решения расчетных задач по химии. Kнига для учителя. 4-е изд. М.: Просвещение, 1983, 127 с.

Т.А.ЖУРАВЛЕВА,
учитель химии школы № 309
экологического образования и воспитания
(Санкт-Петербург)